О любви ко врагам
I. Смерть и молитва архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян.7:54–60). Многому научает нас первомученик Стефан, а главное – всепрощению. Умирая, он старается не замечать своих страданий, а молится о своих убийцах, врагах... О, какой великий пример нам...
II. Любовь – величайшая добродетель. Как приятна она... Что делает любовь в семье, любовь на службе, любовь в обществе... любовь в Церкви Христовой? Всюду она соединяет, всё умиротворяет, сглаживает, даёт силы, терпенье. Любовь больше веры и надежды. Она «никогда не перестаёт» (1Кор.13:8–13). Она Богу приятна; она – ключ, которым открывается дверь Царствия Небесного.
III. Но, если Богу угодна любовь вообще, то любовь ко врагам – в особенности – Мф.5:43–48. Христос не знает врагов и благотворит всем: за всех Он пострадал и то же делать завещал нам. Тот, кто делает добро врагу своему и любит его, своим должником делает Самого Господа. Твоё добро на земле остаётся неоплаченным, заплатит за него Сам Христос, сказавший: «Любите врагов ваших».
IV. Что есть любовь ко врагам? Это есть такое к ним отношение, которое выражается в следующем:
1) Мы не делаем зла врагам... не мстим им за сделанное нам зло. Не питаем к ним недобрых чувств. Не имеем в отношении их злых желаний...
2) Не осуждаем их... не осмеиваем их недостатков. Не злорадствуем их беде или горю.
3) Делаем им добро.
4) Хочешь знать, есть ли у тебя любовь к врагам, проверь себя. Если ты спокойно встречаешь своего обидчика, поклонишься ему, несмотря на то, что он гневается на тебя; имея над ним власть, не причинишь ему зла и даже не покажешь ему своей над ним силы; если ты без злости можешь думать о своём враге, искренно молиться о нём, защищать его пред другими, – значит, ты познал великую, святую любовь.
Не имеешь сих чувств, – молись Богу о даровании их.
V. Что нужно делать, дабы приобрести такую любовь? Она приобретается:
1) Смирением. Кто воистину считает себя великим грешником, не заслуживающим ни уважения, ни любви, ни даже самой жизни, тот не станет обижаться ни на кого, ибо всё он принимает, как воздаяние за грехи.
2) Пониманием того, что на самом деле один у нас есть враг – диавол, который искушает и толкает нас на единственное зло – грех. После диавола врагом нашим можем быть мы сами, если соизволяем на грех. Те же люди, которые делают нам так называемое «зло», при разумном нашем отношении к их делам, могут стать невольно для них самих нашими благодетелями, помогая нам спастись:
а) они отняли от тебя богатства, но этим они развязали твои руки, связанные богатством, освободили ум от ненужных забот, очистили сердце от пристрастия к ним...
б) лишили доброй славы. Этим же самым они способствуют тебе смириться и трудиться не для почестей и похвалы, а бескорыстно;
в) подвергают насмешкам, гонениям, посадили в темницу. Не желая того, они приготовили тебе венец исповедничества и награду мучеников... Умей только пользоваться искушениями, и они вознесут тебя от земли и приблизят к небу...
3) молитвой. Любовь – дар Божий. Человек должен трудиться над собой, дабы удержать и развить в себе любовь, но подаётся она Богом; Он её источник и Податель. Молись Христу о ниспослании в сердце твоё любви. Жалейся в молитве Богу на диавола, когда он обкрадывает твою душу, и проси защиты.
VI. Заключение:
Люби врага, – возлюбит и тебя Господь. Ведь и ты часто бываешь непослушен и даже врагом Творцу... Прости же согрешившему против тебя брату его малое согрешение. Сим заслужишь прощения великих своих грехов.