Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский). Православная энциклопедия

Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский). Православная энциклопедия

ЕВПСИХИЙ

[греч. E ὐψύχιος] († 361-363), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 117-138, пам. 7 сент.).

Источники

Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109)

Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109)

Греч. источники, содержащие сведения о мч. Е., условно делятся исследователями на 2 группы по причине существования 2 традиций почитания святого. Согласно одной традиции, мученичество Е. относится к периоду гонений имп. Юлиана Отступника (361-363), согласно другой - к правлению имп. Адриана (117-138). К числу источников, представляющих 1-ю традицию, принадлежит прежде всего анонимное Мученичество Е. (BHG, N 2130), сохранившееся в единственной рукописи греч. минеи за апр. из мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 254. Fol. 83-86v. XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом (Ehrhard. S. 611-614), к-рый предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л. Г. Вестеринком). Впосл. работу с текстом продолжил Ф. Алькен, в 1983 г. Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Е. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 23-24) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 37), Сказания, помещенные под 7 сент. Также известен канон Е., написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), к-рый содержится в греч. минее под 9 апр. и строго следует тексту Мученичества.

В основе 2-й традиции лежит описание преследования христ. населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизант. церковного историка Созомена (Sozom. Hist. eccl. V 4 11). Рассказ Созомена послужил основой для заметок, помещенных под 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 593) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396).

Кроме агиографических источников сведения о почитании Е. в Кесарии в IV в. содержатся в письмах свт. Григория Богослова (Ep. 58, датируется ок. 372-373) и свт. Василия Великого (Ep. 100, 142, 200, 252, 372-376). Вопреки мнению нек-рых исследователей (Aubert. P. 1420; Burchi. Col. 238) 176-е письмо свт. Василия Великого к еп. Амфилохию Иконийскому (PG. 32. Col. 653) не является свидетельством о почитании Е.


Мученичество

Е. род. в Кесарии Каппадокийской (М. Азия), происходил из знатного семейства. С юных лет был благочестив. Торжество по поводу женитьбы Е. совпало с праздником в честь богини Тихи (Фортуны). Возмущенный идолопоклонством сограждан, Е. во главе др. христиан разгромил языческое святилище, о чем было донесено имп. Юлиану Отступнику. Зная, что ему предстоит мученическая кончина, Е. раздал имущество бедным. Гнев императора обрушился на весь город. Император казнил мн. знатных христиан, отнял имущество у церквей, мн. клириков насильно отправил в армию. С города было снято почетное название Кесария (от «кесарь» - титул рим. императоров), полученное при имп. Клавдии (41-54), и возвращено прежнее название - Мазака. Кроме того, со всех жителей стали собирать налог на восстановление святилища Фортуны. Е. был арестован, его принуждали принести жертвы идолам, но он не поддавался угрозам. После пыток, во время к-рых Е., подвесив на дереве, строгали железными крючьями, мученик был усечен мечом. Из раны вместо крови вытекли вода и молоко. Тело Е. погребли христиане. После гибели Юлиана Отступника и прекращения гонений над погребением Е. была воздвигнута церковь, от мощей мученика происходили исцеления.


Научная проблематика

Мч. Евпсихий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Мч. Евпсихий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Бытование 2 традиций почитания Е. заставило исследователей выдвинуть гипотезу о существовании 2 Евпсихиев, живших в Кесарии во II и IV вв. Впервые это предположение было выдвинуто кард. Цезарем Баронием, затем болландистами, разместившими статьи о 2 Евпсихиях в разных томах Acta Sanctorum, и др. исследователями. Однако после обнаружения Мученичества нек-рые ученые (И. Делеэ, Алькен и др.) пришли к выводу, что во всех источниках речь идет об одном и том же лице. Издатель Мученичества, Вестеринк, придерживается этого же мнения, приводя следующие аргументы: несмотря на то что в источниках фигурируют 2 дня памяти Е., невозможно вывести закономерность их распределения (напр., в Мученичестве это 9 апр., в синаксарных заметках, основанных на Мученичестве,- 7 сент.) (Westerink. 1983. P. 674). Др. исследователи предположили, что существование 2 дат объясняется тем, что 7 сент. справлялась память одного Е., поскольку это был день его мученичества, а 9 апр. совершалось торжество в честь Дамаса, Е. и др. Кесарийских мучеников (MartRom. P. 131). Кроме того, Вестеринк обращает внимание на письма свт. Василия Великого, которые представляют собой свидетельство современника (свт. Василий вернулся в Кесарию вскоре после смерти имп. Юлиана). Из этих писем следует, что святитель знал только одного мученика по имени Е. (пам. 7 сент.- PG. 32. Col. 505) и уделял большое внимание дню его памяти. Т. о., исследователь приходит к заключению, что Мученичество Е. относится ко времени правления Юлиана Отступника, а лит. текст Мученичества написан гораздо позднее (отсюда неточности в описании реалий - Westerink. 1983. P. 671). Основной текст Мученичества может быть древнее вступления, написанного более высоким стилем и представляющего собой обращение автора к заказчику Мученичеств, возможно митрополиту Кесарийскому (Ibid. P. 670).

Тем не менее предположение об отсутствии почитания Е. до 70-х гг. IV в. не согласуется с содержанием одного из писем свт. Василия Великого. В 252-м письме, представляющем собой приглашение епископам Понтийского диоцеза, cвт. Василий пишет: «поскольку Евпсихий и Дамас, а также окружающий их сонм, чья память справляется ежегодно в нашем городе и по всей округе, являются славнейшими из мучеников, Церковь… напоминает… чтоб вы вернулись к своему давнему обычаю посещать [наш город]» (PG. 32. Col. 940).

Отдельно исследователи рассматривали вопрос об одном месте из трудов Арефы, архиеп. Кесарийского (Aretha. 1968 P. 300), где он упоминает Е. Описывая мягкость канонических правил в ранней Церкви, он приводит в качестве примера Е., говоря, что тот был «рукоположен после вступления в брак». Нек-рые исследователи приняли это утверждение Арефы как свидетельство того, что Е. был пресвитером (в др. источниках об этом не говорится) (см., напр.: Burchi. P. 237). По мнению других, слова Арефы основаны на местной устной традиции (Halkin. 1973. P. 414). Вестеринк предполагает, что Арефа почерпнул сведения о Е. у Созомена и при этом совместил информацию о Е., к-рый, по сообщению историка, женился незадолго до мученической кончины (Sozom. Hist. eccl. V 11), и о пресв. Василии, также пострадавшем в Кесарии при Юлиане Отступнике (Westerink. 1983. P. 667).

Гимнография

Память Е. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445), последование Е. включает минимальный набор песнопений - стихиры, канон авторства Иосифа, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуия» на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 145) под 9 апр. упоминается Е. с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Е. отличается краткостью - пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апр. появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610), тем не менее последование Е. по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна. Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, можно встретить кондак Е., но это является скорее исключением.

Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τοὺς Εὐψυχίου εὐψύχως ᾄδω πόνους. ᾿Ιωσήφ (      в слав. печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν (    ), нач.: Τοὺς ἄθλους εὐψύχως, μάκαρ (   ); цикл из 3 стихир-подобнов (в греч. и слав. Минеях набор стихир отличается; в слав. Минее XII в. содержится еще одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в совр. слав. Минее - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 56); седален. В рукописях встречается кондак Е., не вошедший в печатные издания, 7-го гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся» (см., напр., в Псалтири следованной нач. XVII в.- РГБ. Троиц. № 340. Л. 411 об.).

А. А. Лукашевич

Иконография

Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

Е. изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко - в воинских доспехах. Образ Е. представлен в большинстве подробных минейных циклов под 9 апр. В лицевых рукописных минеях - в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 109 об.) изображен в рост, молодым, безбородым, с темными, слегка вьющимися волосами средней длины, в красном гиматии с лиловым тавлионом (знак аристократического и воинского достоинства) и в лилово-розовом хитоне; в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- оглавно; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - 2-й ряд сверху, 3-я группа слева, темноволосый мученик с короткой бородой, облачен в лилово-синий хитон и красный гиматий; «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Россия, Музей икон г. Рекклингхаузена); «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., Россия, частное собрание), а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713; в воинских доспехах, с крестом в правой и щитом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730; в хитоне и гиматии). В настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Пече, Косово и Метохия (1561), Е. изображен в мучении (заколот мечом).

В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, - в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 9 апр. святой ошибочно назван Евтихием, о нем сказано: «…юный, был усечен мечем» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном подлиннике XVIII в. приведено подробное описание облика Е.: «Подобием млад, взором умилен, власы на главе русы и кудреваты аки Георгиевы, риза верхняя лазоревая, исподняя киноварная, в сапогах желтых и в бронях, в руке меч, а в левой ножны; сей рода патрикийского благородия, пострада во младости за Христа» (Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 315-316).



Наверх