Кто должен быть в Государственной Думе. (Речь на молебствии пред открытием предвыборных собраний в Москве по поводу созыва 1-й Государственной Думы. 1906г)

Кто должен быть в Государственной Думе. (Речь на молебствии пред открытием предвыборных собраний в Москве по поводу созыва 1-й Государственной Думы. 1906г)

Люди русские, православные! Братья-сограждане!

Снова открываются в отечестве нашем предвыборные собрания пред созывом Государственной Думы. Вы пригласили в настоящее собрание ваше служителя Церкви Божией, вы начинаете его молитвой. Господи, благослови!

Припоминаются нам при этом случаи, когда первым христианам приходилось избирать из среды своей тех или других лиц, облечённых общественным доверием; во всех таких случаях мы видим горячую молитву христиан и пристрашливую, спасительную насторожённость, чтоб избранными оказались «люди изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3).

Что же иное может сказать и пожелать пастырь Церкви в напутствие и вашему великому и ответственному делу?

Но уместно ли в этом деле слово молитвы и особенно слово поучения пастырского? Вот вопрос, который слышится ныне нередко, вызывает тревогу и недоумение у многих. Ответ на него вместе с тем будет поучением и для вас, возлюбленные братья и сограждане, в настоящем собрании.

Пастырь Церкви, призванный для молитвы и слова церковного учительства, как таковой, конечно, не может и не должен выступать, как член, служитель и радетель определённой той или другой политической партии: иначе слово его будет мало авторитетно и действенно; оно может быть, естественно, заподозрено и обвинено в партийной окраске, в вольном или невольном пристрастии. Пастырь есть служитель и радетель иного великого и вековечного союза – Церкви Христовой, сей скинии истинной, юже водрузи Бог, а не человек (Евр. 8:2). Он провозвестник царства Божия на земле, по завету Пастыреначальника, Который с первого же дня служения Своего человечеству «начал проповедать и говорить: покайтеся, приблизилось царствие небесное» (Мф. 4:17); посему и пастырь Церкви, прежде всего, и более всего есть слуга и гражданин этого именно царства.

Значит ли это, однако, что для него уже совсем не существует царство земное, человеческое? Значит ли это, что все запросы, нужды и явления текущей человеческой жизни для него совершенно безразличны, так что ни думать, ни говорить о них, ни интересоваться ими для него не нужно, не полезно и даже непозволительно?

Рассуждать так, скажем прямо, – не значит ли лицемерить? Не уклонение ли это от решительного, обязывающего и ответственного слова пред пасомыми, и притом не ради их блага, а ради собственного покоя, собственной выгоды и безопасности? И далее: не упраздняется ли таким рассуждением всякое земное человеческое царство, ибо ведь пасомые так же как и пастыри, суть члены и граждане того же царства Божия? А устраняя царство земное, мы не устраним ли вместе с тем и заповеди Божии: не убий, не укради, чти отца и матерь и другие, ибо они назначены для жизни земной, а не для той небесной и духовной, где не женятся, не посягают, не подкапывают и не крадут?..

Царство земное, жизнь земная от лицемерных рассуждений или умалчиваний не перестанет существовать, не перестанет предъявлять свои настоятельные нужды и запросы, не перестанет протекать перед нами в беспрерывной смене явлений, на которые нельзя не отзываться.

Нет, пастырь Церкви Христовой не может закрывать глаза на живую жизнь, но он должен дать всем явлениям её христианскую оценку, всё уяснить и определить в свете Евангелия, которое временной жизни указывает вечные цели, он должен всё осмыслить и освятить в идее спасения...

Бесспорно, пастырь Церкви служит царству Божию на земле. Но царство Божие для своего распространения внутреннего и внешнего может иметь среду и более благоприятную, и менее благоприятную и, наконец, прямо враждебную для его задач.

Несомненно, люди спасались, и спасаться могут при самых разнообразных формах жизни, при всех видах правления, и даже вне их – в пустынях, вертепах и пропастях земных. Но мы знаем, что одушевлённые искатели царства Божия часто потому именно и бежали в пустыни, что в царстве земном они видели такие порядки, которые препятствовали им служить царству Божию.

Но ясно ли отсюда, что далеко не всё равно для пастыря, будут ли его пасомые в государстве, где гонят веру Христову, или где ей оказывают благоговейное почитание; не всё равно, признаётся ли для государства обязанность следовать и служить нравственным идеалам и запросам и нравственно воспитывать граждан, или в нём преследуется одна и исключительная цель – дать гражданам только ограду их прав, безопасность, удобства жизни земной, безотносительно к нравственности, без всякой мысли о духе, о вере, о небе. Ибо правовое, юридическое не всегда совпадает с нравственным, религиозным.

Поясним мысль ещё более резкими сравнением: разве безразлично для пастыря, будут ли его пасомые членами такого человеческого сообщества, которое, по учению апостола, имеет целью: тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте, в познании истины во Христе и усвоении плодов Его искупления (1Тим. 2:2–6). – Или же пасомые будут членами разбойной шайки, живущей только личным эгоизмом и ради него допускающей все виды насилия и обид, лишь бы своим членам доставить жизнь сытую и довольную в животном смысле слова, с забвением о высшем и вечном предназначении человека, об его духовных запросах и потребностях? Какое общение света и тьмы? Что общего у Христа с велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор. 6:14).

Ответ на эти вопросы представляется совершенно ясным.

Посему пастырь Церкви в случаях, подобных настоящему, должен указать и проповедать основное воззрение христианское на жизнь земную: царство земное, человеческое существует, мы обязаны заботиться о возможном его благоустроении, как обязаны заботиться о своём теле и его здоровье; но царство земное – не цель, а только средство; оно – средство, орудие и необходимая среда для проявления и господства на земле царства Божия, царства Христовой истины и благодати – Церкви Божией. Итак, устрояя царство человеческое, давайте ему такие формы жизни, такое устройство государственное, чтоб ими успешно подавлялось всё злое, облегчалось, возвеличивалось и развивалось всё доброе, нравственное, всё благодатное, христианское: Пусть человек с царством Божиим, начинающимся на земле и уходящим в бесконечность к вечному союзу всех разумных тварей, во главе с Творцом, Искупителем и Освятителем, Богом Триединым, – пусть человек, живя и действуя в земном временном союзе, т.е. в государстве, не удаляется, а приближается и восходит к вечному блаженному союзу, т.е. к Церкви небесной, торжествующей. За землёй пусть вечно видится небо, за временным – вечное, за человеческим – Божие. Народ, забывший о небе, недостоин и не может жить на земле.

Вот основные начала, которыми должны руководиться избиратели и будущие избранники в Государственную Думу, в дело совета Царю нашему и соучастия с Ним в трудах законодательства и благоустроения царства русского.

Сохраните и поддержите веру и Церковь православную: она безошибочно указывает, что благо и зло, она зовёт к тому, что только истинно и честно, что справедливо и чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4:8); она утешает на земле падающего в грехи и изнемогающего; она в благодати Христовой даёт человеку не только признание того, что истина и ложь, но и побуждения к добру, единственно твёрдые и действенные, даёт и самые силы к добру, к мудрости небесной, к жизни и благочестию.

Сохраните и поддержите твёрдую и сильную власть земную государственную, богоучреждённую, чтобы вместе с простором и свободой для каждого отдельного человека бороться со злом, внутри его живущим, даны были свобода, простор и самая широкая возможность для власти земной поддерживать добро и подавлять зло, вне нас организованное и действующее насилием. Это долг, тяжкий долг земной государственной власти; она, по учению христианства, – Божий слуга тебе во благое; она не напрасно носит меч; она – отмститель в наказание делающему зло (Рим. 13:4).

А во главе, и как высшее, религиозно-освящённое и высшим смыслом осмысленное средоточие и объединение всех видов власти земной, сохраните и утвердите благоговейное почитание Царя нашего, Богом венчанного и превознесённого Помазанника, свободного, никем и ничем не связанного и не ограниченного в исполнении своего великого царственного призвания и стоящего превыше временных, узких и своекорыстных интересов отдельных лиц или партий.

Отверзите нам врата правды в суде (Пс. 117:19), чтобы он удовлетворял запросам общественной совести, воспитывал народ строгим исполнением закона и наказанием преступников, а не развращал народ попустительством злу.

Дайте защиту сирому и убогому в христианском нашем Царстве (Пс. 9:39), поддержите бедного и изнемогающего (Пс. 81:3), любовью и заботой оградите нашего крестьянина и всякого человека рабочего – трезвого, честного, богобоязненного.

В распределении самых жертв, необходимых и неизбежных в строении государственном, да не будет, по слову апостола, одним облегчение, а другим тяжесть, но да будет равномерность (2Кор. 8:13).

Укажите, как юноше в чистоте содержать путь свой (Пс. 118:9) и воспитаться в семье и школе для служения делу Божию и делу государеву посреди народа своего родного.

Если кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного (1Тим. 5:8). Посему народу русскому, своему родному, нашему великому и многострадальному народу в его доме, в его царстве дайте славу и честь! Дайте ему подобающее место: да будет он в своём царстве, по выражению пророка, во главу, а не в хвост! Царство русское, строившееся в веках минувших великими и тяжкими подвигами молитвы, терпения, труда, слёз, крови и жертв, да пребудет единым и неделимым, могучим внутри и совне, каким соделали его молитвы бесчисленных угодников земли русской, заступников небесных за землю русскую, подвиги наших предков, труды великих князей и царей наших. Пусть приидет к нему злато земли; пусть приплывают к нему корабли из-за моря за плодами его земли благословенной и за изделиями его трудолюбивых и искусных рук; пусть ключом бьёт его жизнь трудовая земледельческая, промышленная; пусть с любовью и надеждой издали простирают к нему руки народы слабые и угнетённые, ища защиты у него и покровительства, а внутри его царства пусть благоденствуют народы, под тенью ветвей его укрывшиеся; пусть с почтением взирают на него тайные и явные недруги. Но превыше всего да будет слава и честь христианскому народу русскому в его великом историческом мировом, как бы мессианском призвании: нести Крест Господень; жизнью и словом нести истину Христову народам неверным, ближним и дальним; высоко держать пред миром Христово евангелие; быть хранителем и провозвестником истины православия; осуществить заветы царствия Божия; осуществить в мире новое слово христианское, слово и дело мира, любви, единения в сочетании временного и вечного, земного и небесного, человеческого и Божьего, – святые заветы Богочеловечества.

В Окружной грамоте народа Московского в 1611 году, в тяжкую пору смуты и нестроения, старые русские люди так говорили и писали: «только коренью основание крепко, то и древо неподвижно; только коренья не будет, к чему прилепиться»?

Сохраните же, сохраните древу нашей народной и государственной жизни его корни животворные! В устроении царства не порывайте связей с тем, что было в прошлом, в корнях его, истинно христианского и церковного, истинно государственного и истинно народного.

Да благословит вас Господь Бог на великий и ответственный труд избрания доверенных людей, да поможет вам избрать людей истинно изведанных, исполненных Духа Святого и мудрости.

Молитвами Церкви Божией, трудами Царя и ваших избранников, по старинному выражению предков наших: «да приидет русское царство всё в достоинство»! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх