О загробной жизни. О частном суде и мытарствах
«Человеку положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27)
I. Суд над человеком после смерти тела.
Душа по разлучении от тела приводится на суд Божий. Здесь она обнажается от всех дел своих. Ничто не скроется от Всевидящего Судии. Да и сама она видит себя во всей своей наготе и ясно сознаёт своё безобразие. Здесь судит Бог и осуждает собственная совесть. Последняя уже ничем не может быть сдерживаема, и после её суждений ни один человек не подумает о том, что Бог его несправедливо осудил, ибо суд совести предшествует суду Божию.
II. Частному суду и осуждению предшествуют истязания души на мытарствах. Здесь злые духи задерживают душу и обличают её во грехах.
1) Мытарства – от слова «мытарь» – сборщик государственных налогов, податей. В древности мытари стояли у входа в город, дабы никто не мог избежать уплаты податей. Так и диавол возбраняет душе вход в Царство Небесное.
а) По слоям в поднебесной, от земли и до неба, стоят полки духовных мытарей, истязуя души, и уличая их в содеянных, а также и ложно приписываемых им грехах. Некоторые умирающие видят этих духовных мытарей, ещё находясь в теле. Так, когда умирала Мария Гречина (в городе Житомире), то она с непередаваемыми душевными страданиями говорила: «Мама, какие они все страшные. О, какие они ужасные. Они клевещут, лгут. Они говорят, что я ничего доброго не сделала... Приписывают мне такие грехи, каких я не делала».
Господь допускает к душе человека «мытарей», дабы она всё вспомнила и по правде оценила свою земную жизнь.
3) Учение о мытарствах впервые встречается в творениях св. Афанасия Александрийского, в написанном им житии преподобного Антония Великого. Здесь рассказывается, как прп. Антоний был восхищен во время молитвы в поднебесные пространства, и как его там задерживали злые духи.
4) Преподобный же Нифонт видел как:
а) Ангелы восходили к небу, неся души новопреставшихся, бесы же их задерживали, вспоминая грехи. Многих из них защитили ангелы-хранители, указывая на милосердие Божие и прощение, ради покаяния умерших. «Они покаялись, и Бог простил»,
б) Душу благочестивого мужа бесы только издали сопровождали, скрежеща зубами,
в) Душу самоубийцы бесы влекли во ад, а ангел-хранитель, следуя за нею вдали, плакал. Всё это видел прп. Нифонт.
5) Самое пространное сказание о мытарствах находится в житии Феодоры, духовной дочери преподобного Василия Нового.
а) Здесь рассказывается о том, что, когда душа Феодоры разлучилась от тела, то бесы требовали, чтобы ангел-хранитель отдал её им, но тут явился прп. Василий и заявил, что эта душа отдана ему Богом за то, что она много послужила его старости. Тогда бесы оставили её,
6) Восходя же ко Господу, душа была задержана на двадцати мытарствах в следующем порядке:
1 -е мытарство – истязаются на нём грехи словом содеянные,
2-е – лжи,
3-е – осуждения и клеветы,
4-е – чревоугодия,
5-е – лености,
6-е – воровства,
7-е – сребролюбия и скупости,
8-е – лихвы,
9-е – неправды,
10-е – зависти,
11-е – гордости,
12-е – гнева и ярости,
13-е – памятозлобия,
14-е – убийства,
15-е – волхвования,
16-е – блуда,
17-е – прелюбодеяния,
18-е – содомские грехи,
19-е – грех ересей,
20-е – немилосердия.
После сих мытарств душу Феодоры ангелы привели к вратам небесным и сказали ей: «Нынче преподобный Василий о тебе память творит». Из сего Феодора поняла, что это уже сороковый день после её смерти.
III. Заключение.
Помни же человек, что и тебя ждут эти истязания страшных мытарств. Готовься к ответу и страшись истязаний.
Чем оправдаешься ты, грешник? Что принесёшь в своё оправдание пред всевидящим Судией? Вот о чём позаботься!
Послушай, что говорит Патерик:
«Когда умер один инок, его духовный старец молился, чтобы ему была открыта загробная участь почившего. И вот ему было показано следующее. Когда душа почившего была приведена пред судилище, то бесы принесли много книг с беззаконными делами и грехами почившего и положили их на одну чашку весов; на чашку же добродетелей ничего не нашлось положить. Тогда ангел-хранитель вернулся в келию почившего инока, нашёл там платок, пропитанный слезами покаяния умиравшего, и его положил на весы. И, о чудо милосердия Божия! Слёзы кающегося грешника перевесили все грехи его.»
Плачь и ты, христианин, слезами покаяния. Быть может, ими омоешь свою греховную скверну и умилостивишь Судию.