Преподобная Ксения (в миру Евсевия) Миласская, диакониса
[греч. Ξένη] (2-я пол. V в.), прп. Миласская (пам. 24 янв.), диаконисса. Согласно анонимному греч. Житию, К., к-рую в миру звали Евсевией, была единственной дочерью знатных и благочестивых рим. граждан. Когда она достигла надлежащего возраста, родители решили выдать ее замуж за богатого юношу благородного происхождения. К. же настолько возлюбила Христа, что желала всю жизнь оставаться девой. Скрывая свое намерение от родителей, к-рые не одобрили бы ее выбора, Евсевия тайно через рабынь раздавала свое имущество нуждающимся, а когда настал день свадьбы, она с 2 верными служанками переоделась в муж. одежду и, взяв необходимые средства, покинула дом. Три девы прибыли на корабле в Александрию, а оттуда - на о-в Кос, где поселились в небольшом доме. Евсевия велела служанкам никому не рассказывать о ее происхождении и отныне именовать ее К. (в переводе с греч.- чужестранка). Женщины горячо молили Бога, чтобы Он послал им духовного наставника и руководителя в деле спасения. Однажды они встретили пресв. Павла, игумена небольшого мон-ря во имя ап. Андрея Первозванного. Вместе с Павлом К. и ее рабыни отправились на его родину в г. Миласы (ныне Миляс, Турция) в Карии и поселились там в небольших домах недалеко от храма. Вскоре К. приобрела эти постройки, воздвигла ц. во имя архидиак. первомч. Стефана и устроила жен. обитель, духовным руководителем которой стал Павел. После кончины Миласского еп. Кирилла его преемником был избран Павел, к-рый вскоре посвятил К. в диакониссы. Она вела строгую подвижническую жизнь, вкушая раз в 2 или 3 дня немного хлеба с пеплом из кадильницы, смоченного слезами (ср.: Пс 101. 10), а иногда и всю неделю оставалась без пищи. Ночи К. проводила в молитве и покаянном плаче. Она скрывала свои духовные подвиги от др. инокинь и считала себя худшей из всех. В день памяти свт. Ефрема, епископа Миласского, когда еп. Павел со всем клиром отправился в сел. Левка, где почивали мощи святого, К. призвала сестер обители и объявила о своей скорой кончине. Дав последние наставления, К. горячо молилась Господу в церкви. Две служанки, тайно наблюдавшие за ней, внезапно увидели в церкви свет, подобно молнии, и почувствовали благоухание, а когда вошли в храм, то нашли К. уже отошедшей ко Господу. В час ее кончины посреди дня над обителью показался венец из звезд, внутри к-рого был крест. Паломники, находившиеся в это время в Левке, также увидели знамение и спрашивали, что оно означает. Тогда еп. Павел, духовно уразумев значение этого явления, объявил о кончине К. Вернувшись в город, епископ при большом стечении народа и священнослужителей перенес останки К. в центр города, при этом венец с крестом продолжал пребывать над гробом. Всю ночь тело святой оставалось посреди города, и мн. больные получили тогда исцеления. После погребения К. знамение на небе исчезло. Вскоре отошли ко Господу и служанки К., одна из которых перед смертью рассказала насельницам обители об истинном происхождении своей госпожи и о ее жизни до прихода в Миласы. Спустя немного времени почил и еп. Павел, который прославился пред Богом тем, что еще при жизни изгонял бесов и исцелял больных. Похоронен он был в ц. ап. Андрея в своем мон-ре. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что К. скончалась не позднее 457 г., однако данное мнение необоснованно.
Издатель Жития, Т. Ниссен, отметил наличие в тексте параллелей с «Деяниями ап. Павла и Феклы», а также общих черт с др. апокрифическими деяниями апостолов и с античными романами: слуги, которые помогают в бегстве своим хозяевам; корабль в порту, готовый к отплытию; собрание множества людей в день кончины, к-рые становятся свидетелями чудес; славословие и благодарение Богу в конце повествования. Автор Жития - уроженец Милас, возможно, был современником описываемых событий и заботился о славе своего родного города.
В X в. Житие К. было переработано прп. Симеоном Метафрастом; Феодор Метохит († 1332) составил Похвальное слово К., известное по рукописи XV в. (Marc. gr. II. 167). Вероятно, изначально на основе сообщения из Жития, что К. почила в день памяти свт. Ефрема Миласского, память святой совершалась 18 янв., о чем свидетельствуют Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.), Типикон Великой ц. (IX-X вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 202) и другие визант. Синаксари XI-XIV вв. (напр., Vat. 1613; Mess. 103; Bodl. Auct. T. III. 16). Однако, поскольку в этот же день отмечалась память святителей Афанасия I Великого и Кирилла Александрийских, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) поминовение К. обозначено под 24 янв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 36-37). Впосл. под этим числом память К. закрепилась в греч. церковных календарях, а оттуда перешла в слав. стишные Прологи и в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 411-412). Метафрастическая версия «Жития и подвижничества святой и блаженной матери нашей Ксении» сохранилась на груз. языке во мн. средневек. рукописях, хранящихся как в Грузии, так и в коллекциях Екатерины великомученицы монастыря на Синае и Иерусалимской Патриархии (НЦРГ. А 79. Л. 371 об.- 381 об., XII-XIII вв.; А 188. Л. 207 об.- 215 об., XIII в.; Hieros. Patr. georg. 18. Fol. 235v - 245v, XIII-XIV вв.; Sinait. iber. 91. Fol. 186-195v, XIV в.; НЦРГ. А 382. Л. 137 об.- 138, XV в.).
В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиопской версии память К. помещена под 29 тубаха /тэра (24 янв.). Краткое сказание отличается некоторыми деталями от греч. версии. В нем говорится, что К. была с детства весьма благочестива и стремилась к монашеству: живя в Риме, она часто посещала жен. обитель, читала рассказы об отшельниках, заботилась о пропитании нищих, помогала заключенным. Накануне свадьбы К. упросила мать отпустить ее попрощаться с сестрами мон-ря, сама же с 2 служанками, взяв драгоценности, отправилась на корабле на Кипр. Там К. встретила св. Епифания (возможно, имеется в виду свт. Епифаний Кипрский (ок. 315-403)) и рассказала ему свою историю. Епифаний привез ее в Александрию, где во сне К. явился ап. Павел и дал наставления. На следующий день она пошла к св. Феофилу (вероятно, Феофил I, архиеп. Александрийский (384-412)), который постриг ее в монахини. Продав имущество, К. построила ц. во имя архидиак. первомч. Стефана, и вскоре вокруг нее собрались благочестивые девы. К. подвизалась в строгой аскезе более 20 лет и после непродолжительной болезни с миром отошла ко Господу.
В зап. церковных Календарях память К. не обозначена. В нач. XVII в. Ф. Феррари включил К. в перечень местночтимых святых, отсутствующих в Римском Мартирологе (Ferrarius F. Catalogus generalis Sanctorum, qui in Martyrologio Romano non sunt. Venetiis, 1625. P. 44-45).
Иконография
Изображения К. известны в лицевых рукописных и настенных минологиях. Одно из древнейших сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 330, 1-я четв. XI в.), где она представлена лежащей на смертном одре в иноческом одеянии. Мн. изображения, вероятно, объединяют К. и мц. Ксению (пам. 18 янв.) - святая в монашеском облачении изображена под 24 янв.; она держит в руке крест, как на миниатюрах из Минология XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 98), из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского 1322-1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 26), а также в монументальных циклах - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), Македония, в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (ок. 1340), Македония, в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348). В схиме, мантии, с крестом в правой руке и со свитком в левой К. представлена в рост в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 97), др. оплечное изображение К. в той же рукописи помещено в медальоне (Л. 59).
В поствизант. живописи К. традиционно изображалась в схиме, как, напр., на фресках 1721 г. собора мон-ря Ватопед на Афоне. В монашеском облачении и с платом на голове, повязанным на манер вост. тюрбана, с крестом в левой руке она изображена в ряду св. жен на фресках румын. мон-ря Хумор, расписанного в 1535 г. мастером Фомой из Сучавы.
На Руси имя святой было популярно в княжеских семьях. В честь К. была названа блгв. кнг. Ксения Тверская († 1312), жена 1-го тверского кн. Ярослава Ярославича, мать св. блгв. кн. Михаила Тверского. В рус. искусстве XVI в. активно развивалась иконография К. В 1551 г. в Троице-Сергиев мон-рь кнг. Киликией Ушатой была вложена икона «Прп. Ксения, с житием» - единственный известный пример житийной иконографии этой святой (СПГИАХМЗ). В среднике преподобная изображена в рост в монашеских одеждах, на голове куколь, в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - свиток с текстом: «Любя и Бога, и ангельское на земли житие живет постяся…» Житие проиллюстрировано 16 клеймами с сюжетами: рождение; приход сватов к отцу К.; К. сговаривается с 2 служанками о побеге из дома; К. раздает имущество нищим; бегство из родительского дома; путешествие по морю; прибытие на о-в Кос; встреча со старцем; прибытие К. и старца в мон-рь в г. Миласы и основание жен. мон-ря; посвящение К. в диакониссы; сообщение сподвижницам о приближающейся смерти; кончина; прибытие епископа к одру К.; вынос тела для погребения; положение тела в чудесно указанном месте; погребение.
К самостоятельным образам К. относится ее изображение на полях иконы «Св. Павел исповедник», упомянутой как вклад П. М. Бахтина ок. 1575 г. в Успенский Шаровкин мон-рь близ с. Ильинского Калужской губ. (Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской еп. // ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. 34).
На иконных минеях XVI в. К. изображалась в монашеских одеждах, в характерном головном уборе с плоским верхом, напоминающим камилавку, со свитком в руке (икона XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене). На более поздних иконах головным убором К. стал остроконечный куколь.
В посл. четв. XVI в. было создано несколько икон св. покровителей семьи царя Бориса Феодоровича Годунова, дочь к-рого была названа Ксенией. На иконе 1589 г. «Избранные святые, кн. Борис, Феодот Киринейский, Мария Магдалина и прп. Ксения, с иконой Божией Матери «Знамение» и Святой Троицей» (ПИАМ) на голове К. синий куколь с красными крестами, в руке она держит свернутый свиток. К этой же иконографии восходит икона 80-х гг. XVI в. из собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 37. Кат. 10).
В рус. искусстве К. был дан эпитет «Римляныня», как на иконе Прокопия Чирина нач. XVII в., написанной также по заказу царя Бориса Годунова, «Святые Борис, Глеб, Феодот Киринейский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня в молении Троице Новозаветной» (ГТГ). На этой иконе К. изображена с крестом в руке.
Традиция почитания К. прослеживается в династии Романовых - ее образ был помещен на дробнице для надгробного покрова царевны Софии Михайловны 1636 г. из Вознесенского мон-ря (ГММК; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. С. 126).
В искусстве Нового времени в большинстве случаев К. изображалась в традиционном изводе - в монашеских одеждах, как на створке старообрядческого складня-кузова XVIII в. (ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики рус. Севера. М., 2009. С. 78. Кат. 77). Др. извод появился под влиянием западноевропейского искусства: на иконе 1755 г. «Свт. Николай Чудотворец и прп. Ксения с Христом Вседержителем», написанной В. И. Василевским (РГИАХМЗ), правая рука К. вложена в ладонь свт. Николая, в левой руке - кадило, поверх монашеской мантии - красная лента, напоминающая орденскую. Патрональная надпись сообщает о заказе этой иконы в честь бракосочетания Николая и Ксении Тишининых и упоминает день памяти К.- 24 янв. (Иконы Рыбинского музея. М., 2005. С. 75. Кат. 23).
Часто образ К. встречается на полях икон с разными сюжетами, на минейных иконах или включается в состав избранных святых. К. в облачении схимницы изображена на поле Евтропьевской иконы Божией Матери сер. XVIII в. из собрания В. М. Момота (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX вв. М., 2004. С. 67). В монашеском облачении она представлена вместе с прп. Анастасией на полях Владимирской иконы Божией Матери кон. XVIII в., руки - в жесте моления (РГИАХМЗ; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 14); в составе избранных святых на иконе «Равноап. Мария Магдалина, прп. Петр Афонский, ап. Матфей, мц. Наталия и прп. Ксения, предстоящие Св. Троице (Новозаветной)» кон. XVIII - нач. XIX в. романовских писем (?) (РГИАХМЗ; Там же. Кат. 64); на поле Ченстоховской иконы Божией Матери 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы. 2006. Кат. 118); на иконе «Избранные святые» (ЦМиАР, кон. XIX в.); на небольшого размера семейной иконе «Прп. Ксения и мч. Виктор» нач. XX в. (частное собрание); со свитком в руке на иконе «Ангел-хранитель, прп. Ксения и мч. Агафия» 1889 г. иконописца И. Д. Картузова (частное собрание; Там же. Кат. 145).
В Троицкой ц. в Ирбите хранится икона с избранными святыми, тезоименитыми семье имп. Александра III: блгв. кн. Александром Невским, св. Марией Магдалиной, свт. Николаем Чудотворцем, вмч. Георгием Победоносцем, равноап. кнг. Ольгой, блгв. кн. Михаилом Черниговским и К. Надпись в центре по нижнему полю иконы: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки» (Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. / Авт.-сост.: Ю. А. Гончаров и др. Екатеринбург, 1998. С. 223. Кат. 498).
Особым почитанием К. пользовалась в семье имп. Николая II. Сестра императора вел. кнг. Ксения Александровна построила в Москве неск. благотворительных учреждений, при к-рых были освящены церкви во имя К. Престол во имя К. был в ц. блгв. кн. Александра Невского при Покровской мещанской богадельне. В 1891 г. Ксения Александровна основала ц. во имя К. при жен. уч-ще своего имени (не сохр.).
В поздней рус. иконописи, очевидно, отразилась традиция изображать св. жен вне зависимости от чина их почитания в древнерим. одеяниях, поэтому встречаются редкие единоличные изображения мц. Ксении, где святая представлена с пальмовой ветвью в руке, как на иконе нач. XX в. из частного собрания. Достаточных оснований для отождествления этого образа с мц. Ксенией (пам. 18 янв.) не имеется.