Проповеди на праздники:

На Царской страже. По поводу пятнадцатилетия царствования Государя Императора Николая ІІ. 1909 г.

На Царской страже. По поводу пятнадцатилетия царствования Государя Императора Николая ІІ. 1909 г.

«Я работаю за троих».

(Слова Государя Императора.)

В святой Библии, в книгах пророческих есть указание на то, что некоторые служения человеческие являются по преимуществу служениями благу народному; о человеке, который себя отдает такому служению, так и говорит Божественное Слово от лица Господа: «Я дал тебе стража народу Моему».

Таково по существу служение царское. Но есть цари, которым, по обстоятельствам времени, приходится нести особый, чрезвычайный подвиг труда, – подвиг неусыпной заботливости, постоянных тревог, забот, страданий за свой народ. Сказанное в полной мере приложимо к нашему кроткому и любвеобильному Царю-Самодержцу Государю Императору Николаю Второму Александровичу. Он Сам, недавно в случайно вырвавшемся слове, сказал о Себе: «Я работаю за троих»...

В настоящем 1909 году исполняется пятнадцать лет Его царствования. И если бы нужно было дать меткое наименование всему этому времени пятнадцати лет жизни и царственной работы нашего Царя, то иного не придумаешь: это, действительно, стояние на Царской страже.

Трудно вообще говорить о Царе. Он так превознесен пред Богом и людьми, Он так могуч и славен, что каждое слово в похвалу Ему может показаться лестью или угодливостью. Но на Руси вещий поэт, наш знаменитый А. С. Пушкин, оставил нам чудные строки своего стихотворения, в котором выразилась и любовь верноподданного, и достоинство общечеловеческое, и правдивость честного человека:

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю...

Так говорит поэт. И наша хвала Царю есть свободная хвала, свободное слово, изливающееся от любви к Нему, как к человеку. Да, Царь тоже человек. Да, и Его можно любить не только как Царя, Помазанника Божия, представителя народа, как символ и олицетворение государствования, славу и честь России, – но Его можно любить, ценить, восхвалять как человека, христианина, как близкого всем нам труженика, который горит в подвиге на глазах у всей России.

И разве можно воспретить сердцу биться к Царю такою именно любовью? Разве можно положить молчание на уста? Но от избытка сердца уста сами глаголят!

Да, пятнадцать лет царствования – это стояние нашего Царя на Его Царской страже! Ни удовольствий, ни развлечений, ни отдыха, ни личной жизни у Него не было, и нет! Все для дела, все для народа!

За все эти годы царствования каждый день – занятия делами государства, приемы, беседы, выезды, смотры войск, посещения различных учреждений и лиц, поездки в отдаленный страны ради блага Русского государства! Заботы об огромнейшей в мире Империи, заботы и тревоги по выдвинувшимся нуждам, по самым важным вопросам мировой жизни – о Великом океане, о Дальнем Востоке, об отношениях к Китаю, к Японии, к Германии, к Франции, Англии и Италии; тяжкая война, тяжкая революционная смута в народе, злодейства врагов России, покушения на жизнь Царя и Его слуг, а рядом и в это же время ни на минуту не прекращающиеся обычные, текущие государственные дела, ежедневные и ежечасные: обдумывание то торгового договора, то какого-либо закона, то внутреннего устроения крестьянства, то нового преобразования, то доклада министра, то обучения войска, то улучшения флота. И за всем надо поспеть, и везде нужно быть, и всем надо указать, ответить! Как выдерживает сердце все эти тревоги, заботы, неизбежные огорчения и волнения?! Как хватает времени на все эти труды?!

А между тем наш Царь Батюшка всегда ласков, прост, доступен, всегда готов откликнуться на всякое дело.

За троих ли только Ты работаешь, наш дорогой Печальник?

Нет, и десятерым не вмочь поднять все это бремя трудов! Каждый день слышим и читаем: Государь на отчете губернатора написал такие-то слова, на телеграмму или просьбу дал такой-то ответ; то Он выехал, то многих у Себя принимал по делам, то Сам изволил обратить на то или другое дело Свое внимание. Откуда же берутся силы, откуда берется внимание?

Сила Божия поддерживает Тебя, Царь Батюшка! Любовь да молитва народная охраняют Тебя, так что Ты не знаешь в труде устали! Любовь Твоя к народу, сердце Твое, что бьется за царство Твое, дают Тебе силы на царственный труд!

Без любви к Богу, к народу, к своему делу Царскому не трудился бы так наш Государь: не выдержать одному человеку такого напряжения. Так мать около ребенка любимого дни и ночи не знает покоя, и бодрствует над ним, и голубит, и хранит его покой и жизнь, и не ведает усталости. Но на это дает силы только великая и чудесная, святая материнская любовь.

Такая же святая и чудесная любовь, такой же труд и подвиг и у Царя нашего на Его Царской страже, охраняющей покой и жизнь Русского народа.

Рассказывают люди, недалеко живущие от Царского дворца: поздно-поздно гаснет огонь в Царской рабочей комнате, и Он переходит в опочивальню. Но темные окна не раз еще освещаются на короткое время во тьме ночной: то Государю приносят ночью срочные вести, срочные и важные телеграммы, и Он следит за всем, что делается в Его царстве и в часы глубокой ночи...

Меняются часовые в Его дворце уставной чередой: они так и называются часовые, потому что стоят на страже известное число часов. А Царь – бессменный Страж на посту Своем, и дневной, и ночной Печальник!..

Храни Тебя, наш Родимый, наш Желанный, храни Тебя сила Господня в здравии и благополучии! И дай, Боже, Русскому народу на многие-многие лета, до глубокой и маститой старости нашего любимого Государя, до последних пределов человеческой жизни Его, под Его Царской стражей благоденствовать и благословлять Имя своего Царя-Отца, Божьего Помазанника!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Проповеди на праздники:

Наверх