Мнение митр. Филарета о значении раскола, 1856 г.
Какое значение имеет раскол в российском государстве?
В прежние времена, он имел значение преимущественно церковное и в глазах императрицы Екатерины II, раскольники еще могли казаться более смешными или жалкими, нежели опасными. Но, в настоящее время, раскол имеет важное значение, преимущественно в гражданском отношении. Это ужасная и непрестанно более распространяющаяся государственная язва, которая требует неотложного и серьезного врачевания. Раскольники разделяются на многие секты; но, все они сходятся в одном пункте, что не признают государя помазанником Божиим и не почитают никакой власти законной, которой бы должно было повиноваться по совести; и потому-то, от некоторых гражданских постановлений, они разными недозволенными средствами уклоняются, а другие исполняются, по их выражению, только для явности, страха ради иудейска.
Когда правительство, убедившись опытом в преступном и зловредном своеволии раскольников, начинает употреблять некоторые меры к обузданию их и обращению на путь истины и порядка, и когда некоторые из них, вследствие этих мер, начинают обращаться к православной церкви, то покровители раскола, извлекающие из него большие выгоды, начинают действовать в пользу его самими христианскими суждениями, называя всякую меру принуждением совести, и таковыми суждениями разнеживают души чистые, не подозревающие хитрости и лукавства их, и умножают голоса в пользу раскола.
Так, когда в 1854 году, на преображенском и рогожском кладбищах в Москве, присоединилось к единоверию более 2 тысяч раскольников, и сыны православной России от души радовались тому и благодарили Бога, тотчас послышались голоса, что они присоединились не по убеждению, а потому что не хотели отказаться от некоторых прав, которых раскольники лишались1.
Очень можно верить, что некоторые и может быть, многие из раскольников присоединились не совсем по усердию; но это могли сделать только те, которые не искренне, а по наружности только были раскольниками; иначе, они никак не присоединились бы к единоверию из-за некоторых маловажных выгод. Притом же, это можно сказать только о купцах, а мещане и крестьяне ничего не теряли, оставаясь в расколе.
Должно заметить, что между крестьянами и мещанами, и особенно их женами, есть многие, которые держатся раскола искренно; но между купцами и в особенности молодыми, весьма немногие веруют в раскол, но остаются в нем или по выгодам, происходящим от их коммерческих связей, или по наклонности к своеволию и распутству, дозволяемому их
лжеверованием, или из опасения преследования от могущественных старшин. Что же касается до их старшин или коноводов, то для них раскол есть промысел, доставляющий им большие выгоды и почет.
* * *
Большей частью смотрят на раскольников с той же точки зрения, как и на иноверцев; но это большое заблуждение. Иноверцы, различаясь с нами в догматах, ничего не имеют против правительства и следуют правилу: Божие Богови, кесарево кесареви, а раскольники выражают это так: Божие Богови, а бесово бесови.
* * *
Правительство, оказывая снисхождение к раскольникам, не должно терять из вида тысячи несчастных, которые, по лукавству их руководителей, коснеют в невежестве и разврате, и отчуждаются от церкви Божией, ведущей ко спасению не по своей вине, а по рабству, в котором держат их попечители и старшины их, управляющие ими деспотически. Для таковых несчастных меры, употребляемые правительством к обузданию самоволия раскольников, были бы истинным благодеянием, потому что без этих мер они не могут выпутаться из сетей раскола.
* * *
Что же делает духовенство?
Духовенство могло бы действовать с успехом на низшие слои раскола, если бы оно не находилось под гнетом высших слоев, т. е. преображенских и преимущественно, рогожских старшин в Москве, на которых не могут благотворно действовать никакие пастырские наставления, потому что они держатся раскола не по заблуждению ума, а единственно по земным нечистым побуждениям. Когда преосвященные, при обозрении епархий, посещая селения раскольнические, своими архипастырскими беседами успевают иногда, при помощи Божией, привести раскольников в доброе расположение и при этом благоприятном случае предлагают им присоединиться к православной церкви, то, обыкновенно, получают в ответ: «мы в этом не властны; пусть повестят нам из Москвы».
* * *
Как же должно поступать правительство с раскольниками?
Отечески.
Что это значить?
Отцы земные для исправления детей употребляют не одни кроткие увещания, но и другие меры.
Отец небесный, при всей бесконечной благости своей, обращает на путь истины заблудших большей частью строгими мерами и грешники нередко начинают исправляться сначала по страху гнева и наказания Божия, а не по усердию и любви к добродетели.
Правительство, отечески пекущееся о благе вверенных ему, должно поступать с народом, по своей необразованности не умеющим отличать истины от заблуждения, полезного от вредного, как с малыми детьми, которые редко научаются чему-либо полезному и доброму без понуждения, а после вспоминают о том с благодарностью.
* * *
Принявши известные меры к обузданию раскола, правительство должно неуклонно и неослабно следовать им, потому что малейшее ослабление их приводит раскольников к убеждению в бессилии и слабости правительства, и в их могуществе, посредством происков и денег, делает тщетными, предпринимаемые против них, меры.
* * *
А прославляемая всеми русская веротерпимость?
Добрая и благородная Россия! Не только чужие, но и свои нередко злоупотребляют твоей достоуважаемой терпимостью, и хотят унизить ее до постыдной слабости. Очень, очень довольно для христианской веротерпимости терпеть такие верования, которые безвредны для нравственности и вообще для государства, а раскол подрывает само основание государства и распространяет безнравственность под видом верования.
Чтобы совершенно убедиться в этом, стоит только заглянуть в отчеты о современном состоянии раскола, составленные при министерстве внутренних дел. Различаясь между собой в изложении, все эти отчеты представляют одну поразительно мрачную картину. В отчете по нижегородской губернии значится: «раскольники разглашают, будто бы в среде высших сановников государственных есть тайные последователи раскола «Никодимы», которые утоляют антихриста (?) и христиан беспечально творят. По поводу решений комитета г. г. министров, всегда ослаблявших постановления уголовных палат о наказании раскольников, они говорят: есть у нас в Питере большой министр; он и царю воли не дает, и здешним судьям не потакает, и держится за нас покамест тайно, а придет время, он и объявится».
* * *
В отчете по курляндской губернии значится: «раскол, подобно еврейскому учению, повелевает своим приверженцам безусловно поддерживать друг друга против иноверных и наносить сим последним всевозможный вред. Посему укрывательство преступников и беглых почитается даже благородным делом».
В отчете по костромской губернии значится: «раскольники не только вредны, как религиозные фанатики, но и как люди, враждебные правительству и обществу, порицающие настоящий порядок вещей; в особенности же, они вредны, потому что большая часть из них не уважают священной особы государя императора и не молятся за него; они презирают духовенство, ненавидят чиновников и помещиков, или по их выражению, мирян, а, наконец, не уважая и не признавая вовсе св. таинств, они безнравственны в высшей степени. Таким образом, раскольники потрясают в умах народа два великих и основных понятия: Бог и царь! В настоящее время раскол еще не дерзает восставать явно и проповедовать свое учение во всеуслышание, но со временем, если не принять заранее строгих мер, он может сильно поколебать нравственное благосостояние всего края».
* * *
В отчете новгородской губернии значится: «дух крестецких сектаторов отличается нетерпимостью, буйством и упорным отчуждением от сообщества с православными. В особенности, в этом отношении, опасны раскольники, живущие по Мсте; они гласно проповедуют неповиновение всем властям земным».
В деревне Дубках, крестецкого уезда, со времени появления в 1850 году пошехонского инока Данилы, усилились слухи о последних временах мира и о возможности достигать царствия небесного посредством умерщвления нечестивых бритоусов.
Дух и направление умов между военными поселянами-раскольниками, в 7 округах пахотных солдат, в особенности в городе Старой Руссе, самый скверный и опасный. Старорусцы буйны, непокорны и весьма склонны к пристанодержательству. Между ними, более чем где-либо, ходят слухи о последних временах, о беспутстве православия и еретичестве властей.
* * *
В отношении московского митрополита к министру внутренних дел, от 21 сентября 1855 года, сказано:
1) В 1844 году открыты были на преображенском кладбище: записка, за подписью попечителя и наставника, и рукописная книга, в которых встречается учение, что «с 1666 года, уставленная Богом, царская власть упразднилась», что теперь «христиане брачующиеся суть змиино гнездище, сатанино, что теперь о умножении рода человеческого печется сатана и к зачатию младенца душа дается от дьявола».
2) В нынешнем 1855 году Владимирской губернии, шуйского уезда, в селе Иванове, у уставщика беспоповщинского толка, открыта рукопись под заглавием: зерцало для духовного внутреннего человека, в которой, между прочим, сказано: «Иисус Христос прощал грехи; а антихрист (?) установил суд и поделал крепости, и завел «для мучения народа рудокопные заводы».
Но скажут, что этого нельзя приложить к секте поповщинской.
Да, раскольники поповщинской секты не в таких резких чертах представляют себе правительство, но равно нечестиво и зловредно. Они признают, что «русское правительство, со времен царя Алексея Михайловича, стало без благодатным и будто антихрист царствует в России духовно, присутствуя невидимо в церкви православной и поклоняющиеся ему государь император и правительственные лица правят народом по тайным и бессознательным для них самих внушениям дьявола» (Из отчета мин. вн. д. по нижегород. губернии).
* * *
Раскольники-фанатики отрекаются от присяги, не фанатики для явности, страха ради иудейского и для усыпления правительства присягают беспрекословно. Но чтобы согласовать присягу с их нечестивыми понятиями, слово присягнуть они заменяют словами: наплевать попу в бороду (Из отчета мин. внут. д. по нижегород. губернии).
* * *
1И что из того? Только то, что меры, предпринятые правительством, оказались на опыте действительными и полезными.
С автографа, хранящ. в секретн. бумагах канц. обер-прокур. Св. Синода; № 190; лл. 21 и 22.