День памяти Мученика Емилиана Доростольского

ЕМИЛИАН
[греч. Αἰμιλιανός; лат. Aemilianus] († 362), мч. Доростольский (пам. 18 июля). Пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Был сыном Савватиана, префекта г. Доростол (лат. Дуростор, ныне Силистра, Болгария). Первое упоминание о Е. у церковных писателей кон. IV-V в.- в продолжении «Хроники» Евсевия Кесарийского, написанном блж. Иеронимом Стридонским, к-рый кратко сообщает: «Эмилиан за разрушение алтарей в Доросторе сожжен викарием». Это событие Иероним датирует 3-м годом 285-й олимпиады и 2-м годом правления Юлиана Отступника (с нояб. 362 по июль 363). Проспер Аквитанский, переработавший в сер. V в. «Хронику» Евсевия-Иеронима, относит кончину Е. к консульству Мамертина и Невитты (362). Свт. Амвросий Медиоланский в письме от 389 г. (Ambros. Mediol. Ep. 40 // PL. 16. Col. 1154-1155), не называя ни имени Е., ни места страдания, сообщает, что некий христианин, осужденный за разрушение языческих алтарей и разбрасывание приготовленных жертвоприношений, претерпел мученическую кончину при имп. Юлиане. Среди греч. авторов о Е. впервые упоминает блж. Феодорит Кирский (Theodoret. Hist. eccl. III 7); он лишь уточняет сообщения латинских хронистов, добавляя, что Е. был сожжен по приказу начальника всей Фракии, т. е. викария этого диоцеза. В данной форме это сообщение перешло в Пасхальную хронику и далее - в «Хронографию» прп. Феофана Исповедника. В этих 2 источниках Е. именуется воином.
Сохранилось Мученичество Е., составленное, по-видимому, не позднее кон. VI - нач. VII в. Судя по ряду топографических указаний, оно было создано скорее в Доростоле или Придунайском регионе, чем в К-поле. Мученичество содержит вполне достоверный рассказ о кончине Е., не противоречащий свидетельствам более ранних источников. Хотя в Мученичестве не упоминается о перенесении мощей Е. в К-поль и это событие нигде точно не датируется, оно имело место до составления Пасхальной хроники (1-я пол. VII в.), т. к. в ней идет речь о ц. во имя Е. и об одноименных воротах в зап. к-польском квартале Равд (῾Ράβδος). Наряду с преданием в основу Мученичества Е. легли подлинные документы допроса святого. На это указывают приведенные точные сведения о времени (3-й ч. дня 16 июля) и месте (10-й квартал Клавдия) ареста Е., а также имена произведших его воинов (Валериан и Максентий).
Мученичество
Правитель Доростола Капитолин, назначенный имп. Юлианом, решил устроить по соглашению с местной знатью празднество в честь языческих богов и заготовил все необходимое для жертвоприношений. Ночью Е. проник в храм, разбил идолов и алтари, разбросал приготовленные жертвы и скрылся. Капитолин начал поиски виновника. По подозрению был схвачен некий крестьянин, которого подвергли публичной пытке. Тогда присутствовавший при этом Е. сознался в содеянном. Когда Е. привели к Капитолину, тот не поверил, что Е. совершил преступление в одиночку и по собственному почину, и повелел бить Е. воловьими жилами, чтобы он выдал сообщников и организатора. Однако Капитолин не смог ничего узнать от Е. и тогда приказал заживо сжечь его за городом, на берегу Дуная. Поначалу огонь не причинил вреда Е., а, напротив, опалил мн. находившихся поблизости служителей Капитолина. Мученик, стоя в пылающем костре, обратился на восток с молитвой, чтобы Господь принял его душу, после чего безболезненно скончался. Поддавшись уговорам своей жены-христианки, Капитолин разрешил христианам взять тело Е. и похоронить его в местности Гидина (Γηδινάς).
История почитания Е.
Кроме упоминания в Пасхальной хронике о к-польской ц. во имя Е. сведения о ней содержатся также у Георгия Кедрина, к-рый сообщает о перестройке пришедшего в ветхость храма имп. Василием I Македонянином (867-886). О посвящении церкви именно Е. Доростольскому свидетельствуют Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. кон. X в., к-рый заимствовал из него литургические указания. Синаксарные заметки о Е. базируются на тексте его Мученичества, однако нередко уточняют, следуя блж. Феодориту Кирскому, что Капитолин был викарием Фракии. В стишных синаксарях в честь Е. приводится 3 стиха, как и особо чтимым святым. Прп. Иосиф Песнописец († 886) составил канон в честь Е., где прославляет его как чудотворца и говорит о мироточении его мощей в К-поле.
В Синаксаре К-польской ц. память Е. значится не 16 июля (указанный в Мученичестве день кончины), а 18 (дата погребения Е.?). Под 18 июля память Е. фигурирует и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). Из всех составителей каролингских Мартирологов эту дату сохранил только Узуард. В XVIII в. болландист Иоанн Пиний указывал на известную ему арабо-егип. рукопись, содержащую Мартиролог, в к-ром отмечалась память Е. (ActaSS. Iul. T. 4. P. 370). Речь идет, по всей видимости, об араб. Александрийском синаксаре (копт. редакции Арабо-яковитского синаксаря). Однако в известных в наст. время рукописях различных редакций этого синаксаря, равно как и в его новейших изданиях, заметок о Е. нет.
Пасхальная хроника и Феофан Исповедник, а вслед за ними ряд поздних стишных синаксарей, в т. ч. синаксари при печатных греч. Минеях, указывают, что вместе с Е. пострадали и др. мученики. Однако фигурирующие в Мартирологе блж. Иеронима после Е. Секунд, Донат, Васса, Максим и Иуст являются Сцилитанскими мучениками, к-рые не имеют к Доростолу никакого отношения и память которых была перенесена с 17 июля (предыдущего дня).
Д. В. Зайцев
Гимнография
Память Е. отмечается 18 июля в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 344) без богослужебного последования. Торжественное богослужение в этот день совершалось в храме Е., находящемся в К-поле (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 275-276).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) последование Е. 18 июля включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), что говорит о совершении в этот день службы с «Аллилуия» на утрене. В южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 168) в день памяти Е. содержится только указание «Аллилуия».
Согласно рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 225), содержащей одну из ранних редакций Иерусалимского устава, Е. назначается общий тропарь ῾Ο μάρτυς σου, Κύριε̇ (   ). Все последующие редакции Иерусалимского устава - Типиконы, Минеи - назначают Е. службу с «Аллилуия»; последование Е. включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален). В печатных греч. (Венеция, 1545, 1577) и рус. (M., 1610, 1641) Типиконах 18 июля отмечается память мч. Иакинфа и Е. (в рус. Типиконе память Е. указана на 1-м месте); греч. Типиконы ограничиваются указанием «Аллилуия», однако, согласно рус. Типиконам, также назначающим службу с «Аллилуия», последование Е. соединяется со службой Октоиха по типу службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова). Начиная с московского издания Типикона 1682 г., в последование Е. добавляется общий тропарь мученику и кондак 3-го гласа (в качестве кондака был использован седален Е. из греч. Минеи); память Е. всегда предваряется памятью мч. Иакинфа. В греч. богослужебных изданиях с кон. XVII в. и до наст. времени последование Е. по-прежнему не имеет тропаря и кондака; греч. Типиконы назначают 18 июля службу с «Аллилуия» (ср. изд.: Венеция, 1685).
Издана полиелейная служба Е., составленная свящ. Георгием Вутеросом (᾿Ακολουθία τοῦ ἁγίου κα ἐνδόξου μεγαλομάρτυρος Αἰμιλιανοῦ ψαλλομένη τῇ 18 ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1917).
Последование Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: общий тропарь мученику 4-го гласа      (только в славянских); кондак 3-го гласа на подобен «Божественныя веры»     (в греческих это седален по 3-й песни Πυρπολούμενος, τῷ θείῳ ζήλῳ̇); канон 4-го гласа, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Αἰμιλιανοῦ Μάρτυρος μέλπω κλέος. ᾿Ιωσήφ (     - имя Иосиф в слав. Минее указано отдельно от акростиха), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Αἰνέσωμεν σήμερον, τὸν ἐπ πάντων Θεὸν ἡμῶν (      ). В греч. Минее помещается др. цикл стихир-подобнов и др. седален (слав. кондак).
По рукописям известны песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: канон 4-го гласа с акростихом Αἰμηλιανὸς δοξάζεται ὁ μάρτυς (Емилиан прославляется мученик), с подписью в богородичнах: ᾿Ηλιοὺ ᾆσμα (Илии песнь), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: ᾿Αξίως πρὸς εὐφημίαν, ἅγιε (Достойно к похвале, святе) (AHG. T. 11. P. 334-346); анонимный канон 1-го гласа без акростиха, ирмос: Τῷ βοηθήσαντι Θεῷ̇ (  ), нач.: Τῷ ἀναδείξαντι ἡμῖν ὡς ἀκτῖνα φαεινὴν (Показавшему нам как луч светлый); канон 2-го гласа с акростихом Αἰμηλλιανὸν ἐνθέῳ μέλπω πόθῳ (Емилиана боговдохновенным воспеваю желанием), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ (   ), нач.: ᾿Αειθαλὲς βλάστημα ἐν τῷ λειμῶνι σοφέ (Неувядающая отрасль на лугу, мудрый) (Ταμεῖον. Σ. 248-249); кондаки: 2-го гласа ᾿Ανδρεῖα ψυχῆς̇ (Мужество души), 2-го гласа с акростихом τοῦ ἀσώτου (распутного), нач.: Κρατυνθες ὑπερτάτως (Укрепленный высочайше) (Амфилохий. Кондакарий. С. 128, 41 (отд. паг.)); 2 седальна (AHG. T. 11. P. 336-337).
В афинском издании (1917) полиелейной службы Е. помещены тропарь 3-го гласа на подобен «Божия веры» Λίθος τίμιος τῆς ᾿Εκκλησίας̇ (Камень честный Церкви), кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной» Τῷ ἀθλοφόρῳ οἱ πιστο τὰ ὑμνητήρια̇ (Страстотерпцу верные песнословия). Канон тот же, что и в Минее, 2 цикла стихир-подобнов из слав. и греч. Минеи распределены среди стихир вечерни, остальные стихиры (циклы подобнов и самогласны), а также большая часть седальнов (кроме седальна по 3-й песни, заимствованного из греч. Минеи) и светилен составлены заново. Служба включает ветхозаветные чтения на вечерне (Ис 43. 9-14; Прем 3. 1-9а; 5. 15 - 6. 3а); на утрене - прокимен из Пс 91 и Евангелие - Мф 10. 16-22; на литургии - праздничные антифоны (из избранных стихов разных псалмов) с пением тропаря Е. на 3-м антифоне, прокимен из Пс 63, Апостол - 1 Тим 5. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие - Мк 13. 9-13.
А. А. Лукашевич


Наверх