О христианской любви
I. Без любви нельзя спастись.
1) «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:36–39).
2) Если нет любви, то ни наша вера, ни подвиги, ни различные чудесные дарования нас не спасут – 1Кор.13:1–3.
3) Вечное блаженство получат только те, кто имеет любовь – Мф.25:34–40; и осуждены на погибель будут те, которые не имели любви – Мф.25:41–46.
II. Что такое любовь?
Так как любовь есть необходимое условие для получения вечного спасения, то должно ясно себе представить ту любовь, которая приводит ко спасению. Есть двух видов любовь: общечеловеческая и христианская.
1) Общечеловеческая любовь присуща всем людям. Она имеет недостатки, которые являются признаками, отличающими её от христианской любви. Они следующие:
а) Чувство собственности, права на любимого человека. Любимого эта любовь рассматривает, как свою собственность, своего раба. Отсюда происходит:
б) Ревность, бывающая источником споров, раздоров и семейных несогласий, доводящих до преступлений.
в) Сия любовь несвободна от раздражительности, злопамятства, некоей мстительности, гордости, ибо в большинстве случаев корнем её является себялюбие. «Я люблю себя и любящих меня».
г) Такая любовь связана и весьма зависит от внешних причин, как-то: от красоты лица, изящности одежд и богатства. Когда же любимый человек теряет красоту или наступает нищета и бедность, тогда уменьшается и любовь, начинается охлаждение и доходит оно до полного разрыва в отношениях.
2) Не такова любовь христианская. Так как она приводит к вечному блаженству, то и первая её черта – это:
а) Вечность. Она «никогда не перестаёт» (1Кор.13:8). Как бы её не оскорбили или обманули, она не прекращается.
б) Она есть самопожертвование – 1Кор.13:4–5. Она ничего для себя не требует, а всем себя отдаёт. Она «душу свою полагает за ближних» (см. Ин.15:13).
в) Она бескорыстна, «не ищет своего» (1Кор.13:5); не преследует своих выгод и не ждёт благодарности или награды. Делать добро, отдавать всем себя – есть её потребность, свойство.
г) «Она не мыслит зла» (1Кор.13:5), всем всё прощает. Её гонят, она же служит гонителям; её мучают, а она молится за мучителей. Примеры: Апостолы, архидиакон Стефан (Деян.7:60) и мученики.
д) Внешние условия её не уменьшают: болезненное изуродование лица любимого человека порождает к нему ещё большую любовь и жалость; бедность вызывает нежную заботливость.
е) Она собою всех обнимает, всех делает близкими.
Вот главные черты спасительной христианской любви.
III. Заключение.
Тебе дано было познать сладость обычной, человеческой любви. Вспомни то время, когда впервые ты полюбил и взаимно был любим, – каким прекрасным тогда казался мир Божий, какими добрыми все люди, и как счастлив был ты сам.
Расшири же своё сердце, взойди на высшую ступень любви, – и ты будешь ещё более счастлив.
Как приятно жить, когда ты любишь одного человека, но сколь счастливее тот, который полюбил всё человечество, для которого все люди – братья, близкие, родные. Не думай, что люди, не любящие нас, отнимут у нас это счастье. Нет, ибо христианская любовь ничего от людей не требует, а сама всё им даёт. И даже среди гонений и мук она даёт радости, ибо она любит гонителей и мучителей своих. Источником её являются не люди, а вечный, неизменяемый, всеблагий, всесвятый, совершеннейший Господь. В Нём её счастье и радость.
Возлюби же Господа и весь мир всею душою твоею, – и Господь возлюбит тебя всею силою Своей Божественной любви.