Проповеди на праздники:


Миссионерский характер церковноприходской школы среди сектантского населения (настоящая статья в качестве доклада представлена была Третьему Всероссийскому Миссионерскому съезду в г. Казани, и съезд одобрил ее) 1897г.

 Всеми признано, что шестидесятые и семидесятые годы со всеми их либеральными затеями оставили в жизни нашего народа такой глубокий след, который долго дает себя чувствовать. Нет сомнения, что это влияние широко захватило и религиозную сторону в жизни народа, немало подорвав и ослабив его связь с Церковью, поселив равнодушие к ее заветам, вызвав рационалистическое настроение с его неуместным резонерством и критиканством, породив, наконец, в прямом смысле сектантство. Недаром всем известная штунда, волной своей залившая наше когда-то преданнейшее Церкви южнорусское население, началом своим считает именно шестидесятые годы. Сколько теперь требуется упорного, терпеливого труда, часто труда неблагодарного, чтобы исправлять ошибки, чинить испорченное! И в этом случае величайшая миссионерская задача предлежит нашей Церковно-приходской школе именно среди всего того населения, где действовали, да и ныне продолжают действовать эти либеральные интеллигентные силы. Указанное правилами и программами нашей школы усиление Закона Божия и церковности, обеспечение полного влияния священника в школе действительно способно произвести переворот в народе, как это понемногу уже и замечается.

Но кроме общей религиозно-просветительной задачи, какую призвана осуществить церковно-приходская школа, нашей школе предлежит еще особая миссионерская задача там, где произошло уже и происходит ныне полное отпадение от Церкви и открытое противоборство ей, именно среди населения, зараженного различными видами сектантства. Благодарение Господу, в таких местах уже понемногу есть школы; школы эти посещаются детьми не только местного православного населения, но и детьми сектантов (Народное образование. 1897. № 5). Мало того, есть школы церковно-приходские, которые исключительно наполняются детьми сектантов. Известно, например, что в селе Пришиб Астраханской епархии в мужской школе из 104 мальчиков только 5 православных, а остальные молокане; там же в женской школе из 55 девочек только 5 православных, а остальные молоканки (Народное образование. 1896. № 6). Конечно, в таких школах кроме показанного в правилах и программах относительно постановки учебно-воспитательного дела требуются еще особые приемы, прямо вызываемые интересами полемики. Сколько нам известно, никто еще не огласил опытов касательно воспитательных приемов и дидактических в постановке Закона Божия применительно к религиозно-нравственным потребностям школы, окруженной сектантским населением, а также прямо применительно к сектантским детям, обучающимся в церковной школе. На Втором Миссионерском съезде, бывшем в 1891 году, сделаны некоторые указания относительно миссионерского преподавания в церковноприходской школе, но эти указания представляют собой только общие советы для ведения дела в школе среди сектантов. Так как пишущий сие стоял у дела миссионерского среди южнорусских штундистов в течение нескольких лет, а теперь стоит у дела школьного, то это дает ему основание представить данные собственного наблюдения и опыта относительно воспитательного дела и постановки Закона Божия в школах среди сектантского населения.

Штундистов характеризуют три особенности: противоцерковное настроение, рационалистический характер, почитание библейского текста. В этих существенных чертах со штундистами вполне сходятся баптисты, молокане, духоборцы, пашковцы и даже толстовцы; поэтому полезное в применении к штундистам пригодно было бы и в отношении остальных родственных им сект.

Если вообще великое воспитательное значение для народа имеет церковно-религиозный характер начальной школы, то тем более церковно-религиозным характером должна отличаться народная школа там, где враг прямо и открыто противоборствует Церкви. Благолепные святые иконы с зажженной лампадой пред ними, чтение молитв утренних пред занятиями и вечерних после занятий, сопровождаемое надлежащим пением, безусловно, обязательны для церковно-приходской школы среди сектантского населения. Закон Божий подобает преподавать непременно лицу, облеченному в священный сан, даже в том случае, если бы имелось вполне правоспособное лицо без сана. Дело Божие подобает ведать людям, Богом поставленным. Из учебных предметов особенное внимание обращено должно быть, конечно, на Закон Божий. В преподавании Закона Божия, собственно, и должна сказаться вся сила миссионерского влияния школы.

При миссионерском преподавании Закона Божия можно действовать двояко: косвенно и прямо. Первый прием выражается в том, что законоучитель старается возможно основательнее, и притом в истинном разуме Церкви запечатлеть в сознании учащихся детей пререкаемые сектантами истины вероучения, чтобы этим предохранить детей от соблазна, чтобы они, по слову апостола, всегда готовы были требующему у них отчета об их уповании дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15). Это апологетическая постановка преподавания.

Второй прием миссионерского преподавания бывает тогда, когда законоучитель старается прямо показать неправоту и заблуждения сектантов, чтобы наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2Тим. 2:25). Это постановка преподавания полемическая. Апологетическая постановка Закона Божия имеет в виду православных детей и их родителей; полемическая постановка имеет в виду детей и родителей исключительно сектантов. Апологетическая постановка преподавания вполне уместна и даже необходима не только в селах с сектантским населением, но и в селах, близких к сектантским пунктам, где хотя и нет отступничества от Церкви, но где нравственная атмосфера пропитана отрицательными суждениями. Полемическая же постановка может быть допущена только там, где сектантство существует открыто и где дети учащиеся уже не чужды отрицательного настроения и суждений сектантских, – но и то допускается она с мудрой осторожностью. Без особой нужды полемики в школе допускать не следует.

Для того чтобы внести в преподавание Закона Божия элемент апологетический, для этого нет никакой нужды изменять существующую программу, не нужно вносить и особого отдела в нее. В существующем курсе Закона Божия нужно только обратить особенное внимание и соответственно цели осветить и раскрыть те исторические и вероучительные истины, которые подвергаются неправильному изложению и неправильному пониманию у сектантов; особенное внимание нужно также обратить на те исторические и вероучительные истины, которые прямо опровергают и обличают заблуждения сектантов. Если в иных отделах необходимо внести рассмотрение новых событий и истин, не входящих по программе прямо в круг предмета, то их можно тесно связать все-таки с теми данными, какие имеются в программе и учебной книге. Таким образом, наилучшей и удобоосуществимой нам представляется та постановка преподавания, в которой апологетический элемент представляется связанным с курсом не механически, а вполне органически, когда миссионерский характер вытекает из дела преподавания Закона Божия как бы сам собой.

При рассмотрении пререкаемых сектантами истин формулировать заблуждения, излагать основания сектантов нет нужды – для дела это может быть не только не полезно, но даже вредно. Но если дети сами определенно выскажут сектантское заблуждение с его мнимыми основаниями, тогда законоучитель обязан подробно разобрать его и опровергнуть во всех частностях, в форме, конечно, доступной для своих слушателей. При этом об отступниках и их заблуждениях законоучитель всегда должен говорить кротко и спокойно, со скорбью о заблудших. Слово его должно быть, по апостолу, с благодатью и приправлено солью (Кол. 4:6). Горячность, резкость, насмешки не должны иметь места в речах законоучителя: вселенская истина в том не нуждается.

Так как основой для апологетики и полемики служит священный библейский текст, то Библия на русском языке всегда должна быть у законоучителя под руками. Если для обыкновенного прохождения курса Закона Божия в объяснительной записке к программе церковноприходских школ изучать священные события и истины настоятельно рекомендуется непосредственно по тексту самих священных писателей, то тем более это должно сказать об изучении миссионерском. Апологетический характер преподавания предполагает изучение всех пререкаемых истин прямо по Библии.

При распределении миссионерского материала в общем курсе нам представляется наиболее уместным связывать его с теоретической частью Закона Божия, то есть со священной историей и катехизисом. При изучении молитв дети к этому еще почти неспособны, а при изучении богослужения желательно и необходимо, чтобы они воспринимали преподаваемое им не столько умом, сколько сердцем. Вносить полемику в эту часть курса неудобно именно потому, что излишняя рассудочность способна ослабить то молитвенно-благоговейное настроение, которое подобает иметь при выяснении самой практики молитвы и служения Богу. В частности, соответственно существу дела и педагогической последовательности в круге ветхозаветной истории являются предварительные миссионерские замечания, в новозаветной истории излагаются главные исторические основания пререкаемых истин, в кратком катехизисе вводится систематическое изложение некоторых из пререкаемых истин. В учении о богослужении нам представляется уместным только краткое повторение некоторых из пререкаемых истин. Миссионерское изучение Закона Божия удобнее всего вести в старшей группе учеников, курс которой обычно начинается с повторения священной истории.

Соответственно высказанным сейчас основным положениям нами и составлено примерное распределение апологетического материала в курсе Закона Божия для одноклассных церковно-приходских школ. Весь апологетический материал у нас тесно связан со статьями, показанными в программе Закона Божия, причем имелось в виду и «Учебное руководство по Закону Божию», изданное училищным советом при Святейшем Синоде 61. Если программа совершенно умалчивает о таком событии, которое имеет капитальное миссионерское значение, в том случае мы вводим в курс это событие и связываем его с событием, ближайшим к нему по времени или с родственным ему по значению. Полные и подлинные суждения сектантов о предметах веры не приводятся в нашей примерной программе, так как для детей они не нужны, а законоучителю они должны быть известны из специальных миссионерских сочинений.

Каждый пастырь есть миссионер своего прихода, и он должен знать заблуждения угрожающих ему врагов Церкви. В нашем распределении миссионерского материала конспективно указаны для законоучителя только главные мысли, события и выводы из них, а также цитаты Священного Писания. Законоучителю на уроках подобает изложить все это, конечно, в живом рассказе, пользуясь подробностями самого библейского текста по указанным цитатам. Миссионерским характером несколько осложняется курс Закона Божия, но законоучитель, знающий цену всем этим осложнениям, найдет для них время.

Каковы должны быть живые отношения законоучителя к детям сектантов, посещающим церковную школу? Чего он может требовать от них? В своем обращении священник, подобно приточному отцу заблудшего сына, должен выражать свою любовь не только к верным, но и к заблудшим детям; в обращении выделять сектантских детей не подобает. При обличении заблуждений не следует указывать лично на отцов присутствующих детей. При выполнении детьми ученических обязанностей требовать подобает от них всего, что требуется в школах правилами и программами, но с мудрой осторожностью и предусмотрительностью. Дети должны изучать все уроки Закона Божия и других учебных предметов. Они благоговейно должны участвовать в общей молитве, выслушивая молитву, стоя пред святыми образами и кланяясь в положенное время. Однако требовать от них исполнения самым делом того, что прямо отрицают их родители, то есть совершать крестное знамение, целовать крест и святые иконы, всегда посещать богослужение, – не представляется удобным. При настойчивости священника из-за этого родители-сектанты могут не пустить детей в школу и Церковь потеряет удобный путь воздействия на них. Насиловать сектантских детей в этом случае неудобно и нет нужды. Но в то же время священник решительно смотреть должен за тем, чтобы православные дети все свои религиозные обязанности исполняли подобающим образом. Если бы кто из сектантских детей дозволил себе оскорбления и насмешки над православной молитвой и святыней, того законоучителю подобает сначала вразумить, а при неисправимости совершенно удалить из школы.

Вот главные положения миссионерской постановки дела в начальной школе среди сектантского населения. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч.22:6), говорит Премудрый. Прошедший хорошую школу церковную в отрочестве и юности всегда будет чувствовать свое родство с Церковью. Не следует смущаться тем, что в среде вожаков сектантских есть грамотеи, вышедшие от нас: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1Ин.2:19). Во время миссионерских бесед наших в Киевской епархии нередко попадались нам сектантские вожаки, пред совращением в штунду проживавшие в монастырях, бывшие клирошане, но все эти личности являли собой плоды недостойного влияния. Наше дело насаждать и поливать, возрастит же Господь во время свое.

Проповеди на праздники:

Наверх