Неофит. Православная энциклопедия

(Ок. 290 - 303...305 гг.), мч. Никейский (пам. 21 янв. ст. ст. / 3 февраля н. ст.), пострадал при имп. Диоклетиане (284-305).

Сохранились 6 Мученичеств Н. (BHG, N 1325y - 1326c), из которых издано только одно: ᾿Ιωάννου Θ. Μνημεῖα ἁγιολογικά. Venеtiis, 1884. Σ. 239-251 (BHG, 1326), а также подробное сказание в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) (SynCP. Col. 410-411). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе», в примечании к сказанию о Н., приписывает авторство Мученичества BHG, N 1326a прп. Симеону Метафрасту. Болландисты, видимо, не знали об этих текстах, т. к. они не были включены в «Acta Sanctorum», там отмечена только память мученика. Столь богатая агиографическая традиция говорит о популярности культа Н. в Византии, хотя сведений о посвящении ему храмов нет. Само Мученичество носит эпический характер, содержит множество агиографических топосов и сказочных эпизодов.

Согласно источникам, мч. Н. родился в г. Никея (М. Азия, ныне Изник, Турция) в семье благочестивых родителей, к-рых звали Феодор и Флоренция. Когда мальчик, воспитанный в христианской добродетели, достиг возраста 10 лет, у него проявился особый дар благодати Божией, отличавший его от сверстников. Как только из школы, где учился грамоте Н., детей отпускали после занятий, он приводил самых бедных одноклассников домой и втайне от родителей отдавал им свой обед. Затем мальчик шел к восточным воротам города, рисовал на городской стене крест и молился перед ним. Когда вокруг него собирались сверстники, он ударял рукой о камень в стене, и оттуда текла вода, к-рой могли напиться дети. Н. запрещал товарищам рассказывать о своих чудотворениях. Но через год после появления у Н. чудесного дара его матери во сне открылось, что сын изводит воду из камня городской стены. Проснувшись, она стала молиться, чтобы Бог открыл ей правду о сыне. Тотчас появился белый голубь, сел на постель, где спал мальчик, и обратился к нему со словами: «Я послан от Бога, чтобы сохранить твой одр непорочным». Флоренция при этом видении упала замертво. О ее смерти тут же узнали соседи; немедленно послали за Феодором, к-рый работал в поле, и тот в великой скорби поспешил домой. Видя горе отца, Н. объявил, что его мать не умерла, а уснула. Он взял ее за руку и велел проснуться, после чего Флоренция очнулась и рассказала все, что она видела во сне и наяву. Услышав ее рассказ, мн. язычники, бывшие в числе собравшихся в доме Феодора, уверовали во Христа.

Голубь появлялся на постели Н. каждый день. Однажды он велел отроку следовать за собой и привел его к горе Олимп Вифинский (в будущем - один из крупнейших монашеских центров Византии), где показал глубокую пещеру. Оказалось, что пещера занята львом. Н. приказал зверю покинуть ее, и тот, облизав его ноги, покорно ушел. Мальчик жил в львиной пещере 1 год, пищу ему приносил ангел. Затем ему было извещено, что приблизилось время кончины его родителей. Он побывал в родном городе, простился с отцом и матерью и, похоронив их, раздал имущество бедным; сам же вернулся в пещеру, где пребывал до тех пор, пока ему не исполнилось 15 лет. В это время императоры Диоклетиан и Максимиан Геркулий (соправитель Диоклетиана, 285-305, 307-308, 310) начали жестокие гонения на христиан. Правитель Вифинии Декий прибыл в Никею и объявил, что все жители должны принести жертвы языческим богам. В назначенный для идолопоклоннического празднования день в Никею приехали и оба императора. В разгар нечестивого веселья ангелы перенесли Н. с горы Олимп на городскую площадь, где он, озаренный небесным светом, предстал перед толпой и обличил поклонение идолам. Горожане узнали в светлом юноше сына Феодора и Флоренции, о чем доложили Декию, и тот велел ему вместе со всеми принести жертвы. Вместо этого Н. обратился к правителю с обличительной речью, укоряя его за то, что он способствует погибели человеческих душ.

Разгневанный Декий велел подвесить Н. на дереве, бить воловьими жилами, а затем бросить в емкость с уксусом и солью. Юноша стойко переносил страшные мучения, к-рые следовали одно за другим, не внимая уговорам поклониться языческим богам и т. о. избавить себя от пыток и гибели. Декий был так поражен стойкостью Н., что, когда обнажились кости мученика, настолько он был изранен, обещал прислать ему лучших врачей, если только он совершит жертвоприношение. Но Н. сказал, что надеется только на одного врача - Иисуса Христа.

Декий доложил о необычном юноше императорам, и те велели привести его на место, посвященное Гераклу, где местные жители занимались физическими упражнениями. Диоклетиан и Максимиан приказали Н. принести жертву Гераклу. После отказа юноши они велели бросить его в раскаленную печь и затворить заслонку на трое суток, чтобы не осталось и костей мученика. Через 3 дня палачи подошли к печи, думая, что она погасла, а тело Н. уничтожено огнем. Но стоило им открыть заслонку, как оттуда вырвалось пламя, а Н. оказался невредим.

Н. было решено отдать на растерзание зверям, для чего мученика привязали к столбу и выпустили на ристалище медведей. После того как свирепые животные не тронули юношу, появились пастухи, поймавшие в пустыне огромного льва и не кормившие его в течение 5 дней; они предложили натравить зверя на Н. Однако голодный лев, увидев мученика, заплакал и стал лизать его ноги. Это был тот самый зверь, чью пещеру занимал Н. Мученик велел льву вернуться на гору и впредь никогда не вредить людям. Зверь поклонился Н., сломал двери в загоне и бросился на волю сквозь объятую страхом толпу.

Пришедшие в ярость императоры приказали казнить мученика. Некий могучий воин метнул в него копье, к-рое проткнуло юношу насквозь, и мученик предал свой дух Господу.

Помимо 6 Мученичеств сохранилась также Похвала Н. Константина Акрополита (между 1250 и 1255-1324) (BHG, N 1326d).

На Западе почитание Н. не было известно до тех пор, пока кард. Цезарь Бароний (1538-1607) не внес его память под 20 янв. в Римский Мартиролог.


Славянская традиция почитания

Славянская традиция почитания Н. представлена пространным Мученичеством, а также краткими Житиями в составе обычного Пролога и стишного Пролога под 21 янв.

Пространное Мученичество переведено с греческого (BHG, N 1325) в составе годового комплекта Четьих-Миней весьма рано, возможно в X в., в Болгарии; сохранилось в восточнослав. списках, древнейший - РГБ. Вол. № 593. Л. 393-400, посл. четв. XV в. (то же в ВМЧ под 21 янв., см.: Иосиф (архим). Оглавление ВМЧ. Стб. 408). В 1-й части Мученичества повествуется о добром нраве святого и чудесах, творимых им в раннем детстве, в частности об изведении воды из камня в городской стене с целью напоить школьных товарищей, о воскрешении матери, павшей замертво при звуке голоса явившейся белой голубицы, о том, как он подвизался на горе Олимп. Вторая часть Мученичества посвящена подвигу Н. Когда ему было 15 лет, во время гонений на христиан при Диоклетиане и правителе Декии, святого били воловьими жилами, бросили в горящую печь на месте, называемом «обучение Ираклий» (гимнасий Геракла), натравили на него медведя, медведицу и льва, затем некий «венатор» (venator - цирковой борец с животными) заколол его.

Проложное (синаксарное) Житие Н. переведено в составе слав. Пролога (Синаксаря) в XI или XII в. с греч. оригинала, близкого к Минологию Василия II (греч. и слав. текст см. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 652-654; PG. 117. Col. 272). В центре этого краткого сказания - истории с голубем, повсюду сопровождавшим Н. и разговаривавшим с ним человеческим голосом, и с воскрешением матери; о мучениях сказано кратко (боролся с дикими зверями и был заколот кем-то из свиты правителя). В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в посл. трети XII в., текст Жития слегка изменен (так, сказано, что на святого были выпущены львы и медведи).

В стишном Прологе, переведенном в XIV в. в Болгарии, сказание о Н. находится также под 21 янв., его оригинал - греч. служебная Минея (то же в Синаксаре К-польской ц., см. SynCP. Col. 410-411). Текст несколько подробнее, чем в обычном Прологе: кратко описывается, как подвизался Н., питаемый ангелом, на горе Олимп, в конце мучений святого убивает некий варвар.

В ВМЧ под 21 янв., помимо пространного Мученичества, помещены 2 проложных сказания: в начале дня - из пространной редакции Пролога, в конце дня - из стишного Пролога. В печатном Прологе XVII в. под этой датой повторено Житие стишного Пролога.

Свт. Димитрий Ростовский при составлении своего сказания ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 391-393 об.) использовал макарьевские ВМЧ, немного переработав их (в основном стилистически), а также печатный Пролог (см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Прил. к соч. «Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-ист. и лит. памятник». М., 2012. С. 431).

Наверх