Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

О смирении. Бог любит смирение...

I. Бог любит смирение. «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Иак.4:6; 1Пет.5:5). Гордого фарисея, несмотря на все его добрые дела, Господь осудил, а смиренного мытаря оправдал (чит. Лк.18:10–14).

II. В чём состоит смирение?

Хотя смирение и есть начало духовного восхождения, но как добродетель, взятая в широком объёме, она содержит множество черт, каждая из которых для нас является отдельною добродетелью. Эти добродетели суть:

1) Послушание, которое есть: неверие самому себе, даже своему доброму; отвержение своей воли во всём, а не только в главном; исполнение приказаний в буквальном и точном смысле без рассуждений и малейшей критики сих приказаний...

2) Себя осуждение и неосуждение ближних. Искреннее и нелицемерное принятие на себя вины за всё и осуждение себя, без желания оправдаться даже тогда, когда тебя обвиняют незаслуженно.

Прп. Марин, скрывая под мантией инока своё женское естество, ничего не сказал в свою защиту, когда одна грешница, родившая ребёнка, виновником сего сделала Марина. Святая подвижница-инок безропотно перенесла изгнание из обители и на все укоризны братии повторяла одно: «Простите, ради Христа».

3) Непримечание чужих грехов, происходящее оттого, что человек зрит свои согрешения, кажущиеся ему безмерно великими и трепещет за них суда Божия.

4) Безгневие, свобода от раздражительности, происходящие опять от зрения собственных грехов, которые кажутся христианину величайшим злом, в сравнении с которым – всё мелочно и ничтожно. Посему он гневается только на грех и на себя, когда он грешит, и благостен ко всем.

5) Непамятозлобие, которое есть следствие сознания и убеждения, что никто нам не может сделать зла, кроме нас самих. Всякие обиды, неприятности, притеснения и лишения, причиняемые нам людьми – суть только ступени к Царствию Божию. А раз люди нас исправляют, учат, смиряют, отнимают от нас то, что вредит нашей духовной жизни, то за что на них сердиться, и как можно им желать зла и памятозлобить? «Враги» наши – суть друзья наши.

6) Всё хорошее в себе приписывать действию благодати Божией; себе не принимать никаких благодарностей, а за всё благодарить Бога и других приглашать к тому же.

7) Сознавая себя великим грешником, неоплатным должником пред Богом и людьми – желать себе бесчестия и скорбей.

Один Епископ, согрешивший великим грехом (в давние века), с церковной кафедры кается пред народом, слагает с себя облачения и порывается уйти от паствы навсегда. После многих просьб он соглашается остаться под условием, чтобы все попрали его своими ногами, переступивши через него, лежащего на пороге. Вот смирение! Когда последний из прихожан переступил через Епископа, то послышался голос из алтаря: «За сие поношение Бог его простил».

Вот некоторые черты сей Богом возлюбленной добродетели.

III. Чем приобретается смирение?

Средства к сему:

1) Пламенная молитва ко Господу, ибо смирение, как и всякие добродетели, ниспосылается Богом духовным труженикам.

2) Замечание своих грехов и вхождение внутрь их, т.е. размышление об их вреде и опасности для души.

3) Размышления о величии и благости Божией, о Его к нам снисхождении и о нашей всецелой зависимости от Него...

IV. Заключение.

Чаще представляй себя лежащим во гробе, кишащем червями, истекающим гноем и сукровицей – и ты сим далеко отгонишь горделивые помыслы. Сравнивай себя с беспредельностью небес, рёвом бури, раскатами грома, безбрежными морями, – и ты восчувствуешь своё ничтожество. Приводи себе на память подвиги святых, молитвы пустынников, кровь мучеников, – и ты увидишь, как далеко отстоишь от сих праведников, а вместе с тем и от Царствия Божия.

Наверх