Не осуждай
I. «Не осуждай» – заповедь Христова:
1) Не осуждай, ибо и ты грешен – Мф.7:1–5.
2) Не осуждай, и ты не будешь осуждён – Лк.6:37; Рим.2:1.
3) Не осуждай, ибо ты не знаешь всего и легко можешь ошибиться в своём суде. Один справедливый Судия – Бог – 1Кор.4:5.
II. Откуда у людей любовь к осуждению ближних?
Она происходит:
1) От невнимательности к самому себе. Если бы мы чаще просматривали свою жизнь и сравнивали её с жизнью христианских подвижников, то никогда не осмелились бы следить за жизнью ближних.
2) От нежелания исправиться. Мы замечаем иногда и собственную греховность, но так как исправление есть дело трудное, а совесть нас укоряет, то мы успокаиваем и оправдываем себя тем, что выискиваем грехи других, и говорим себе, что люди ещё хуже нас. Сравнив себя не с праведниками, а грешниками, мы успокаиваемся и не заботимся об исправлении.
3) От отсутствия любви к ближнему. Ибо любящий не рассказывает никому о грехах любимого человека, а наоборот, скрывает их от всех, защищает любимого, жалеет его. Так, например, добрая мать и жена не станут рассказывать о слабостях и преступлениях сына или мужа.
III. Чем пагубно осуждение?
1) Невнимательность к себе переходит в нерадение. Человек совершенно перестаёт трудиться над спасением собственной души, а следит за другими, выискивает и указывает им их грехи. Это подобно тому, как если бы человек наводил порядок в чужих хозяйствах, не стало бы ему времени для собственного хозяйства, и оно опустится.
2) Следя за другими и осуждая их, он даёт диаволу возможность легко уловить его самого каким угодно грехом. Диавол, показав такому человеку разных людей, живущих греховно, и увидев, что тот засмотрелся на них, расставляет свои сети, в которые и попадает грешник. В данном случае он поступает как доктор, когда ребёнок не даёт ему осмотреть больное место. Дав дитяти игрушку, доктор ею завлекает ребёнка и в то же время, незаметно для последнего, ощупывает больное место, делает разрез нарыва, рвёт зуб и т.п.
3) Научивши грешника выискивать грехи ближнего, диавол приводит его к унынию, а то и к полному отчаянию. Подмечая во всех только одни грехи, зло и ложь, человек приходит к страшному и пагубному заключению, что вся жизнь – зло, весь мир – зло, злы все люди, злой и Бог, создавший зло. А отсюда сам собой напрашивается вывод: не стоит жить среди всеобщего зла, греха и обмана. Так диавол приводит человека к мысли о самоубийстве.
4) Осуждение осуждает нас:
а) Господь осуждает гордого фарисея за то, что тот осудил грешного мытаря (Лк.18:14).
б) Прп. Иоанн Савваитский (память 20 марта), услышав о нехорошей жизни инока, осудил его. После сего, когда он стал на молитву и почувствовал себя в восторге, увидел Иисуса Христа, распятого. Иоанн хотел поклониться Распятому, как услышал голос Иисуса Христа ко ангелам: «Изриньте его, ибо он осудил брата своего прежде Моего суда». Когда ангелы изгоняли преподобного, то за дверью кельи он утерял мантию, что было для него знаком лишения покрова Божия. После сего Иоанн семь лет провёл в пустыне, не вкушая хлеба, пока не увидел Господа, возвращавшего ему мантию («Пролог», 22 октября).
в) Осуждающие брата во временной жизни – будут осуждены Господом в вечной.
IV. Но как не осудить человека, делающего зло?
1) «Врачу, исцелися сам». «Вынь прежде бревно из своего глаза». Все мы грешны, а посему не имеем права кого-либо и в чём бы то ни было судить. Осудишь брата или сестру и не заметишь, как и сам впадёшь в тот же самый грех.
2) От осуждения никому не бывает пользы, ибо осуждающий Богом будет осуждён, а тот, который слышит осуждение себя, чаще всего не исправляется, а ожесточается. Посему, не суди согрешающего, а пожалей его; любовью своей покрой его грех; осторожно, как к больному подступи к нему, помоги ему в борьбе со грехом; молись о нём, защищай его всюду, стань ему другом и братом, полюби его, – любовью только ты исправишь его.
V. Заключение.
Итак, не осуждай, дабы самому не впасть в тот же грех.
Не осуждай, дабы диавол не посмеялся над тобой, когда ты попадёшь в его сети. Не осуждай, дабы и Праведный Судья не осудил тебя в страшный день Суда.