Мученик Исидор Хиосский

ИСИДОР

[греч. ᾿Ισίδωρος] († 250 или 251), мч. Хиосский (пам. 14 мая). Сохранилось 2 версии Мученичества И. По мнению исследователей, 1-я написана на Хиосе в 1-й пол. V в. (BHG, N 960), 2-я, содержащая сведения о перенесении части мощей И. в К-поль между 457 и 460 гг.,- в столице Византийской империи (BHG, N 961). К-польская версия имеет 2 более поздние переработки - BHG, N 961b и 961c (сокращенная). В XIV в. Николай Пепагомен написал 2 Похвальных слова в честь И. (BHG, N 961e, 961f). Был сделан перевод Мученичества И. на лат. язык (BHL, N 4478); краткое Житие составлено Петром Наталисом (BHL, N 4479); еще одна редакция была создана в связи с написанием Похвальных слов на перенесение мощей И. в Венецию (BHL, N 4480-4481). Существует копт. Мученичество Исидора, содержание к-рого не имеет ничего общего с греч. Мученичеством, кроме дня памяти и указания на то, что его мощи находятся на Хиосе (см. в ст. Исидор, мч. Антиохийский).

В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор. И., тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на о-ве Хиос И. как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). И. смело исповедал христ. веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка И. продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить И. Согласно к-польской редакции, И. был подвергнут перед казнью др. мучениям.

Относительно погребения И. в источниках имеются разные версии. Согласно Мученичеству И., тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей И., тайный христианин Аммоний, принявший впосл. мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело И., пока стражники спали, и погребла его (SynCP. Col. 271-274). По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи И. были брошены в колодец, вода из к-рого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи (Greg. Turon. Glor. martyr. 102). Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского.

Впосл. рядом с местом погребения И. была воздвигнута грандиозная базилика, в к-рой от мощей святого происходили многочисленные исцеления. В ходе археологических исследований (в 1918 под рук. Г. Сотириу, в 1928 под рук. А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981-1982) было выявлено 5 фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в. Одна из перестроек связана с именем визант. имп. Константина IV Погоната (668-685). Сохранились и фрагменты мозаичных полов с геометрическим орнаментом. Рядом находится подземная сводчатая крипта, в к-рой хранились мощи И. и мц. Миропии. О чудесах от гробницы И. упоминал Григорий Турский (Greg. Turon. Glor. martyr. 102).

В Житии прп. Маркиана, эконома храма Св. Софии в К-поле († между 471 и 474), говорится, что он отремонтировал ц. во имя Исидора в столице и что в этом храме была помещена часть мощей святого, перенесенная в К-поль между 457 и 460 гг. Др. ц. во имя Исидора в К-поле была построена в правление имп. Юстина I (518-527) Исидором, братом патрикия Еввула. При ней находилась богадельня (Πάτρια Κωνσταντινουπόλεως // Scriptores originum Constantinopolitanarum / Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. Р. 254-255. (BSGRT)). В VIII в. в Риме во имя Исидора была построена церковь между Тибуртинскими воротами и ц. св. Евсевия.

Рус. игум. Даниил в нач. XII в. видел мощи И. на Хиосе («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18-19). В 1125 г. венецианцы увезли мощи И. c Хиоса и поместили их в соборе св. Марка, устроив капеллу во имя мученика и установив праздник перенесения мощей 16 апр. (BHL, N 4480-4481). Из Венеции часть мощей И. попала в Сару в Каталонии. Этот святой почитается в Средиземноморье как покровитель моряков.

В 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский, видел в К-поле в Большом дворце мраморный столб (к к-рому, по сведениям этого автора, И. был привязан и брошен в море, но затем вышел из воды невредимым), а также часть мощей И. (Книга Паломник. С. 21).

В ряде лат. календарей (в Мартирологе блж. Иеронима, во 2-й редакции Мартиролога Флора Лионского, в Мартирологе Адона Вьеннского) память И. отмечена 14 мая в соответствии с визант. Синаксарями, в других - 15 мая (в лат. Мартирологах Узуарда, Ноткера Заики, Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония и сир. Мартирологе Раббана Слибы). Кроме того, память И. встречается 5 февр. в нек-рых визант. календарях и в Римском Мартирологе. Предполагают, что эта дата установлена в память перенесения мощей И. в К-поль.Гимнография
Память И. отмечается в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 10), 11 мая. В этот день назначается общее последование святому. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 292) память И. отмечается 14 мая; назначается общее последование И. и др. мученикам, память к-рых также совершается 14 мая: на Пс 50 поется тропарь ᾿Αθλοφόροι ἅγιοι̇ (Страстоносцы святые…), прокимен Пс 67. 36 со стихом, аллилуиарий Пс 96. 11; чтения: Деян 12. 1-11, Ин 15. 17 - 16. 2.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 1. С. 62) 14 мая содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Аналогичный набор песнопений входит в последование И. согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 152) и Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. упоминается 14 мая без богослужебного последования.

В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 215), И. назначается отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь И. службу с пением на утрене как «Аллилуия», так и «Бог Господь» и с тропарем; указан кондак И. Κυβερνήτης μέγιστος̇ ( ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь И. отсутствует, но содержится кондак И. 4-го гласа В исправленном издании Типикона 1682 г. И. назначаются отпустительный тропарь и кондак

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 73-74); кондак 4-го гласа Κυβερνήτης μέγιστος̇ ( в совр. греч. Минее отсутствует, однако содержится в греч. Минее, изданной в Риме в 1900); канон авторства Феофана с акростихом Τὸν κλεινὸν ᾿Ισίδωρον ὑμνῶ προφρόνως (Славного Исидора воспою радостно; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ ( ), нач.: Ταῖς σαῖς ἱκεσίαις ( ); цикл стихир-подобнов; седален.

Иконография
Традиц. образ И.- молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что И. «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 279). Греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые мученики» сообщает об облике И. следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому.- Авт.)» (Ерминия ДФ. С. 166. § 10. № 80). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 98).

Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICID POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре ц. Благовещения (Прототрони) близ Халки на о-ве Наксос, Греция. Оно относится к 1-му слою росписей храма, датируемых VI-VII вв. Можно предположить, что изображение здесь И., не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греч. островах святого, претерпевшего мученическую кончину на о-ве Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, очевидно, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика И. в Ерминии. Он изображен с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачен в хитон и плащ, застегнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания И. на о-ве Наксос можно привести также фреску с фрагментом его изображения в ц. ап. Иоанна Богослова близ Халки (2-я пол. XIII в.) на юж. грани сев.-зап. пристенного пилона.

Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип И.- с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.). В средневизант. время наибольшее распространение получили образы И. с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366). В поствизант. живописи И. изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) - средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы И. представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)).

В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца (Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156).

В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке.

В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

Включение образа И. в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 - атрибутирован как И.) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) И. и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, И.- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - такое же парное изображение, что и в святцах, но И.- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая).

Наверх