О духовных беседах

Бесспорна та истина, что каждый сын Православной Церкви должен знать свою веру, знать не только то, в чем заключается сущность этой веры, но и то, какие она возлагает на него обязанности, какую награду обещает и на чем основывается ее преимущество пред другими, инославными и иноверными исповеданиями. Но все ли мы знаем свою веру и в достаточной ли степени знаем? Да простит мне любовь ваша, если на этот вопрос я дам отрицательный ответ. Мы веруем в Господа Иисуса Христа, часто слышим евангельские о Нем чтения, но много из Его жизни и Его учения еще не знаем. Мы празднуем память многих святых, но не знаем их жизни, их нравственных подвигов и добродетелей. Мы часто ходим к богослужению, но не понимаем иногда смысла того, что здесь поется и читается. Мы участвуем в святых Таинствах, но не понимаем иногда ни их смысла и значения, ни причины и цели их установления. Приведу несколько примеров. Вот, например, сегодня мы вступили, говоря церковным языком, в Триодь Постную, то есть в период времени, в который Церковь приготовляет нас к посту и покаянию. Сегодня мы слышали в евангельском чтении притчу о мытаре и фарисее, в следующее воскресение услышим притчу о блудном сыне, затем, в Неделю мясопустную – о Страшном Суде, и наконец в Неделю сыропустную, накануне поста, Евангелие о прощении друг другу обид и прегрешений. Но многие ли из нас сумеют объяснить, есть ли какая-нибудь связь между этими евангельскими чтениями и как достигает Церковь своей цели приготовления нас к посту и покаянию? Мы знаем, что в пяток на Первой недели Великого поста поставляется всегда на средине храма коливо и воспеваются над ним хвалебные песни великомученику Феодору Тирону. Но не многие, думаю, в состоянии будут объяснить, почему Церковь поступает здесь как будто вопреки своему уставу, по которому празднование в честь святых в эти дни переносится на другие, да к тому же и память Феодора Тирона не совпадает с этим днем, а всегда или предшествует ему, или следует за ним? Точно так же не всякий даст ответ на следующие вопросы: почему в первое воскресение Великого поста возглашается анафема, почему среди этого поста совершается поклонение Кресту Господню, почему в Великую Субботу после литургии совершается освящение хлебов?

Но что говорить об особенностях в уставе Церкви? Многое ли мы знаем из таких даже обрядов, которые касаются непосредственно нас самих? В богослужебных книгах наших есть чин воцерковления, или посвящения нас Господу, и последование на исход души. Первый из них совершается над каждым из нас в сороковой день по рождении, когда мы еще ничего не могли понимать, а второе будет совершаться у смертного одра нашего, когда мы так же, быть может, не будем способны с надлежащим чувством и сознанием выслушивать эти чудные и глубоко поучительные молитвы. Как же не узнать их содержания? Но многие и очень многие, к сожалению, не знают. Восполнением вот таких-то и подобных им пробелов в нашем религиозном знании и могут послужить духовные беседы.

Но, может быть, кто-нибудь из вас скажет, что всему этому нет надобности и учиться, что достаточно веровать только в Бога и Спасителя нашего, и этой верою спасемся, как спасались простецы в старое доброе время. Но и у всякого времени, братие, есть свое бремя, а на долю нашего времени выпала сугубая тяжесть. Кто не знает, какое смутное время переживает сейчас наша Православная Церковь! Правда, как показывает само название ее «воинствующей Церкви», она никогда не пользовалась совершенным спокойствием и всегда имела врагов у себя, но никогда эти враги не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Изрыв по всем направлениям всю область христианской веры, они не оставили теперь нетронутой ни одной из ее истин. Теперь разом мы имеем пред собою все заблуждения, какие когда-либо существовали, и сколько таких, которые никогда еще не существовали. Думаете ли, братие, что эти лжеучителя, это разного рода сектантство, в близком соседстве с которым приходится жить вам, безопасны и безвредны для вашей веры, хотя бы вы и не сочувствовали им? О, нет! И при любви к своей вере, и без желания подчиниться их заблуждениям вы можете наслушаться от них таких возражений, которые засорят ваш ум соблазнительными мыслями, расшатают и ослабят ваши убеждения. Естествоиспытатели знают, что обширные, вековые леса истребляются мелкими насекомыми, – так и вера ваша незаметно может повредиться теми ложными мыслями, которые в таком множестве и устно и письменно распространяются сектантами. И эта опасность тем более, чем менее мы знаем свою православную веру. Вот почему добрые пастыри – ревнители православия и должны помочь вам в изучении вашей веры православной, чтобы поделиться с вами тем сокровищем, которое заключается в Божией книге и церковной науке.

Дорожите, братие, этим сокровищем! Не упускайте случая под этим надежным руководством расширить круг ваших познаний в области вашей православной веры. Знайте, что только с божественной высоты православия можно усмотреть и как должно оценить все противохристианские движения ума человеческого и все уклонения от истины Христовой, допускаемые во всякого рода сектах. Ходите, братие, охотнее на духовные беседы и старайтесь с вниманием выслушивать не как только певцов сладкогласных, не с тем чтобы только посудить да порядить о достоинстве проповедника, но чтобы извлекать для себя уроки и слагать их в своем сердце.

Пусть не уклоняются от посещения бесед и те из вас, которые не обладают способностью воспринимать и удерживать в своей памяти содержание их. Слово Божие, которое составляет предмет этих бесед, не останется бесплодным и для них – и им принесут они существенную душевную пользу. Объясню эту мысль примером. Одна престарелая крестьянская женщина стояла однажды в воскресенье у своего дома и здесь, на лужайке, белила свой холст, только что вымытый в воде. В это время проходил мимо нее (это было после богослужения) местный землевладелец и спросил ее, была ли она в церкви и слышала ли она проповедь? Благочестивая женщина сказала, что она, по обыкновению, бывает каждое воскресение. Тогда землевладелец спросил ее, что усвоила она из проповеди? Но женщина ничего не могла сказать, она не знала ни одного текста. «Послушай, голубушка, – сказал тогда землевладелец, – какая же польза тебе от того, если ты каждое воскресение слушаешь проповедь и тотчас же всё забываешь?» Но женщина, однако, была не совсем глупа. Она сказала: «Такая же польза, какую получает сейчас вот этот мой холст, вымытый в воде. Вода эта от солнца скоро испарится, но самый холст станет от этого чище. Так и я. Хотя я в своем возрасте ничего не могу из проповеди удержать в своей памяти, но сердце мое, замечаю я, от нее становится чище». Не беда, братие, если и из вас не все окажутся способными запоминать и воспроизводить содержание предлагаемых здесь бесед, зато в душе их всегда останется сознание того, как близок к каждому Господь Своею любовью и Своим промышлением и как Он готов во всякое время оказать нам Свою благодатную помощь. А это послужит к возбуждению в них того доброго религиозного чувства, от которого делается мягче и чище наше сердце. Не пренебрегайте же, еще раз повторю, беседами и принимайте с любовью пастырей, ведущих их. Доброе и для всех вас многополезное дело делают они.

Но наша Русь Святая издревле хранит обычай каждое доброе дело начинать молитвой. Благочестивый русский человек приступает ли к посеву, начинает ли постройку нового дома, открывает ли торговлю, отправляется ли в далекий путь, начинает ли обучение детей – во всех более или менее важных случаях и событиях житейских испрашивает Божие благословение. И хорошо делает, ибо, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс.126:1), – чего не благословит Господь, в том не бывает успеха. Молитесь же и вы, братие мои, пред началом открываемых собеседований, молитесь источнику мудрости и света подателю – Христу, да изольет Он свет Свой в сердца наши во благо и спасении душ наших.


Душеполезное чтение. 1917. Январь. С. 7–12.



Наверх