День памяти, жизнеописание мученика Иакинфа Римского
Мч. Иакинф Римский.
(† кон. I или нач. II в.), мч. Римский (пам. 3 июля). Род. в Кесарии Каппадокийской в благочестивой христ. семье. До 20 лет (согласно сказанию в Императорском Минологии 1034-1041 гг., до 18) И. служил кувикуларием (постельничим) и стольником у рим. имп. Траяна (98-117). На одном из праздников император с приближенными приносил жертвы богам, а И. в уединении молился Христу. Это заметил служитель императора по имени Сурвикий (Урвикий) и донес на святого. За отказ вкусить идоложертвенную пищу И. был избит и посажен в темницу. На следующий день святой вновь предстал перед императором и был подвергнут еще большим испытаниям: его били плетьми, раздирали бока железными крюками, но мученик оставался непреклонен. Видя упорство И., имп. Траян приказал отвести его в тюрьму и не давать никакой пищи, кроме идоложертвенной. Святой смотрел на эту пищу как на нечистоты и не прикасался к ней, пребывая в молитве. Когда на 38-й день стражники по обыкновению принесли И. идоложертвенную пищу, то увидели 2 ангелов: один покрывал тело святого, другой возлагал на голову мученика венец. Спустя 2 дня император приказал привести И., но, войдя в темницу, стражники нашли мученика уже почившим. Император повелел отнести тело святого на гору, где обитало множество диких зверей, и приставил охрану, чтобы христиане не похитили его.
Однажды ночью родственнику И. пресв. Тимофею явился ангел и беспрепятственно провел его до места, где лежали мощи святого. Пресвитер забрал их и с почестями положил в ковчег. Перед смертью Тимофей передал мощи некой благочестивой вдове, к-рая втайне хранила их у себя дома. Позднее И. явился слепому сенатору и сказал, что тот прозреет, если помажет глаза маслом из лампады, к-рая горит над мощами И., а затем доставит эти мощи в Кесарию Каппадокийскую. Сенатор нашел дом вдовы, помазал глаза и прозрел, однако мощи оставил на месте. Поэтому спустя нек-рое время сенатор снова лишился зрения. Он взмолился И. и услышал в ответ, что обретет зрение, если исполнит то, о чем святой просил его. Помазав глаза маслом, сенатор вновь прозрел. Тогда он взял мощи И. и с верными людьми отправил в Кесарию, приказав оставить их у Севастианских ворот. Животные, к-рые везли повозку с мощами, ведомые благодатью, доставили ее к дому, в к-ром жил мученик. Мощи И. положили в мраморный ковчег в саду возле дома.
По мнению В. В. Латышева, в основе сохранившегося текста Жития И. могла лежать запись современника, поскольку автор указывает, что был очевидцем описанных событий, однако позднее текст подвергался правке (Латышев. 1915. С. 221-222).
В К-поле, в портике Троадисия, находилась ц. во имя И., где совершалась служба этому святому (Janin. Églises et monastères. P. 491).
Совр. зап. исследователи считают, что И. умер в 108 г., как указано в Мартирологе кард. Цезаря Барония (ActaSS. P. 634), однако отмечают, что дата выбрана произвольно. Согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца, И. пострадал в 98 г., но такая датировка также ничем не обоснована.
Ист.: BHG, N 758; ActaSS. Iul. T. 1. P. 633-634; PG. 117. Col. 521-522 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 793-795; Latyšev. Menol. T. 2. P. 132-135; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 303-308; MartRom. Comment. P. 267-268; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 18-19; ЖСв. Июль. С. 41-47.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198; Т. 3. С. 251; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 220-223; Lucchesi G. Giacinto // BiblSS. Vol. 6. Col. 325-326; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αϒιολόϒιον. Σ. 455; Aubert. R. Hyacinthe // DHGE. T. 25. Col. 501.
А. М. Гагинский
Гимнография
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 468) память И. отмечается 3 июля; указаны посвященные И. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 165), И. назначается служба с пением «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ).
Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 223), в день памяти И. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 3 июля отмечаются памяти И. и свт. Анатолия, патриарха К-польского; указан посвященный И. отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. И. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене; указан кондак И. 4-го гласа В исправленном издании московского Типикона 1682 г. были помещены отпустительный тропарь И. и иной кондак 6-го гласа
Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ); кондак ᾿Υακίνθῳ σήμερον̇ (Иакинфу днесь) - в греч. Минее, кондак 6-го гласа - в синодальном издании Минеи и 4-го гласа - в Минее (МП); канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (имя автора упом. только в греч. Минее), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Σὲ τὸν διαυϒῆ, Μάρτυς, αἰνέσω λίθον ( ), ирмос: ῾Υϒρὰν διοδεύσας̇ ( ), нач.: Σὲ τὸν διαυϒείᾳ ( ); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минее); седален.
Е. Е. Макаров