Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

О любви пастыря и пасомых

I. В 10 главе Евангелия от Иоанна говорится о добром пастыре и добрых овцах стада Христова. Вот черты их:

1) Добрый пастырь:

а) «Своя овцы глашает по имени», т.е. знает их поимённо; знает их жизнь, потребности, преуспевания и недостатки.

б) «Пред ними ходит». Своим примером показывает им христианскую жизнь. Всюду и всегда, даже в опасностях, идёт впереди овец, а не прячется за их спинами.

в) Видя «волка грядуща», не оставляет их.

г) «Душу свою полагает за овцы». Не положил однажды, а непрерывно полагает, т.е. готов в любой час и в непогоду пойти к своей овце, искать её, полагать за неё своё время, силы, средства, здоровье и даже жизнь.

2) Добрые овцы:

а) «Глас его слышат», т.е. слушаются своего пастыря, послушны ему.

б) «По нем идут», т.е. идут туда, куда укажет и пошлёт их добрый пастырь.

в) «По чуждем же не идут, но бежат от него» – они до смерти преданы своему пастырю. С ним и за ним они идут к Великому Архипастырю – Христу.

II. Отношения пастыря с пасомыми строятся и держатся любовью. Вот почему, прежде чем восстановить Петра в его апостольстве и поручить ему паству Господь вопрошает: «Любиши ли Мя?» (Ин.21:16).

III. О любви.

1) Любовь естественная. Она присуща природе каждого человека. Так как душа человека есть отображение Божества, то и в ней отображается любовь, которая по самой своей природе есть свойство Божества. Нет человека, который никого и никогда не любил бы. Но эта естественная любовь связывает между собою лишь немногих лиц, например, членов одной семьи или друзей.

2) Любовь христианская. Это есть развитие, или высшая ступень той же любви. Круг лиц, объемлющихся ею, расширяется. Она разливается на сотни и тысячи человек. А у людей святых она развивается до того, что в своём сердце они носят весь мир. Такова же любовь между пастырем и его паствой.

а) Эта любовь возрастает в таинстве хиротонии (посвящения, рукоположения). Здесь совершается как бы расширение сердца будущего пастыря, и в его сердце вносятся (с ним срастаются) сердца и души его пасомых. В этом таинстве (особенно, когда оно совершается в присутствии будущей паствы рукополагаемого) совершается нечто и в душах и сердцах пасомых: они принимают в себя своего будущего пастыря. Другими словами – здесь зажигаются взаимною любовью сердца пастыря и пасомых.

3) Любовь может возрасти и притухнуть. Для того чтобы быть добрым пастырем и добрыми овцами, необходимо дар любви возгревать и развивать, ибо без любви пастырь делается наёмником, и овцы становятся козлищами.

4) Чем развивается дар любви:

а) Любовью ко Господу и молитвой. Чтобы росла любовь ко Господу, должно размышлять о страданиях Сына Божия, о милостях к нам Господа и принуждать себя к молитве.

б) Ради Бога прощать обидчиков; не помнить зла; чаще думать о собственных грехах, обидах и неправдах.

в) Читать Священное Писание и Жития святых, дающих примеры евангельской любви, ангельского терпения, великого смирения, незлобия и милосердия.

г) Общаться с людьми верующими, кроткими, любвеобильными, дабы от их сердечных костров любви зажигать свои притухающие сердечные свечечки.

IV. Заключение:

Любовь – есть цемент, которым, после крови Христовой, держится Церковь Божия. Стремись же снискать её и развить в себе. Любовь даёт силы и осмысливает настоящую жизнь; она же открывает дверь и в будущую загробную жизнь.

Она восхваляется людьми и ублажается ангелами. Она приятна человеку и угодна Господу.

Она есть ключ в рай, ибо за любовь и вытекающие из неё добрые дела Христос-Спаситель обещал дать на Страшном Суде Царство Небесное, уготованное праведникам от сложения мира (Мф.25:34–40).

Наверх