О бессмертии души человека
I. Спаситель свидетельствует, что душа человека не умрёт одновременно со смертью тела, а живёт и без тела, и будет жить вечно – Мф.10:28. Убить души нельзя, ибо она вечна – Лк.20:36.
II. О неуничтожаемости души человека и о вечной её жизни говорят Апостолы – 1Кор.15:51–55; 1Фес.4:15–17; Откр.21:4.
III. Истина бессмертия души утверждена христианскими мучениками. Как могли бы тысячи христианских мучеников добровольно идти на смерть, если бы они не верили или, лучше сказать, не чувствовали себя по душе бессмертными?
IV. Истина бессмертия души утверждается на самом отношении души к этой истине:
1) Несмотря на то, что всюду царит смерть, человек, вопреки опыту, верит в бессмертие души. Откуда могла бы прийти человеку самая мысль о своём бессмертии, когда опыт вещает о смерти? Очевидно, что душа чувствует своё бессмертие.
2) Почему человек так отвращается от смерти, если она естественный его конец?.. Нет, она не естественный его конец, а извращение его природы, дань греху. Посему она так ненавистна ему, по природе бессмертному. Бессмертная часть человека (душа), видя смерть своего товарища (тела), скорбит, скучает, она не успокаивается, а ожидает наступления такого времени, когда и тело уже не будет подвержено смерти – 1Кор.15:53–54.
3) Посему вера в загробную жизнь (неумирание души) – есть удел всего человечества. Мы её видим во всех религиях на протяжении всей истории. А что всеобще, то несомненно.
V. Вера в бессмертную душу подтверждается явлениями умерших.
1) В полночь в опочивальню короля Франции Людовика XVIII является умерший тогда император Наполеон и подписывает брачный контракт маршала Мормона. Король в испуге теряет сознание. Подпись экспертами признается подлинной.
2) К преподобному Псковскому (XVI век), поселившемуся на месте подвигов преподобного Никандра, приходит некий юноша Андрей. Не выдержав трудности пустынной жизни, Андрей, украв у подвижника иконы, книги и новое монашеское одеяние, бежал. Старец, обнаружив бегство юноши и пропажу священных для него вещей, стал молиться при. Никандру помочь ему. В это время Андрея в лесу остановил почивший старец Никандр, преградив ему путь, и сказал: «Андрей, чадо моё. Куда ты хочешь идти? Или не знаешь, что ты нигде не можешь укрыться от меня?» («Пролог», 25 марта).
VI. Заключение.
Итак, человек, ты по душе бессмертен, вечен, гражданин нескончаемого мира. Готовься же к сей вечности, помня, что там есть только два места – «радость вечная» и «мука вечная».