Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская). Православная энциклопедия

Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская). Православная энциклопедия

МАТРОНА

Мц. Матрона Фессалоникийская, со сценами мучений. Икона. XIX в. (частное собрание)

Мц. Матрона Фессалоникийская, со сценами мучений. Икона. XIX в. (частное собрание)

[Греч. Ματρώνα] (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 марта, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта). На греч. языке сохранились только краткие Жития в составе визант. Синаксарей, напр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 563) под 27 марта или в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 373) под 28 марта. На латыни имеются 2 Мученичества этой святой - BHL, N 5687b, 5688. Сюжет изданного А. Понселе Мученичества BHL, N 5687b совпадает с греческим, но в этом тексте приведена прямая речь и подробнее изложены события, которые связываются с праздником евр. пасхи. Понселе считал, что именно Мученичество BHL, N 5687b, а не фантастическое Мученичество BHL, N 5688 стало источником статьи о М. в Мартирологе Флора Лионского (IX в.) и др. авторов.

Христианка М. была рабыней иудейки Павтилы (Плавтиллы, Пантиллы), супруги стратопедарха (военачальника) Фессалоники. М. сопровождала свою госпожу в синагогу и оставалась у входа. Как только Павтила заходила внутрь, М. спешила в христ. церковь. Однажды М. не успела вернуться, и одна из служанок донесла, что она посещает церковь. Тогда Павтила велела бичевать М. и, связав, заключить в темницу. Через неск. дней темницу открыли и увидели, что М. свободна от уз и славословит Христа. М. жестоко избили, потом снова связали и заперли в темнице, запечатав двери. Святая пребывала без пищи и воды 4 дня. Павтила, сняв печати и отворив двери, опять застала М. развязанной и стоящей на молитве. Она нещадно била М. толстыми палками, после чего святая скончалась в темнице. Павтила при помощи некоего Стратоника сбросила завернутое в кожу тело М. с городских стен. Вскоре Павтилу постигла Божия кара - она поскользнулась и разбилась в винодавильне. Христиане похоронили М. близ Эгнатиевой дороги (Via Egnatia). Н. К. Муцопулос считает местом мучения М. район Золотых ворот (Moutsopoulos. 1987. P. 147, 149-150). Г. Харизанис предположил, что кладбищенская базилика и мартирий, обнаруженные в 1980 г. при прокладывании ул. 3 Сентября между комплексом международной выставки и 3-м армейским корпусом, первоначально были освящены во имя М. (до строительства ее церкви внутри города), а уже затем - во имя мц. Анисии, как считают большинство исследователей (Χαριζάνης. 2005. Σ. 40-41). По сообщению синаксарного Жития М., в 1-й четв. IV в. Александр, еп. Фессалоникийский, построил ц. во имя М. внутри города, где и положил ее честные мощи. По мнению Муцопулоса, возведенный еп. Александром храм М. находился к западу от Безестена (Moutsopoulos. 1987. P. 150-151). Еще об одной церкви (или мон-ре), посвященной М., упоминается в 1-м собрании чудес вмч. Димитрия Солунского, составленном Иоанном, архиеп. Фессалоникийским. При имп. Маврикии (582-602) во время 1-й атаки на Фессалонику аваро-слав. завоеватели натолкнулись на небольшую «крепость св. Матроны» (мон-рь св. Матроны, крепость с ц. св. Матроны?) вне стен города. Из-за ночной темноты и незнания местности они приняли ее за Фессалонику и осаждали до рассвета (Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte. P. 134-135). По мнению археолога Э. Марки-Ангелку, это церковное строение находится в совр. районе Неа-Эфкарпия (где в 1981 был обнаружен фундамент мощной стены с башней), согласно Ж. М. Спизер - к востоку от Фессалоники, а по предположению Муцопулоса - к северо-востоку от акрополя, на вершине холма Кара-Тепе (Moutsopoulos. 1987. P. 160-161). Видимо, монастырь Матроны сгорел во время 33-дневной осады Фессалоники в 618 г., как и др. церковные постройки вне стен города.

В период лат. господства мощи М. были перенесены в Барселону и помещены в храме, разрушенном в ходе гражданской войны. Часть мощей М. находится в Мазере близ Тулузы.

И. Делеэ считал, что к М. могла относиться запись в Иеронимовом Мартирологе под 25 марта с памятью Дулы, т. е. рабыни, служанки (MartHieron. Р. 159; MartHieron. Comment. Р. 160). Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (XVI в.) память М. под 15 марта (MartRom. Р. 97). В Александрийском Синаксаре Михаила, еп. Атрибского, память М. отмечена под 7 сент.

Иконография

Изображения мученицы встречаются в византийском искусстве в рукописных и настенных минологиях, а также на минейных иконах. Ранний образ М. сохранился на одной из 6 минейных икон (т. н. гексаптих) кон. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Изображение М. включено в Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 33r, 1322-1340 гг.) - в мафории розового оттенка, в руке держит крест; на миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58. Л. 107, кон. XV в.) М. написана в рост в минейной части под 27 марта, облачена в монашеские одежды, в схиме, на голове плат (куколь), в правой руке держит крест, в левой - закрытый свиток. Образ святой представлен в настенных минологиях в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350).

В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть ХVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сat. 83) - в белом плате, с крестом в руке.



Наверх