О загробной жизни. О днях поминовения и о том, что всё, что было показано о загробной жизни – есть только слабое подобие её
I. Состояние души, преставшейся от земной жизни, в продолжение первых сорока дней, ангел поведал преподобному Макарию.
1) В продолжение первых двух дней по выходе души из тела она находится на земле, в большинстве случаев при теле, а также с родными, и посещает любимые места. В третий же день, во образ трёхдневного воскресения Христова, она возносится ко Престолу Всевышнего.
Вот почему фимиамом молитв и милостыней должно нам, земным, окружить в этот день душу новопреставльшегося.
2) Следующие шесть дней душа проводит в созерцании райских обителей и блаженствующих в них. Чистая душа от сего преисполняется радости, предвкушая собственное блаженство, а грешная смущается и мучается угрызениями совести, видя и сознавая своё неразумие, ради которого она лишилась небесных блаженств. В девятый день душа опять возносится ко Господу.
3) До сорокового дня душа носится по местам мук и страданий, приводящих её в ужас. В сороковой же день она в третий раз возносится ко Господу и здесь уже принимает определение, куда ей следовать: в место ли радости или в место мучений.
Усердно молитесь в этот день о душе, ибо в великом трепете и ужасе стоит она пред Судией.
II. Как понимать те чувственные образы, которые были показываемы людям в откровениях о загробной жизни?
Многие подвижники видели диаволов в образе уродов, с рогами, безобразными лицами, видели весы на Судилище Христовом, созерцали райские блаженства с пышными садами, богатыми дворцами. Как понимать эти чувственные видения? Неужели и в самом деле на том свете есть и железные весы, и хрустальные дворцы, а злые духи имеют рога, хвосты и т.п.?
1) Ангел говорит прп. Макарию: «Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных», т.е. так как человек не может постигнуть и уразуметь исключительно духовных предметов, то и показываются они ему в тех видах и образах, которые он привык видеть на земле. Безобразный по своей греховности дух злобы и показывается ему в виде отвратительного диавола. Суд Божий изображается здесь по образу взвешивания добрых и злых дел и т.п.
III. Что понимать под словами «огонь» и «червь»?
Так как человек по смерти тела остаётся бестелесным и, однако, он попадает в место мучений, где терзает его червь и жжёт огонь, то и червь, и огонь не суть вещественны, ибо они души человека ни глодать, ни опалять не могут. Это суть муки души, например, муки проснувшейся совести, муки от неудовлетворения всё растущей страсти или ещё сему подобные муки души.
После же воскресения тела и Страшного Суда, когда человек опять будет существовать в теле, к мукам душевным присоединятся и муки телесные, вследствие тесной связи души с телом.
IV. Заключение.
Молитесь же о своих почивших. Подавайте за них милостыню, освобождайте их от мук.