Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, игумен
(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» (Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря, о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрѣташеся что ясти, и еже обрѣташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлѣбы себѣ творяху, такых же хлѣбов и яз застах в том монастырѣ» (Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария, архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства (Малков. 1993. С. 96).
Современники отмечали высокие нравственные качества К. О начитанности печерского игумена писал архиеп. Новгородский Феодосий: «...зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси» (ДАИ. Т. 1. С. 36. № 34). А. М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» с почтительностью отзывался о К.: «...мужъ святъ и во преподобию многъ и славенъ. Бо от младости своей во мнишескихъ трудѣх провозсиялъ, и монастырь онъ предреченны воздвиже и его многими труды и молитвами к Богу» (БЛДР. Т. 11. С. 450). По словам печерского инока Григория, автора Повести о Псково-Печерском мон-ре 80-х гг. XVI в., игумен «постническим пребыванием мнихом собою образ бывъ ко спасению» (РГАДА. Ф. 181. № 470. Л. 340).
К. был строгим и требовательным духовным наставником. В послании архиеп. Новгородского Феодосия к К. говорится, что печерский игумен изгнал из обители старца Савватия, несмотря на его просьбы о прощении (ДАИ. Т. 1. С. 36. № 35). Из текста не совсем ясно, о каком проступке монаха идет речь. Вероятнее всего, дело касалось нежелания богатых вкладчиков следовать строгому уставу обители. Во времена К. в обители была собрана обширная б-ка (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Благодаря печерским книжникам «Слово о погибели Русской земли» сохранилось в 2 сборниках (кон. XV и сер. XVI в.) из монастырской ризницы (см.: Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965. С. 195-205). На монастырской службе при К. действовало «Уложение о ектении», принесенное в Печерский мон-рь «от Афонскыа Горы… кир иеромонахом Левкиею Каппадокиянином в лето 7060 девятого», что свидетельствует о широких книжных связях мон-ря (РНБ. Погод. № 1554. Л. 45; опубл.: Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993. С. 151-156).
За время игуменства К. Печерский мон-рь был отстроен фактически заново и приобрел свой совр. архитектурный облик. В 1538 г. на печерском подворье в Пскове игумен построил ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», богадельню и трапезную. Деревянную ц. во имя 40 мучеников Севастийских перенесли за стены мон-ря и на ее месте возвели трапезный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1540), к-рый расписали в 1547 г. (в алтаре имеется надпись плохой сохранности: «...Благовещения в лета 7056... сентября Богородицы... повелением благоверного... и при игумене Корнильи...»). В 40-50-х гг. XVI в. завершилось строительство Большой звонницы. В 1558-1565 гг. вокруг мон-ря была сооружена мощная стена с башнями общей протяженностью более 700 м, превратившая обитель в настоящую крепость. В период строительства крепостных стен возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы «вратного»), ставшая не только культовым, но и важным фортификационным сооружением (о завершении строительства крепостной стены сообщается в Повести 80-х гг. XVI в. (РГАДА. Ф. 181. № 470. Л. 339 об.- 340; Малков. 1982. С. 65-81)). При К. удлинили улицы в монастырских пещерах, был перестроен и расписан Успенский собор (в 1970 раскрыты фрески алтарной преграды придела во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, датируемые 60-ми гг. XVI в. (Малков Ю. Г. Новый памятник живописи древнего Пскова // История СССР. М., 1971. № 6. С. 220-224; Ямщиков С. В. Печерские фрески // Декоративное искусство. М., 1971. № 7. С. 32-33)).
Деятельность К. имела широкое гос. значение. В 1558 г., во время Ливонского похода царя Иоанна IV Васильевича Грозного, К. участвовал в переносе из Ругодива в Новгород чудотворных икон, уцелевших при пожаре города (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 235-236). Под 1560 г. К. упоминается в летописной статье о взятии г. Вельяна (Феллина): в праздник Успения Пресв. Богородицы К. послал к осаждавшим рус. войскам священника со св. водой и с просфорой, в ту же ночь город загорелся и был взят, вельянский колокол прислали в мон-рь (Там же. С. 239). В 1566 г. К. принимал участие в Земском соборе, его подпись стоит под Приговорной грамотой о незаключении мира с Великим княжеством Литовским и о продолжении войны с Польшей за Ливонию (РГАДА. Ф. 135. Отд. III. Прил. № 28. Л. 1-9). При К., особенно в годы Ливонской войны (1558-1583), активизировалась миссионерская деятельность мон-ря. К. активно содействовал освоению и христианизации завоеванных в ходе Ливонской войны земель. В Повести 80-х гг. говорится, что в крепости Нейгаузен К. крестил чудь и «церкви постави: на Агиреве - Святую и Животворящую Троицу, а на Тапинѣ - иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои» (БЛДР. Т. 13. С. 486). В новые храмы из мон-ря прислали церковную утварь, книги, иконы, некоторые из них были написаны К. В монастырской описи 1586 г. перечислены иконы, принесенные из ц. Рождества Христова в Топине (после окончания Ливонской войны этот населенный пункт отошел Польше): «...святители Василий Великий, Иван Златоуст взят из Топинского погоста Новаго городка Ливонскаго, а писал тот образ в Топино Печерской игумен Корнилей» (Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 6; Малков. 1988. С. 198-224). С миссионерской деятельностью К. связывают появление т. н. полуверцев - эстов, обращенных в христианскую веру, но сохранивших в обрядовой жизни черты язычества. Иоанн Грозный неоднократно бывал в обители, делал крупные вклады (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 261-263; Аполлос (Беляев). 1893. С. 102, 105, 106, 107). В Писцовой книге мон-ря за 1639 г. перечислены царские жалованные грамоты 1547, 1549, 1562, 1563 гг. игум. К. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 112; то же: РНБ. Погод. № 1912; см.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XV в. // АЕ за 1957 год. 1958. С. 353, 369. № 394, 537; Там же, за 1960 г. 1962. С. 131-132. № 599).
Однако в 1570 г. К. по приказу Иоанна IV был казнен. По мнению Р. Г. Скрынникова, царь не простил К. его дружбы с Курбским (Скрынников. 2001. С. 259). Курбский впервые посетил мон-рь в 1557 г. и затем неоднократно бывал в обители, их общение с К. особенно активизировалось после того, как воевода получил в 1563 г. назначение в Юрьев. Известны 3 послания Курбского в Псково-Печерский монастырь, написанные прмч. Вассиану (Муромцеву), единомышленнику К., в 1563-1564 гг. (см.: Скрынников. 1962. С. 99-116). В 1-м послании воевода благодарил старца за присланные книги, высказывался по догматическим вопросам; в конце письма он жаловался на собственные беды и напасти. Во 2-м послании содержалась резкая критика деятельности Иоанна Грозного и духовных властей. В 3-м послании Курбский упрекал старцев за то, что стал жертвой их наветов и за отказ предоставить ему денежную ссуду.
Лаконичность и противоречивость источников дают основания для разных интерпретаций мученической кончины святого. В статье 7077 (1570) г. Псковской 1-й летописи (список Оболенского) рассказывается о разгроме Новгорода и приезде Иоанна Грозного в Псков, который царь «восхотѣ разорити»; К. во главе псковского духовенства встречал царя и служил молебен в Троицком соборе (Псковские летописи. 1941. Вып. 1. С. 115-116). Согласно преданиям, из Пскова Грозный отправился в Печерский мон-рь. К. вышел ему навстречу с крестом, разгневанный царь отсек ему голову, тут же раскаялся, поднял тело К. и на руках понес его к Успенскому собору; эта дорога в мон-ре зовется «кровавый путь» (пересказ предания приводится во мн. изданиях: Прп. Корнилий Печерский. 1909. С. 31-32; Минея (МП). Февр. 1981. С. 641; вариант этого предания (К. идет за царем, держа в руках отрубленную голову, и умирает только после раскаяния Грозного) см.: Соколова В. К. Русские ист. песни XVI в. // Слав. фольклор: Мат-лы и исслед. по ист. народной поэзии славян. М., 1951. С. 18). По сведениям Курбского, К. и Вассиан (Муромцев) были раздавлены «орудием мучительским» (БЛДР. Т. 11. С. 450). Во вкладной книге Печерского монастыря 1558 г. записан только день памяти К.- 20 февр. В Повести 80-х гг. XVI в. сообщается, что К. «от тлѣннаго сего жития земным царем предпосланъ къ небесному царю в вѣчное жилище в год зимы, в лѣто 7078-е, февраля въ 20-й день, лѣтом сыи яко 69» (РГАДА. Собр. МГАМИД. № 470. Л. 340 об.; то же в редакциях Повести XVII в.: БЛДР. Т. 13. С. 486, 488). Эта же надпись была и на древней раке К. Вряд ли можно сомневаться в сообщении Повести, созданной печерским иноком Григорием в то время, когда еще были живы современники К. В «Описании о российских святых» XVIII в. отмечено, что: «Святый преподобный Корнилий, игумен Успения Пресвятыя Богородицы Псковския пещеры, усечен бысть от царя Иоанна Васильевича в лето 7078 февраля в 20 день» (РНБ. Q.I.603. Л. 26; Q.I.382. Л. 19 об.- 20; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 862. Л. 107 об. и др.). Т. о., о мон-ре как о месте мученической кончины К. сообщается только в преданиях; из письменных источников неясно, казнил ли царь К. лично или игумен был «усечен» по его приказу. Известно, что Грозный раскаивался в смерти игумена: в царском Синодике с имени К. начинается перечень казненных им псковичей (Скрынников. 1965. С. 53, 79).
Литературная деятельность
К. является автором Повести о Псково-Печерском монастыре, написанной в 1531 г., о чем имеется свидетельство в конце текста: «Написана же бысть сиа повесть в лѣто 7039, при дръжавѣ государя великого князя Василиа Ивановича всеа Руси и при архиепископѣ Великого Новаграда и Пскова владыкѣ Макарии»; в некоторых списках (РНБ. Погод. № 1553; РНБ. Соф. № 1521; ГИМ. Син. № 840 и др.) читается продолжение этой записи: «А писал сию повѣсть Корнилей, игумен пещеры Сивонския, еже есть во Псковѣ, того же монастыря Богородицына». При создании своей редакции Повести К. использовал Краткую, в к-рой история мон-ря заканчивалась временем игуменства Дорофея, т. е. сер. 20-х гг. XVI в. (один из списков Повести: РНБ. Соф. № 432, по филиграням датируется 30-ми гг. XVI в.; Охотникова. 1993. С. 259-263). Как и в Краткой редакции, в тексте К. рассказывается об открытии пещер, о возникновении обители, о 1-м иноке Ионе, строительстве «ветхого» мон-ря при Мисаиле; большое внимание уделяется деятельности дьяка М. Мунехина, игум. Дорофея, содержится описание чудес, произошедших в мон-ре. Текст Краткой редакции К. дополняет вступлением, в к-ром сообщает, что приступил к описанию истории обители по благословению игуменов Дорофея и Герасима. К. стремился устранить «нелепые» противоречия в рассказах о начальной истории мон-ря, соотнося их содержание с собственными впечатлениями: «...яже слышахом, иная же и видехом». Так, К. исключил читающийся в Краткой редакции рассказ о 1-м старце печерском Марке, существование к-рого подвергал сомнению. Комментарии К. позволяют представить суровую монастырскую жизнь нач. XVI в., о своем времени писатель замечает, что «нынѣ же Божиею милостию и Пречистыа Богородица и великого князя жалованием хлѣбом доволни». История текста в редакции К. не изучена окончательно, не выяснено, какие списки ближе к авторской редакции, почему имя К. как ее «списателя» в одних упоминается, а в других отсутствует (РГБ. Вол. № 639; РГБ. Троиц. № 679; РГБ. МДА. № 175 и др.). Редакции, созданные после К., в 80-х гг. XVI и в XVII в., восходят напрямую к Краткой, ни одно из дополнений К. о жизни монастыря при Дорофее и Герасиме не отразилось в последующих текстах Повести.
С именем К. связывают также создание летописного свода. Известие о том, что К. составил «книгу летописания» («книгу летонаписания»), восходит к тексту Повести 80-х гг. XVI в. Инок Григорий, начиная рассказ об осаде Пскова польск. кор. Стефаном Баторием, замечает, что за 14 лет до события предсказание о нашествии внес в свою летопись К. Далее следует описание видения стражам, стоящим у Черехского моста, множества вооруженных людей, идущих к Пскову (РГАДА. Ф. 181. № 470. Л. 342 об.- 343). Этот рассказ дословно повторяется и в редакциях Повести XVII в. (см.: БЛДР. Т. 13. С. 488). Сходный сюжет о видении читается в статье 7076 г. в Строевском списке Псковской 3-й летописи, но без упоминания о К. (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 250). Еще первые издатели псковских летописей предположили (в т. ч. и на основании этой записи), что Строевский список принадлежал Псково-Печерскому монастырю (ПСРЛ. 1848. Т. 4. С. 318). По мнению А. Н. Насонова, Строевский список и есть та самая «книга летописания», к-рая была составлена если не самим К., то под его руководством. Согласно наблюдениям исследователя, свод 1567 г. (т. н. свод игум. К.) негативно освещает деятельность вел. князя Московского, что проявляется прежде всего в описании событий 1510 г., осуждении вторичной женитьбы Василия III, исключении и сокращении известий о вел. князьях, об их наместниках и дьяках (Насонов. 1946. С. 261-270). По мнению Масленниковой, в своде игум. К. «отразилась оппозиционная по отношению к Москве идеология псковского боярства». Исследовательница отметила также близость К. к партии нестяжателей» (Масленникова. 1955. С. 167-177). Взгляды Насонова и Масленниковой разделяли Я. С. Лурье, Скрынников, А. А. Зимин и др.
Убедительные возражения против этих выводов были высказаны в статьях Андреева. По его мнению, вся деятельность печерского игумена противоречит принципам нестяжателей: в XVI в. мон-рь стал крупным землевладельцем. Согласно писцовой книге 80-х гг. XVI в., обители принадлежали 178 деревень, 175 пустошей, монастырские владения формировались из земель, пожалованных Василием III и Иоанном Грозным, а также из вкладов псковичей. Не оспаривая выводов об оппозиционности свода 1567 г., исследователь считает, что К. не являлся его автором или редактором. Во главе пограничного мон-ря в период Ливонской войны не мог стоять человек, оппозиционный по отношению к царю, а масштабная строительная деятельность К. была невозможна без поддержки гос. власти. Повесть о Псково-Печерском монастыре, написанная К., дает возможность реконструировать его отношение к московским властям в 30-х гг. Так, если в Краткой редакции о событиях 1510 г. упоминается как о «взятии псковском» (РНБ. Соф. № 432. Л. 347 об.), то в Повести К. говорится о действиях Василия III «въ своей отчинѣ, во Псковѣ» (Серебрянский. 1908. С. 549). И в Краткой редакции, и в Повести К. содержится высокая оценка деятельности царского дьяка М. Мунехина, между тем как из летописного свода сведения о нем исключены (Охотникова. 1993. С. 262). О том, что в обители чтили память царского дьяка, свидетельствует и Вкладная книга 1558 г., где обозначены 5 дней его памяти (Постников. 2013. С. 30. № 38). Т. о., К. не мог быть автором свода 1567 г. Очевидно, что летопись была составлена оппозиционным по отношению к царской власти представителем псковского духовенства, который в то же время отмечал и заслуги К.
Почитание
Тело К. было положено в стене «Богомзданной пещеры». Местное почитание игумена началось вскоре после его кончины, о чем свидетельствует лит. Повесть о видении кузнецу Дорофею. В 1581 г., во время осады Пскова Стефаном Баторием, пскович Дорофей видел, как от Печерского мон-ря к Пскову шествовала Богородица вместе с прп. Антонием Киево-Печерским и К. Богородица призвала святых, погребенных в Троицком соборе, и все вместе они молились за спасение города. Повесть о видении Дорофея была широко распространена как в отдельных списках, так и в составе Повести о Псково-Печерском монастыре 80-х гг. XVI в., в редакциях XVII в., а также в составе Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков в редакциях XVII в. (опубл.: Малышев В. И. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков. М.; Л., 1952. С. 112-113; БЛДР. Т. 13. С. 490-492). В 1690 г. митр. Псковский и Изборский Маркелл перенес мощи К. из пещеры в Успенский собор и положил в новой гробнице в стене: об этом событии повествуется в Сказании о перенесении мощей К. (ГИМ. Забел. № 481). Память К. указана в «Описании о российских святых». В рукописях XVIII в. встречается канон святым Антонию и Феодосию Киево-Печерским, в 9-й песни к-рого читаются стихиры святым Ионе и Корнилию Псково-Печерским, а также чудотворной иконе Успения Пресв. Богородицы (РГБ. Ф. Нило-Столобенской пуст. № 69. Л. 1-8; РГАДА. Ф. 188. № 680. Л. 1-10 об.). 17 дек. 1872 г. мощи преподобного переложили в медную раку, а в 1892 г. была изготовлена новая, богато декорированная рака. В общероссийские святцы имя К. включено в нач. XX в. (Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903). В 1930-1931 гг. диак. Петр Орец составил службу святому (новая редакция написана в 1962), на ее основе создана совр. служба (Минея (МП). Февр. 1981. С. 631-639). Акафист прмч. Корнилию был опубликован в 1942 г. В 1986 г. в Никольском храме освящен придел во имя прмч. Корнилия. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, учрежденный в 1996 г.
Иконография
Наиболее ранние известные изображения К. относятся к кон. XVI - нач. XVII в. Иконописные подлинники не содержат сведений о внешнем облике преподобного. В псковских письменных источниках XVII-XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археологических описях псковских храмов и монастырей кон. XIX - нач. XX в. сведения о них отсутствуют. Иконография К., очевидно, разрабатывалась в Псково-Печерской обители, ставшей основным центром почитания преподобномученика. В 1602-1603 гг. при входе в пещеры мон-ря на столбе был написан «образ Пречистыя с Превечным Младенцем Господем нашим Иисусом Христом да преподобный первый старец Марк да игумен Корнилий Печерский» (Малков Ю. Г. Худож. памятники Псково-Печерского мон-ря: (Мат-лы к исслед.) // Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед.: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 200). Однако в переписных книгах мон-ря на протяжении XVI-XVII вв. не указано ни одной иконы К. (переписные книги 1639, 1652, 1663, 1682 гг.; см., напр.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253; Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Предположительно 1-й единоличной иконой святого мог быть нагробный образ, поводом для написания которого послужило перенесение св. мощей К. в 1690 г. из некрополя, природной пещеры монастыря, в ц. Успения Пресв. Богородицы.
Образ К. встречается на неск. иконах XVII-XVIII вв., объединенных темой явления Божией Матери, оказавшей чудотворную помощь защитникам Пскова и Печерского мон-ря в их героической обороне от нашествия войск польского кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для их создания послужили тексты, самые ранние списки к-рых относятся к рубежу XVI и XVII вв.: «Сказание о видении Божией Матери старцу Дорофею», «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о Псково-Печерском монастыре». В них К. упоминается как участник «мистического действа» - явления Богоматери. Он показан на иконах с многофигурной композицией в одном типе изображения: в темно-коричневой мантии, охристой или зеленоватой рясе, куколе округлой формы, с бородой средней величины с проседью; отличия в нюансах - расположении фигуры, жесте рук.
Наиболее ранней является икона Божией Матери Псково-Покровская («Видение старца Дорофея») нач. XVII в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время в кафедральном Троицком соборе Пскова). На фоне панорамы Пскова («плана» города) и вида Псково-Печерского мон-ря, за стенами к-рого иноки просят Пресв. Богородицу о заступничестве, разворачивается событие явления Богоматери кузнецу Дорофею в присутствии святых, молящихся об избавлении «града Святыя Троицы» от врагов. Среди чудотворцев (блгв. князей псковских Всеволода и Довмонта, равноап. кн. Владимира, блж. Николая Саллоса, свт. Нифонта Новгородского и др.) 4 раза изображен К., сопровождающий Богородицу вместе с прп. Антонием Киево-Печерским. К. дважды представлен на иконе «Видение старца Дорофея» (т. н. икона Жиглевича) 3-й четв. XVIII в. (ПИАМ; см.: Псковская икона XIV-XVII вв. из собр. Псковского музея / Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013. С. 4) рядом с Богоматерью и вместе с прп. Антонием Киево-Печерским (в центре на городской стене и в нижнем регистре, с надписаниями: «п ко(р)нилïи п печерскiи», «игме(н) Корнилiи»). Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерской обители. Существуют совр. копии Псково-Покровского образа (2003, иконописец Н. А. Денисова, Успенский собор Псково-Печерского мон-ря).
Образ К. включен в композицию иконы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» на текст стихиры праздника Пятидесятницы (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). Этот памятник со значительными утратами, под записью, можно датировать лишь предположительно. Иконография, совместившая изображения праздников, предстоящих и припадающих в молении к Св. Троице пророков, византийских и русских святых, восходит к традиции рубежа XVI и XVII вв. Вероятно, именно эта икона (или ее протограф) упомянута в Переписной книге Псково-Печерского мон-ря 1652 г.: «В церкви Успения Пречистой Богородицы позади левого крылоса вверху образ Приидите Трисоставному Бжству поклонимся на золоте без окладу» (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 83). В нижнем регистре среди киевских и псковских подвижников за прп. Марком, согласно надписи на нимбе, изображен К. с непокрытой головой (как и живопись, надписи грубо поновлены, и судить об их соответствии подлинным затруднительно).
К. представлен на иконе Божией Матери с видом Псково-Печерского мон-ря 2-й пол. XVIII в. (надвратная ц. свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря). За стенами обители изображены Богоматерь с развернутым свитком в руке и молящиеся Ей иноки (сюжет восходит к детали композиции образа Богоматери Псково-Покровская, в основе - иконографический тип Боголюбской или Молебной иконы Божией Матери). Полуфигуры преподобномученика и печерского подвижника прп. Марка возвышаются над группой иноков, простирающих руки к Богородице. К.- в монашеском облачении, в округлом куколе, с широкой русой бородой средней длины; правее надпись: « ». О более ранних памятниках такого рода свидетельствует запись в Переписной книге монастыря 1639 г. («образ Пречистые Богородицы со обителью Печерскою обложен серебром басмы…» - Малков Ю. Г. Новые мат-лы к истории архит. ансамбля Псково-Печерского мон-ря // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 79. Примеч. 7). К подобному изводу относится рисунок сер. XVII в., выполненный чернилами и темперой, из собрания С. В. Чехонина (ГРМ; см.: Соловьёва И. Д. Неизв. произведение с изображением Псково-Печерского мон-ря // Псков. 2000. № 13. С. 33-40), где К. определяется приблизительно среди иноков, следующих за преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, рядом с преподобными Марком и Ионой Псково-Печерскими (все в мантиях и с куколями на плечах, без нимбов). Икона 2-й пол. XVII в. с аналогичной композицией хранится в МГОМЗ (Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 146-149, 247. Кат. 29).
В традиц. иконографическом типе К. включен в группу святых, предстоящих образу Св. Троицы (новозаветной) в верхней части композиции иконы «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни Владычного Креста в Пскове (ПИАМ; выполнена на сюжет осады города Стефаном Баторием с батальными сценами и чудом явления Богоматери). Живопись имеет значительные утраты, что не позволяет идентифицировать всех святых. Из-за утрат и переделок мн. надписей образ К. не определяется среди единообразных ликов преподобных и на иконе «Богоматерь, с собором Новгородских и Псковских святых» кон. XVIII в. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря). Согласно надписи на поновленном в кон. XX в. золотом фоне, К. в деисусном молении (в рост, в золотисто-охристой рясе, коричневой мантии и черном куколе) изображен в одном из клейм (предположительно кон. XVII - нач. XVIII в.) на правой створке киота, предназначенного для скульптуры свт. Николая Чудотворца (Можайского) из надвратной Никольской ц. мон-ря. Необычным изображением К., связанным с почитанием старообрядцами рус. святых, является его образ на иконе «Собор русских чудотворцев» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - без куколя, с кудрявыми волосами (по-видимому, повторяет изображение прп. Корнилия Комельского на этой же иконе); на нимбе надпись: «Прп(д) Корнилïй Пско(в)».
К кон. XIX в. сложился определенный иконографический тип К., представленный в произведениях академического письма: седовласый старец с правильными чертами аскетичного лица и густой, немного раздвоенной бородой. Таким К. запечатлен на выносной ростовой иконе на холсте из ризницы при ц. Благовещения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (в схиме, куколе, со свитком в правой руке и четками в левой; надпись: «Св. Корнилiй игм. Печерск.»). Подобное изображение сохранилось и на фрагменте стены с живописью, выполненной не ранее 1870 г. в интерьере ц. Сретения Господня (погрудное изображение широкоплечего старца в схиме). На чеканной крышке раки в Успенском соборе К. изображен со скрещенными на груди руками, в к-рые вложен крест (на иконе глаза святого закрыты). Образ, очевидно, был создан в 1892 г., когда св. мощи преподобного переложили в новую медную посеребренную раку, изготовленную, судя по надписи, по благословению еп. Ермогена (Добронравина) «в благоговейную память чудесного события 17 октября 1888 года» (впосл. живопись на раке поновлялась).
На иконе Псково-Печерских чудотворцев кон. XIX в. (на металле, с поновлениями 2-й пол. XX в.) в пещерной галерее обители К. представлен на фоне мон-ря в молении образу благословляющего Спасителя. К.- 1-й от центра в правой группе святых, рядом с ним прмч. Вассиан, прп. Дорофей, напротив - преподобные Иона, Васса и Марк. К. написан в рост, вполоборота влево, в схимнических одеждах темного цвета, в островерхом надвинутом низко на лоб куколе. У святого седая окладистая борода средней длины, взгляд устремлен вверх, правая рука поднята в молении, в левой - игуменский посох, на запястье - светлые четки. В Успенском соборе на большой иконе 3 Псково-Печерских святых кон. XIX в. (на металле, с новым золотым фоном и поновлениями) помимо К. изображены преподобные Марк и Иона. К. показан в рост крайним справа в схиме и зеленой епитрахили (как и в стенописи Сретенской ц.), правая рука с четками лежит на груди, в левой - посох. У святого впалые щеки, борода округлая седая средней длины. Подобный образ в живописной светотеневой манере встречается в изображении группы подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), в росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81).
Своеобразное графическое изображение К. опубликовано в 1885 г. (Филарет (Гумилевский). Жития. Т. 1: Янв.-февр. 2000. С. 393): преподобный представлен в рост, в мантии, с покрытой головой и с омофором на плечах, борода небольшая; в правой руке держит крест, в левой - развернутый свиток (атрибуты, указывающие на просветительскую миссию К. и его мученическую кончину). Иллюстрации книги восходят к святцам, выполненным худож. Ф. Г. Солнцевым в 30-50-х гг. XIX в. Данный извод иконографии К., видимо, не получил распространения. Его влияние просматривается в образе К. на юж. диаконской двери 60-х гг. XX в. из иконостаса надвратной Никольской ц., где преподобный показан в рост вполоборота влево в мантии и без куколя, в правой руке держит крест, левая развернута ладонью, на запястье - четки. У К. волосы с проседью, борода продолговатая, раздвоенная на конце.
Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. утвердилась иконография К. в традиционной иконописной стилистике с использованием образцов XIX в. Сложился и получил распространение тип изображения святого в охристо-золотистой рясе и коричневой мантии, синей схиме с островерхим куколем. Как правило, он благословляет правой рукой, а левой опирается на игуменский посох. Лик пишется худощавым, величина и форма бороды с проседью варьируются. Существуют ростовые и поясные образы, изображения К. с Псково-Печерскими, Псковскими и избранными чудотворцами.
В 60-70-х гг. XX в. в монастырской иконописной мастерской под рук. и при участии наместника мон-ря архим. Алипия (Воронова), а затем его учениками были созданы многочисленные иконы с образом К. Возможно, иконография преподобного и творческие варианты композиций возникли под влиянием произведений мон. Иулиании (Соколовой), которая разрабатывала тему рус. святых в годы пребывания о. Алипия в ТСЛ. В группе Псковских чудотворцев К. изображен на ее иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Сохранились карандашные эскизы мон. Иулиании кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. к этой работе, включающие и образ К. с непокрытой головой (Иконописец мон. Иулиания. М., 2012. С. 93). Извод часто повторяется совр. иконописцами, в т. ч. псковскими (образ из собора арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря, написанный по благословению архим. Тихона (Секретарёва)).
Единоличная аналойная икона К. 60-80-х гг. XX в. находится в монастырском соборе арх. Михаила. В сложных по содержанию многофигурных композициях этого времени образ К. узнаваем благодаря сложившемуся иконографическому типу: святой в схиме держит посох в руке. Т. о. К. изображен в рост вполоборота вправо на левой створке большого складня с образом Псково-Печерской Божией Матери «Умиление» в среднике (на правой створке - прп. Сергий Радонежский), находящегося на юж. стене Успенского собора (возможно, работа архим. Алипия). Среди Псково-Печерских подвижников К. написан на монастырских иконах, где в нижнем регистре использована иконография образа кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят иконе Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенской ц. и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. К., 1-й от центра в правой части, изображен вполоборота влево, правой рукой благословляет, в левой - четки и игуменский посох. У святого окладистая, слегка суженная книзу седая борода до середины груди. На подобной иконе из Успенского храма, названной «Собор святых Псково-Печерского монастыря», К. изображен на том же месте. Как и др. подвижники, он обращен к образу Покрова Пресв. Богородицы во славе, окруженной ангельскими силами и небесными покровителями престолов обители; композицию венчает образ Св. Троицы (ветхозаветной).
К. представлен среди избранных святых на иконах Божией Матери «Игумения» и «Знамение» («что в Печерах») 60-70-х гг. XX в. письма учеников архим. Алипия. Иконы находятся под сводами при входе в обитель на стене, примыкающей к ц. свт. Николая Чудотворца. На 1-й иконе (в надписи - «Образ Пресвятыя Богородицы Всечестнейшая наша Мати Игумения») К. показан в 3-м ряду справа среди рус. иноков и инокинь, изображенных в неск. регистров по сторонам от Богоматери. На др. иконе усложненной композиции (Пресв. Богородица в славе с символами евангелистов, в верхней части - Господь Саваоф и Всевидящее Око Божие) К.- внизу среди коленопреклоненных святых на фоне обители (1-й в группе справа); ниже написан тропарь преподобномученику.
В 70-80-х гг. XX в. создана житийная иконография преподобного. Икона К. с 16 клеймами жития выполнена в монастырской иконописной мастерской (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). В среднике святой написан в рост с разведенными в стороны руками, правой рукой благословляет, левой держит игуменский жезл. Клейма расположены в традиц. порядке: рождение; крещение; обучение в Мирожском мон-ре; приход юного К. с родителями к пещерам Псково-Печерского мон-ря; постриг К.; поставление К. в сан игумена; явление Божией Матери в сопровождении К. и прп. Антония Киево-Печерского старцу Дорофею; закладка и сооружение в мон-ре надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца; чудо К. об избавлении утопленника от смрада; закладка и постройка К. каменных стен вокруг мон-ря; исцеление болящих во время мора; духовное просвещение народов Сетумаа; написание иконы «Успение Пресв. Богородицы, с житием» иконописцем Алексеем Малым; труды К. в иконописной мастерской мон-ря; встреча К. и царя Иоанна Грозного в мон-ре в 1570 г.; погребение К. в монастырских пещерах.
Ставшее образцом для иконописцев ростовое изображение святого было выполнено в 1986 г. насельником обители архим. Зиноном (Теодором) для иконостаса ц. во имя К. в надвратной башне Псково-Печерского мон-ря. Преподобный представлен прямолично, правая рука в благословляющем жесте отведена в сторону, в левой - игуменский посох. К. облачен в коричневую мантию, собранную в узел на груди, охристо-зеленоватую рясу и синюю схиму, голова покрыта островерхим куколем; лик с тонкими чертами, борода средней величины, более узкая на конце. Известен поясной вариант извода (К. с благословляющей десницей возле груди) работы того же автора (ок. 1981). На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских преподобных на Святой горке (1989-1991, мастерская архим. Зинона) К. показан фронтально по пояс на красном фоне. В облике преподобного сохранены индивидуальные черты: аскетичный лик с впалыми щеками обрамлен седой продолговатой заостренной бородой средней длины, напряженный взор устремлен в сторону. По сторонам от образа Св. Троицы Ветхозаветной за ракой К. написаны в рост склоненными К. и прп. Антоний Киево-Печерский. Иконография К. традиционная (коричневая мантия, округлый куколь, золотистая ряса, посох в левой руке, борода продолговатая средней длины). Возле раки К. на подставке под лампаду сделана роспись: святой на золотом фоне в рост, в лиловой мантии.
В этих же традициях исполнены поясные и ростовые образы К. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерус. и греч. стилистику, напр. письма А. М. Кетросана (находится при входе в Псково-Печерский мон-рь). В иконографию К. привносятся новые детали, напр., на иконе (2010, иконописец Денисова) из Сретенской ц. Псково-Печерского мон-ря, написанной по благословению архим. Тихона (Секретарёва), монументальная фигура преподобного отличается индивидуально трактованным ликом, в левой руке - развернутый свиток с надписью: « ». На иконе из придела равноап. кнг. Ольги псковского Троицкого собора К. изображен в рост вместе с прп. Вассианом Псково-Печерским, в левой руке - модель Успенского храма мон-ря. Вместе с преподобными Марком и Ионой К. (обеими руками держит посох) написан справа на золотофонной иконе из собора арх. Михаила Псково-Печерской обители.
В местном ряду иконостаса псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга находится икона «Псковские чудотворцы» кон. XX в., где К. представлен фронтально в правой части (между блгв. кн. Всеволодом и блж. Николаем Саллосом) на фоне Троицкого собора Пскова. К подобному изводу относится ряд различных по композиции икон, созданных в кон. XX - нач. XXI в. в мастерской Псково-Печерской обители. К. обязательно изображается в изводе «Собор Псково-Печерских чудотворцев», как правило, в центре, на фоне монастырских построек и пейзажа. Примерами являются иконы из храмов обители - собора арх. Михаила, ц. Сретения Господня (за ракой со св. мощами прп. Симеона Псково-Печерского), а также из братской трапезной, дома паломника и др.
На иконе «Собор Псковских святых» кон. XX в. (Троицкий собор в Пскове) К. показан в левой группе (1-м от центра во 2-м ряду, вместе с др. Псково-Печерскими чудотворцами), его образ опознается по посоху в руках. В верхней части композиции - Троицкий собор и псковские чудотворные иконы, в центре - образ «Успение Пресв. Богородицы, с клеймами жития», святыня Псково-Печерской обители. Образ К. присутствует и на иконах того же сюжета с др. расположением святых (1982, Троицкий собор в Пскове).
Образ К. включен в композицию «Собор святых земли Эстонской» (2002, иконописец Е. Савкина, кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине), написанную по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фигуры К. и преподобных Ионы и Вассы Псково-Печерских располагаются в левом верхнем ярусе сложной многосоставной композиции на фоне Успенского собора Пюхтицкого мон-ря. К. представлен справа прямолично в рост, в традиционной иконографии. Его образ присутствует и на др. иконе того же сюжета, выполненной Н. В. Масюковой в иконописной мастерской МДА (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в Нарве, Эстония). К. возглавляет группу святых в левой части иконы (за ним следуют псковские преподобные Серапион Елеазаровский и Онуфрий Мальский).
В совр. изобразительном искусстве образ святого разрабатывается в реалистической живописи, металлопластике, скульптуре. В Псково-Печерской обители хранится картина 60-70-х гг. XX в. с изображением К. в виде старца-схимника, к-рый сидит в задумчивости на валуне, преклонив голову и опираясь руками на посох. На 2-м плане возвышается новопостроенный храм свт. Николая «вратного», вдали сцены с фигурами трудящихся иноков. Одна из картин выполнена в 1990 г. худож. С. Б. Симаковым (впосл. игум. Рафаил; галерея совр. правосл. искусства в Угличе, УИХМ). Кроме моления иноков перед Пресв. Богородицей в стенах обители в композиции изображен К. с усекновенной головой в руке (как на нек-рых иконах св. Иоанн Предтеча).
На территории мон-ря недалеко от входа, в нише на стене, помещен чеканный рельеф 70-х гг. XX в. с ростовым изображением К. (архитектор-реставратор В. П. Смирнов). По сторонам от центральной фигуры в углублениях - чеканные пластины-клейма с композициями из Жития преподобномученика: вверху слева - «Строительство монастыря», справа - «Убиение прмч. Корнилия царем Иоанном Грозным»; внизу слева - «Оборона монастыря от войск Стефана Батория», справа - «Погребение прмч. Корнилия».
Образ К. помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков) среди образов др. псковских святых и российских новомучеников. Барельеф с ростовым изображением трактован в реалистической манере. К. в традиц. облачении, борода средней длины, острая на конце, правая рука в жесте благословения возле груди, в левой - четки. Памятник К. в Печорах (2012, скульптор И. В. Голубев) представляет святого в схиме с крестом в правой руке и посохом в левой, облик восходит к изображениям кон. XIX в.
На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной К. представлен в рост с разведенными в стороны руками, в левой - развернутый свиток с традиц. наставлением преподобных: «Не скорбите оубо братия…» (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 176). Этот образ К. (без посоха) опубликован в книге мон. Таисии (Карцевой) «Русские святые» (СПб., 2000. С. 170).