Макарий. Православная энциклопедия
(1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622, Жабынский мон-рь), прп. (пам. 22 янв. ст. ст. / 4 февраля новый ст. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
«Книга глаголемая Описание о российских святых» упоминает М. как основателя Жабынской пуст.: «Преподобный священноинок Макарий начальник Жабынскаго монастыря Введения Пресвятыя Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в лето 7130 месяца генваря в 22 день» (Описание о российских святых. С. 230). В нек-рых списках «Книги глаголемой...» и в «Перечнях всех российских чудотворцев» указан 7131 (1623) как год преставления святого (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 119, XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 232, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Согласно жалованной грамоте царя Феодора Иоанновича, мон-рь был основан старцем Онуфрием в 1585 г. на Жабынском городище, относившемся в то время к Дворцовому ведомству (текст грамоты опубл.: Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6). Свое название местность получила по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова (Антонов. 2002. С. 30, 33). Царская грамота за скрепою белёвских писцов Н. Г. Ржевского «съ товарищи» содержала повеление: «А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить». В монастырском синодике сер. XVII в. в числе первых был записан род Ржевских, отдельно - род окольничего И. И. Ржевского, а далее следовал «род священноинока Макария» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 95). В челобитной царю Петру I Алексеевичу от 1 янв. 1721 г. игум. Жабынской пуст. Тихон (1707-1722) сообщал: «...на Оке реке, на устьи речки Жабынки, еще изстари, да из старых валовых писцов, построена бысть пустынь Жабынь, в которой церковь изстари Введения Пресвятыя Богородицы, Макариева строения... а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария строителя» (Знаменский. 1890. Вып. 28. С. 52). На основании этих документов историк-краевед И. В. Знаменский предполагал, что старец Онуфрий и М.- одно лицо. По мнению историка, старец, устроив обитель, принял схиму с именем Макарий и жил неподалеку у колодца Жабынец, с к-рым в мон-ре было связано чудесное предание о событиях Смутного времени, когда неподалеку от обители, под дубом, М. нашел умирающего от ран и жажды поляка, заблудившегося в лесу. Святой ударил посохом по земле, и тотчас на этом месте забил родник. Впосл. здесь поставили часовню. В др. синодике обители, к-рый архим. Леонид (Кавелин) датировал нач. XVIII в., была записана память «преподобнаго отца нашего Макария Белёвскаго чудотворца, иже на Жабыни кладези жившаго». Составителем текста о М. в предисловии к синодику архим. Леонид назвал игумена Жабынской пуст. Тихона, бывшего ее пострижеником. В предисловии говорилось, что М. «в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной, во алчбе и жажде претерпи, монастырь возгради, братию собра, поживе же в терпении своем лета довольна... преставися в лето мироздания 7131 (1623) году, погребен учениками своими, в своем от него созданном монастыре месяца ианнуария 22 дня» (Леонид (Кавелин). С. 8-9). В синодике сообщалось также о существовании записей чудес святого. Уникальные сведения о М. содержит статья «Иконописного подлинника» различных списков и редакций, которая, вероятно, воспроизводит текст, находившийся на надгробной плите М. Надпись сообщала, что святой преставился в схиме в возрасте 84 лет 22 янв. 7131 (1623) г. «в нощи, в куроглашение, и погребен бысть близ своея ему церкви, на память святого апостола Тимофея» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39; то же см.: РНБ. Вязем. Q. 162. Л. 89, XIX в.; Тихан. № 402. Л. 66 об., XVIII в.; ОСРК. Q. XIII, 11. Л. 56 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Из сопоставления данных «Иконописного подлинника» с челобитной игум. Тихона следует, что М. был погребен близ построенной им Введенской ц. Не случайно в нач. XVIII в. ц. Введения называли также храмом прп. Макария Белёвского. В описании пустыни архим. Леонид цитирует вкладную надпись 1712 г. на печатном Евангелии 1681 г.: «...сию книгу дал вкладу города Белёва посадской человек Димитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пресвятыя Богоматери, честнаго Ея Введения и преподобнаго отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белёвскаго чудотворца...» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 111-112). При игум. Тихоне рядом с деревянной ц. Введения, к тому времени уже обветшавшей, был построен каменный Введенский храм. Поблизости от колодца находилась деревянная Никольская ц. Согласно описи 1755 г., в пустыни числились только 2 храма: каменный Введенский собор и деревянная ветхая церковь без икон и утвари (Никольский храм, видимо, уже был разобран). После упразднения пустыни (1764) каменный собор стал приходским, а деревянную Введенскую церковь увезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1776 г. мон-рь был возобновлен как нештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского монастыря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым). Новая братия нашла пустынь совершенно разоренной, в Введенском соборе не было даже антиминса. Видимо, за то время, пока пустынь стояла пустой, память о месте погребения основателя обители и ее истории была утрачена. В святцах помимо даты преставления святого (22 янв.) фиксируется его память под 22 сент., 19 нояб. (РНБ. Тит. № 4765 (Иконописный подлинник). Л. 97, XVIII в.; Тит. № 3117 (Иконописный подлинник). Л. 88, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)), 20 нояб. (РНБ. Тихан. № 413 (Иконописный подлинник). Л. 63, XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Знаменский предполагал, что день памяти М. под 22 сент. может быть связан с обретением в XVII в. его мощей, вновь положенных под спуд к нач. XVIII в. В 1816 г. при строительстве каменной Никольской ц. около колодца Жабынец был найден некий гроб (по др. версии, 3 гроба), к-рый по неясным причинам посчитали гробницей М. (сведения об освидетельствовании в то время мощей святого отсутствуют), и «паки честно опущен в землю, под алтарем новосозданного храма» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 10). И тогда Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения М.
О том, что почитание святого началось вскоре после его кончины, свидетельствует именование пустыни Макариевской в надписи на вкладном напрестольном Евангелии 1646 г., найденном свящ. В. И. Знаменским в ризнице Вознесенской единоверческой церкви в Белёве. В записях монастырского синодика, относившихся к нач. XVIII в., М. именовался преподобным. Согласно сведениям из вкладной книги монастыря, в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал в пустынь икону святого «во окладе серебряном, в киоте, писанном красками, на створех образы архангелов Михаила и Гавриила (Знаменский. 1890. Т. 28. С. 37, 46). Впоследствии драгоценный образ был утрачен, к кон. XIX в. сохранился лишь киот. В 1895 г. на средства белёвского купца-старообрядца П. М. Федосеева иконописцами Троице-Сергиевой лавры был написан образ М. с преподобными Сергием Радонежским и Тихоном Калужским. Образ поместили в древний киот и поставили в часовне над колодцем Жабынец (Фирсов. 1898. № 87. С. 3). Память «преподобнаго Макариа Жабынскаго» под 2 янв. отмечена в месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. («Месяцослов Православной русской церкви с присовокуплением некоторых подвижников благочестия, местно чтимых в России» (РГБ. Ф. 231 / V (Погод.). Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 73 об.- совр. шифр установлен Е. В. Романенко)).
Игум. Иона (Белобородов; 1875-1886) содействовал восстановлению почитания М. в обители. В 1879 г. он поставил в Никольской ц. над предполагаемым местом погребения святого деревянную раку, для к-рой был написан надгробный образ М. в полный рост со свитком в руках. Игум. Иона восстановил также часовню над колодцем. В 1886 г. он сообщал в Тульскую духовную консисторию, что в память святого 22 янв. служит соборную панихиду. Настоятель предполагал, что совершение панихид началось в 1816 г. после обретения гроба святого (Тихон (Шарапов). 1913. С. 249). В 1884 г. купец Федосеев, исцелившийся по молитве М. от заболевания глаз, заказал написать для Вознесенского единоверческого храма образ святого. По просьбе купца 22 янв. того же года в этом храме состоялось празднование памяти М. В окт. 1885 г. на заседании Белёвской городской думы было решено ходатайствовать перед Тульским и Белёвским архиеп. Никандром (Покровским) о разрешении служить М. молебны. В марте 1886 г. жители города обратились в Синод с прошением о канонизации М. Прошение поддержал помещик из дер. Береговая Белёвского у. барон Н. К. Нольде, находившийся в переписке с историком М. П. Погодиным. Указом от 9 янв. 1886 г. Синод поручил архиеп. Никандру произвести «обстоятельную проверку данных». До решения вопроса о канонизации в том же 1886 г. по инициативе жителя Белёва И. П. Воскова был открыт сбор средств на написание иконы святого для белёвского Преображенского мон-ря. Помимо иконы на собранные средства были изготовлены киот, посеребренный подсвечник и серебряная лампада. В июне 1886 г. реликвии передали во Введенский храм Преображенской обители.
26 июля 1886 г. комиссия в составе кафедрального прот. А. И. Иванова, благочинного белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцева и настоятеля Преображенского мон-ря иером. Анатолия (Турбина) подготовила заключение о почитании М. и отправила его в Духовную консисторию. 2 янв. 1888 г. Синод восстановил празднование памяти М. как местночтимого святого. 20 янв. того же года Белёвская городская дума, собравшись на экстренное заседание, приняла решение пожертвовать 500 р. на написание иконы М. для белёвского кафедрального собора и 1 тыс. р. на строительство храма во имя преподобного в его мон-ре. Тогда же была открыта добровольная подписка для сбора средств на сооружение храма, в первые дни было собрано 6 тыс. р. 22 янв. 1888 г. в Белёве и Жабынском мон-ре состоялось прославление святого. Накануне во всех храмах города совершались всенощные бдения, в день праздника - ранние литургии. Несмотря на глубокий снег и расстояние в 7 верст, большинство городских жителей пришли в обитель пешком. После литургии в Знаменском храме был совершен молебен святому в ц. во имя свт. Николая. В том же году Белёв посетили митр. Московский Иоанникий (Руднев) и управляющий канцелярией Синода В. К. Саблер, а также вел. кн. Константин Константинович. По ходатайству жителей Белёва и архиеп. Никандра Синод указом от 28 февр. 1889 г. разрешил именовать Белёвскую Жабынскую пуст. Макариевской в честь преподобного (Тульские ЕВ. 1889. № 6. С. 117-118. Офиц. ч.). 17 окт. 1889 г., во вторую годовщину чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда на ст. Борки, в Жабынской пуст. состоялась закладка храма во имя прп. Макария на месте бывш. Никольской ц. Значительные усилия к быстрейшему завершению строительства приложил бывший настоятель мон-ря игум. Иона (Белобородов). Постриженик пустыни иером. Тихон (Шарапов) записал со слов схим. Филарета рассказ игум. Ионы о том, что он намеревался во время строительных работ обрести мощи М. Однако святой, явившийся подвижнику в сонном видении, запретил это делать. 28 сент. 1895 г. новый храм был освящен. В 1898 г. составлен канон прп. Макарию Жабынскому, в 1914 г. А. Воскресенский по просьбе настоятеля пустыни игум. Кирилла (Павлова) написал М. службу и акафист. В 1913 г. иером. Тихон (Шарапов) подготовил к изданию монастырские записи о чудесной помощи святого за период с 1881 по 1908 г. (Тихон (Шарапов). 1913).
15-17 марта 1919 г. по решению Белёвского исполкома в Макариевском храме проводились работы по вскрытию места предполагаемого погребения М. В письме председателю исполкома Н. А. Петруничеву от 18 марта 1919 г. настоятель пустыни архим. Макарий (Филатов) сообщал, что под ракой «на глубине пяти аршин... никаких признаков могилы или какого гроба не оказалось» (Герасим (Дьячков). 2010. С. 88).
7 сент. 1921 г. решением президиума Тульского губисполкома мон-рь был закрыт. К нач. 90-х гг. XX в. Введенский и Макариевский храмы находились в полуразрушенном состоянии. 7 мая 1991 г. решением Синода РПЦ мон-рь был возобновлен. 4 февр. 2001 г. (в день памяти М.) состоялась 1-я Божественная литургия в восстановленном Макариевском храме. В 1987 г. преподобный был прославлен в Соборе Тульских святых, празднование которому было приурочено ко дню памяти М.- 22 сент. На территории мон-ря бережно сохраняется дуб, под к-рым, по преданию, М. нашел умирающего поляка (по оценкам экспертов, возраст дерева примерно 550-600 лет).
Иконография
Описание облика святого встречается в иконописных подлинниках под 22 янв. с XVIII в. и остается без изменений в подлинниках XIX в. (разночтения/уточнения могут касаться лишь длины бороды: «Подобием сед, брада не велика, ризы монашеския и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39; сводная редакция XVIII в.); «Сед брадою, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 99 об., под 22 янв.; 20-е гг. XIX в.). В одном случае (РНБ ОЛДП. F. 110. Л. 23, XVIII в.) встречается уподобление образу сщмч. Власия Севастийского, а также куколь на голове, деталь, ставшая в дальнейшем характерной для иконографии М. Известен вариант с указанием памяти святого под 20 нояб., тут же приведено место подвижничества М.: «…что на колодези на Жавицы близ Оки реки Белевского уезда» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 88 об., 30-е гг. XIX в.).
Первая икона М. могла быть создана в период фактического установления местного почитания святого, т. е. в нач. XVIII в. Во Вкладной книге Жабынской пуст. (1707) упомянут дар окольничего Никиты Ивановича Акинфиева (Акинфова), сделанный в 1708 г.: аналойный «образ преподобного Макария, белевского чудотворца, во окладе серебреном, в киоте, писанном красками; на створех образы архангелов Михаила и Гавриила»; к 90-м гг. XIX в. сохранился только киот со створками, икона М. в серебряном позолоченном окладе была, видимо, похищена (Знаменский. 1890. С. 37, 46, 47-49).
Замечание о раннем настенном образе М.(?) оставлено архим. Леонидом (Кавелиным): в бывш. Вознесенском девичьем мон-ре в Козельске (упразднен в 1764; приходский храм) «на массивном четырехгранном столпе, поддерживавшем своды трапезы несколько лет тому назад, видно было изображение сего пр. Макария»; образ утрачен, т. к. «священнику вздумалось округлить этот столп для простора, при сем, как это, так и другие изображения уничтожены» (Леонид (Кавелин). 1862). Спустя 23 года архим. Леонид уточнил свое наблюдение, указав, что «древнее изображение «блаженного Макария»» - это, вероятно, образ небесного покровителя основателя Оптиной пуст., которая до нач. XIX в. называлась «Оптиной Макарьевой»; важно отметить, что автор связывал с М. восстановление Оптиной пуст. (Он же. 1885). Т. о., еще до 1862 г. в трапезной части Вознесенского собора сохранялось написанное на столпе изображение «блаженного Макария». Можно предположить, что оно было создано в XVIII в., но не ранее 1740 г., когда была построена трапезная, и не позднее 1764 г., когда Вознесенский мон-рь был упразднен. В этом случае более вероятной представляется связь образа с памятью о Макарии как восстановителе находящейся рядом Оптиной пуст., поскольку Жабынская пуст. была упразднена в 1736 г., еще до сооружения трапезного храма. Возможно отнести написание образа и к периоду возрождения Жабынской пуст. в 1776 г. Вознесенская ц. к этому времени стала приходской, в связи с чем интерес приходского священника к фигуре монаха, возобновителя 2 пустыней, видится сомнительным. Тем не менее известно, что после пожара 1777 г. в храме велись восстановительные работы, включая его украшение. По крайней мере в 1779 г. в приделе арх. Михаила трапезного храма после завершения работ начали совершать богослужения (Леонид (Кавелин). 1885. С. 156). Можно также предположить, что «древнее изображение» святого, как и мн. другие в XIX в., появилось после 1816 г. как отклик на свидетельство об обретении мощей М. при копании рвов под фундамент Никольской ц. в Макариевой Жабынской пуст. О том, что обретение мощей не предполагалось, сообщает текст прошения иером. Михаила архиеп. Тульскому Симеону, в к-ром оговаривалось намерение поставить на р. Жабынке взамен ветхой деревянной Никольской часовни каменную церковь с тем же освящением «для пользы монастыря» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3017. Л. 1; Никишов. 2011. С. 137).
С образа в Вознесенском храме был сделан иконный список, поставленный в освященной в 1818 г. Никольской ц. «над тем местом, где покоятся под спудом мощи Преподобного Макария» (Тихон (Шарапов). 1913. № 1). В 1879 г. при игум. Ионе (Белобородове), активно содействовавшем возобновлению почитания М., список был перенесен в новую часовню над св. колодцем, где помещался «на стене по правую сторону св. источника», а в Никольской ц. над местом предполагаемого упокоения М. была поставлена деревянная рака с изображением святого: «...над мощами, на верхней доске раки написано… изображение Преподобного со свитком согнутым в левой руке - персты же десницы угодника Божия сложены именословно для благословения» (Там же). Судя по описанию, данный образ отвечал традиц. иконографии преподобных.
За год до начала мероприятий по восстановлению памяти М. в изд. «Жития святых…» архиеп. Филарета (Гумилевского) 1885 г., дополненное иллюстрациями акад. Ф. Г. Солнцева, была включена прорись с образом М. Неизвестно, насколько Солнцев, руководствовавшийся при создании лицевых изображений «достовернейшими иконами святых», опирался на известное ему изображение М. Преподобный показан фронтально, в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове), правой рукой именословно благословляет, а в левой держит посох, к-рый ошибочно называют игуменским, тогда как данный атрибут не является принадлежностью наместнического статуса или сана М. (он был иеромонахом), но отражает житийный сюжет о чудесном изведении святым источника, к-рый напитал умирающего от жажды поляка (см. ил.: Жития. 1885. С. 201; повторения: Рус. паломник. № 18. С. 216; Чествование памяти прп. Макария Жабынского. 1888 (тонолитогр.)).
Со старообрядческой средой связано одно из ранних сохранившихся изображений М., включенного в состав русских святителей и преподобных на иконе «Образ святых благоверных российских князей» (1-я пол. XIX в. ГМИР; происходит из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге). М. представлен в нижней левой группе преподобных, в 4-м ряду, 4-м от края. Его голова не покрыта (куколь на плечах), в нимбе надпись: «П Макарïи Белевскiи».
Неизвестна иконография образа М., который в 1884 г. вложил по обету в Воскресенскую единоверческую церковь в Белёве (1818) купец-старообрядец П. М. Федосеев, исцелившийся по молитве к святому от болезни глаз (Фирсов. 1898. № 88. С. 2-3).
Большое число икон святого появилось накануне и после восстановления его почитания. Так, в 1886 г. был объявлен сбор средств на написание иконы М. для Спасо-Преображенского мон-ря в Белёве, в 1888 г. городская дума выделила сумму на создание иконы преподобного для белёвского соборного храма. Сохранялась традиция частных вкладов, напр., купец Федосеев в 1895 г. заказал в Троице-Сергиевой лавре икону с образами 3 преподобных - М., Сергия Радонежского и Тихона Калужского, эту икону поместили в древний киот от иконы 1708 г. в часовне над колодцем Жабынцом (Фирсов. 1898. № 87. С. 3). В Макариевском храме (освящен в 1895) справа, за клиросом на возвышении, стояла под резной позолоченной сенью металлическая посеребренная рака «с изображением лика преподобного Макария» (Никишов. 2011. С. 212).
На немногих сохранившихся иконах кон. XIX - нач. XX в. предпочтительной является иконография, где святой держит посох в руке. Так М. представлен, напр., на небольшом изготовленном на металле образке (1900, частное собрание), в росписях Успенского собора бывшего женского Успенского монастыря (1908, Тула) - на фоне монастырских строений.
В 1913 г. к очерку о Жабынской пуст. в ж. «Русский инок» было создано неск. иллюстраций с житийными сценами: М. совершает молитву на пепелище обители; встреча М. с умирающим от жажды поляком (рисунок пером, худож. Никитин). Сказание о чуде изведения преподобным источника выделено в отдельный сюжет. Современная икона (нач. XXI в.) такого типа представлена в нижней ц. во имя Всех святых, в земле Тульской просиявших, Успенского кафедрального собора (в отдельно стоящем киоте слева от иконостаса). М. изображен в молении, его левая рука простерта к образу благословляющего Спасителя в небесном сегменте, в правой святой держит жезл, из-под которого истекает ручей. Возле источника изображена меньшая по масштабу фигура лежащего поляка в воинских доспехах, он протягивает руку к М. в жесте прошения. Фоном служит изображение леса на возвышенности, обозначенной в виде лещадок. Печатная копия этой иконы находится в местном ряду иконостаса Знаменского собора Макариевской пуст.
В прорисях мон. Иулиании (Соколовой) М. представлен несколько иначе: правая рука на уровне груди, в левой руке посох. В остальном изображение соответствует рассмотренным типам (Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 1995. Табл. № 25).
В наст. время в единоличных изображениях М. встречаются преимущественно варианты, представляющие святого с посохом в руке. Неск. икон святого совр. письма находятся в Макариевой Жабынской пуст., для большинства из них образцом стала икона, находящаяся во Всехсвятской ц. в Туле (80-е гг. XX в.), на к-рой М. изображен фронтально, по пояс, с посохом в левой руке.
В Макариевском храме мон-ря живописные образы святого размещены: в иконостасе в местном ряду центрального придела справа (3-я икона от царских врат) фронтально в рост (2010); на сев. стене в легком развороте влево (дар жителей г. Богородицка); над ракой святого, где в отличие от 2 первых М. опирается обеими руками на сучковатую палку (2000),- на всех с разной степенью реалистичности выполнен пейзажный фон с храмом на 2-м плане. На нагробной иконе на раке святого М. изображен с крестом в руках, сложенных в соответствии с погребальной традицией крестообразно, глаза закрыты. В алтаре того же храма находится совр. аналойная икона М., выполненная в рус. традиции кон. XVI-XVII в., на к-рой святой представлен как основатель обители - на фоне монастырских строений, он обращен в молении ко Спасителю в облачном сегменте, мон-рь (архитектурный комплекс достаточно условно воспроизводит вид пустыни в нач. XX в.) и фигуру М. разделяет водный поток, вдали - лес на холме. Две иконы М. находятся в Знаменском храме: одна на аналое, другая в иконостасе, с поясным фронтальным образом М., держащего посох в левой руке. В стенописи во Введенском соборе мон-ря (2011) святой изображен дважды: на зап. грани зап. столпа - фронтально, в рост, со свитком в руке, правой благословляет; на сев. стене, справа от дверного проема,- в 3/4-ном повороте влево, левая рука опущена, правая вытянута вперед в жесте обращения (напротив в той же позе - фигура блгв. вел. кн. Александра Невского, во имя к-рого освящен сев. придел в Макариевском храме).
В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют.