Мученик Никифор, из Антиохии Сирской

[Греч. Νικηφόρος; лат. Nicephorus, Nikephoros] († ок. 257), мч. Антиохийский (Сирский) (пам. 9 февр.). Во время совместного правления имп. Валериана и его сына Галлиена (253-260) жили мирянин Н. и пресв. Саприкий. Они настолько хорошо относились друг к другу, что некоторые считали их родными братьями. Однако после многих лет дружбы диавол посеял в сердцах Саприкия и Н. сильную взаимную неприязнь, и с тех пор они не хотели даже встречаться на одной улице. По прошествии довольно долгого времени Н. одумался и попросил знакомых пойти к Саприкию, чтобы вымолить для него прощение, т. к. он раскаивается и не желает больше пребывать во вражде с другом. Пресвитер не принял извинений. Еще дважды Н. отправлял к Саприкию близких с предложением о примирении, но этот жестокосердный человек, забыв слова Господа о прощении прегрешений (см.: Мф 6. 14-15), оставался неумолим. Тогда Н. сам пришел к пресвитеру и, пав к его ногам, молил о прощении, но Саприкий не пожелал примириться, хотя был не просто христианином, но и священнослужителем. В это время в городе, где жили Н. и Саприкий, началось гонение на христиан и пресвитера арестовали. На суде он смело исповедовал Христа, отказался принести жертвы идолам, был подвергнут пыткам и приговорен к усечению мечом. Узнав, что Саприкию предстоит принять мученический венец, Н. неск. раз подбегал к пресвитеру, когда его вели на казнь, и молил о прощении, но тот даже перед смертью не хотел проявить любовь к ближнему. По этой причине благодать Божия покинула пресвитера: перед самой казнью он проявил малодушие и сказал, что готов поклониться богам. Услышав эти слова, Н. стал умолять бывш. друга не отрекаться от Христа, но все его уговоры были тщетными. Тогда Н. провозгласил, что он христианин и готов принять смерть вместо Саприкия. О случившемся было доложено правителю, к-рый приказал отпустить пресвитера на свободу, а Н. отрубить голову.

Преследования христиан при имп. Валериане и Галлиене начались летом 257 г. и проходили в 2 этапа: сначала гонениям подверглись представители духовенства, затем - все остальные христиане.

Мученичество Н. имеет 2 редакции, написанные на греческом языке (BHG, N 1331-1332). Более ранняя версия, озаглавленная «Мученичество святого великомученика Никифора и о злопамятстве», сохранилась примерно в 30 рукописях X-XVII вв. (напр.: Ambros. D. 92 sup.; Hieros. Patr. 280) и была впервые издана в составе «Греческой патрологии» Ж. П. Миня по списку X в. (Paris. gr. 1452) с лат. переводом (PG. 114. Р. 1368-1376). Др. редакция, составленная Симеоном Метафрастом (X в.), впосл. подвергалась неск. переработкам (BHG, N 1332b, 1332d, 1333). Ни в одной из этих редакций Мученичества не говорится, что Н. и Саприкий жили в Антиохии Сирийской, вероятно, это указание впервые появилось в версии BHG, N 1333. Еще одна редакция Мученичества Н. (BHG, N 1334), возможно, была написана Иоанном, еп. Сардским (возможно, один из адресатов прп. Феодора Студита, присутствовавший на Соборе 815 г.), на основе более ранней редакции с риторическими добавлениями. В XVII в. эта версия была переведена на лат. язык А. Барвоэтом (ActaSS. Feb. T. 2. P. 285-288). Константин Акрополит (между 1250 и 1255 - до мая 1324) составил Похвальное слово Н. (BHG, N 1334d), сохранившееся в рукописи 1-й четв. XIV в. (Ambros. H. 81 sup. Fol. 103-113v; Delehaye H. Constantini Acropolitae hagiographi byzantini epistularum manipulus // AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 266). В рукописи нач. XIV в. (Vindob. Hist. gr. 61. Fol. 153v) содержится сказание «О пресвитере Саприкии» (BHG, N 1334g); в сборнике хронографа, канонов и житий святых XVI в. (ГИМ. Син. греч. № 263 (407). Л. 304-319 об.; Владимир (Филантропов). Описание. С. 605) помещена версия Мученичества Н., не учтенная в BHG, инципит к-рой (Καθὼς ἀνάμεσα εἰς ὅλα τὰ ἄνθη) отличается от инципитов др. редакций.

По мнению И. Делеэ, Мученичество Н. написано в форме «фантастического романа», главный герой которого является вымышленным персонажем. Основная задача такого агиографического произведения - в увлекательной и доступной для простого читателя форме показать важность исполнения заповедей Божиих (Delehaye. Légendes. P. 59, 109, 113; Idem. Passions. 19662. P. 229).

Память Н. под 9 февр. находится уже в наиболее ранних списках Типикона Великой ц. IX-XI вв. (Patm. 266; Hieros. S. Crucis. 40; Mateos. Typicon. T. 1. P. 228) и в палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49, 155). Под этим же числом имя мученика и краткая заметка о нем содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 304-305) и в более поздних визант. синаксарях и минеях (напр.: Синаксарь за сент.-март, 1295 г. ГИМ. Син. греч. № 390(354); Владимир (Филантропов). Описание. С. 537). Сказание о Н. под 9 февр. было внесено в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» Макария Симонопетрского.

В XI-XII вв. сказание о Н. (под 9 февр.) было переведено с греч. оригинала, близкого к Минологию имп. Василия II, и вошло в состав слав. нестишного Пролога (греч. и слав. текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 738). Также память Н., посвященное ему двустишие и небольшая заметка о нем содержатся под 9 февр. в слав. стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 25). Под этим же числом сказания о мученике с указанием на то, что он пострадал в Антиохии, были включены в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 456 (1-я паг.)), оттуда Мученичество Н. перешло в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (также с упоминанием об Антиохии), и в ее более позднюю переработку (ЖСв. Февр. С. 180-185).

В западной традиции Мученичество Н. (BHG, N 1333) получило распространение в XVI в. благодаря латинской переработке (BHL, N 6085), выполненной Г. Герветом и включенной в сборник Л. Липпомано, а оттуда заимствованной Л. Сурием и опубликованной в Acta Sanctorum. Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память Н. под 9 февр. (MartRom. P. 55; MartRom. Comment. P. 56). В совр. редакции Римского Мартиролога Н. не упоминается.

Гимнография

В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 9 февр. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 228).

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н., 9 февр., если еще не начался Великий пост, совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь Н. канон и стихиры; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8, аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Ин 17. 18-26, причастен Пс 32. 1 (Пентковский. Типикон. С. 328).

В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 164, XII в., также содержатся кондак Н. с икосом, седален (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51).

Такое же в целом богослужебное последование в честь Н. назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., содержащем малоазийскую редакцию Студийского устава (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 413).

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 9 февр. совершается отдание праздника Сретения Господня, в связи с чем служба (канон) Н. переносится на полунощницу (см.: Arranz. Typicon. P. 120-121).

В древнейших редакциях Иерусалимского устава 9 февр. положено совершать память Н. и отдание праздника Сретения Господня (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 191); служба Н. поется на повечерии (напр., см. Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 91б). Такое же указание содержится и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; однако, если отдание праздника Сретения бывает раньше 9 февр. (подробнее см. в ст. Сретение Господне), то служба Н. соединяется со службой Октоиха или Триоди; Н. назначается отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласная стихира.

Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба Н. может совершаться 9 февр. на повечерии либо переноситься на 10 февр. и отправляться вместе со службой сщмч. Харалампию. Такая же альтернатива допускалась и в изданиях 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) возможность переноса службы Н. с 9 на 10 февр. не рассматривается; в этом издании появился дополнительный кондак Н. 1-го гласа

Богослужебное последование Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ); кондак 3-го гласа Πτερωθες ᾿Αοίδιμε, τῇ τοῦ Κυρίου ἀγάπῃ̇ ( допускается авторство прп. Романа Сладкопевца - см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1947. Τ. 46. Σ. 311) с икосом; иной кондак - 1-го гласа - (Минея (МП). Февр. С. 285; греч. оригинал с икосом известен по рукописям - см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1947. Σ. 311); канон, составленный Феофаном Начертанным, с акростихом Κλεινὸν ἐν ἀθλοφόροις Νικηφόρον ᾄσμασι μέλπω (Славнаго в страстотерпцех Никифора песньми пою) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ), нач.: Κορυφουμένην τὴν τοῦ βίου θάλασσαν (Воздвизаема житейскаго моря); цикл стихир-подобнов; самогласная стихира; седален; светилен.

В рукописях сохранились песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака 3-го гласа (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 178); 2 цикла стихир-подобнов, самогласная стихира, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1947. Σ. 310-311).

Иконография

В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота, составленной на основании работ худож. Мануила Панселина, в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» о Н. сказано: «…с бородою едва показавшеюся, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 207; под 9 февр.). Описание облика Н. представлено в одном из ранних русских иконописных подлинников Новгородской редакции кон. XVI в., под 9 февр.: «Мученик Никифор, аки Дмитрей Селуньский. Риза лазорь, испод киноварь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 70; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 71 - с добавлением: «...млад аки Димитрий Солунский»). Сходное описание имеется в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в.: «Подобием млад, аки Дмитрий Селунский, в двух ризах, верхняя лазоревая, исподняя киноварная. Сей простец муж сый, пострада в лето 5760» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 268). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусов иначе представил возраст святого: «Типом сириец, средних лет», а также на основании житийного повествования охарактеризовал Н. одним словом: «простосердечен» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46).

Образ святого устойчиво входит в минологии, в к-рых сохранился цикл на февр. (везде под 9 февр.). Один из ранних примеров изображения Н. представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II из Ватиканской б-ки со сценой мучения (Vat. gr. 1613. P. 387, К-поль, 1-я четв. XI в.): палач отсекает голову святому, чье тело пластом падает на землю; мученик показан средовеком с темными волосами и короткой бородой, на нем одно синего цвета платье. Иконография миниатюры в этой рукописи была повторена еще в одном Минологии к-польского происхождения - из собрания ГИМ (Син. греч. № 183(376). Л. 32, 2-я четв. XI в.). В греко-груз. рукописи (Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 57, 99 об., кон. XV в.) изображение Н. на л. 99 об. ориентировано на сложившуюся в постиконоборческий период унифицированную иконографию мучеников: он представлен фронтально, в рост, средовеком, с темно-каштановыми, вьющимися волосами до плеч, с короткой округлой бородой; на святом красный гиматий с тавлионом, голубой хитон с орнаментированной полосой подола, в правой руке он держит символ страданий за Христа - крест.

В визант. памятниках Балканского п-ова в настенных минеях также представлены 2 типа изображения Н.: в мучении - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); единолично - в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1350; в рост), в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561; погрудно, надпись: « »), в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718; оплечно, надпись: « (...)».

Изображение Н. встречается на Афоне в росписях, выполненных мастером мон. Феофаном Критским: в сцене мучения в минологии на февр. (в трапезной Великой Лавры св. Афанасия, 2-я четв. XVI в., в лити старого кафоликона мон-ря Ксенофонт, 1564) и единолично, не в составе миней (святой с надписью: «Никифор мученик» (Νικηφόρος μάρτυς)) - в наосе кафоликонов Великой Лавры св. Афанасия (1534/35) и мон-ря Ксенофонт (1545/46).

Наверх