Священномученик Климент, епископ Анкирский
[греч. Κλήμης; лат. Clemens] (264 (?) - 312 (?)), сщмч. (пам. 23 янв.), еп. Анкирcкий. Известны 3 Мученичества К.: самое раннее - анонимное (BHG, N 352-352d), его перевел с греч. языка на лат. болландист И. Скапелинк; составленное блж. Симеоном Метафрастом (BHG, N 353) и краткое Мученичество (BHG, N 354d). Сохранилось также Слово К., написанное в стихотворной форме визант. имп. Львом VI Мудрым (BHG, N 354). На сир. языке и в лат. переводе сохранилось Похвальное слово К. архиеп. К-польского свт. Прокла (BHO, N 196).
Согласно анонимному Мученичеству, К. род. (по мнению болландистов, в 258 или в кон. 257) в Анкире (ныне Анкара, Турция), в Галатии. Его отец был язычником, а мать Евфросиния - христианкой. Она овдовела, когда К. был еще младенцем, и воспитала его в христ. вере. Когда К. было 12 лет, она умерла, на смертном одре продолжая наставлять его в вере и предсказав ему мученический венец. Сироту К. взяла к себе подруга его матери, благочестивая бездетная женщина по имени София. В 12 лет К. превосходил умом и рассудительностью сверстников. Он подбирал сирот, число которых сильно возросло из-за голода в Галатии, приводил их в дом Софии и наставлял в вере.
С юношеских лет К. отличался аскетизмом, служил в церкви. Сначала стал чтецом, затем диаконом, вскоре был рукоположен во пресвитера и через 2 года, когда ему было 20 лет, занял епископскую кафедру. По мнению болландистов, это было в 277 или 284 г., когда императором стал Диоклетиан (284-305), при котором начались гонения на христиан. В последнем случае, если принимать хронологию Мученичества и считать, что в 284 г. К. было 20 лет, годом его рождения можно считать 264-й. В следующем году К. арестовали и за отказ принести жертвы языческим богам подвергли страшным мучениям по приказу императорского наместника Домициана. К. проявил небывалую стойкость, и наместник решил отправить его в Рим для дальнейшего разбирательства. После мучений в Анкире, обезобразивших его тело, святой чудесным образом исцелился, так что в Риме сначала не поверили, будто его действительно жестоко пытали. Имп. Диоклетиан сулил ему богатства и почести взамен на отречение от христ. веры, но К. вступил с ним в спор, доказывая ничтожество языческих богов. Разгневанный Диоклетиан приказал пытать его еще сильнее, чем это было в Галатии. Весть о непоколебимом исповеднике распространилась по городу и, когда К. после пыток находился в тюрьме, к нему собралось множество людей с просьбой о крещении. Он крестил их водой, к-рая была в темнице, и после наставления в вере новые христиане увидели, что с неба к К. спустился некий сияющий юноша и вручил ему хлеб и чашу с вином. Поняв, что это Св. Дары, К. совершил литургию и причастил новокрещеных. Они приходили в темницу каждый день и однажды были захвачены воинами и казнены за отказ отречься от христианской веры. Избежал смерти только юноша по имени Агафангел. Так и не добившись от К. отречения, Диоклетиан отправил его в Никомидию (ныне Измит) к своему соправителю имп. Максимиану (285-305). В дальнейшем К. побывал на о-ве Родос, в Никомидии, Анкире и Амисе (ныне Самсун). На корабль, увозивший К. на Восток, удалось пробраться Агафангелу, к-рый сопровождал в пути своего наставника. На Родосе К. и Агафангелу по просьбе верующих во главе с еп. Родосским Фотином удалось посетить воскресную литургию. В Никомидии Максимиан, не желая быть посрамленным К., о стойкости к-рого он узнал из сопроводительных писем, передал святых префекту Агриппину, к-рый жестоко истязал мучеников и заключил их в темницу, где вскоре по молитве К. двери открылись, и все узники смогли беспрепятственно уйти, приняв крещение от К. Агриппин бросил К. и Агафангела на растерзание диким зверям, но те их не тронули. Во время публичной казни К. и Агафангела народ стал забрасывать Агриппина камнями, ему пришлось отпустить исповедников. Но позже воины нашли их, зашили в кожаные мешки и бросили в море с горы. Однако они вышли на берег невредимыми. Удивляясь всему происходившему, Максимиан велел отправить их обратно в Анкиру. Там их вновь подвергли мучениям. По ночам к узникам приходила приемная мать К. София и залечивала их раны. Из Анкиры было решено отправить мучеников в Амис. Мн. сироты, собранные К. в юности, к-рых также воспитывала София, отправились их провожать и были убиты воинами. В Амисе мучеников бросили в негашеную известь. Охраняющие их воины Фенгон и Евкарпий, будучи свидетелями чудес и мужества мучеников, уверовали во Христа. Они были усечены мечом в этот же день (суббота, 7 сент.). На следующий день мученики вновь оказались невредимыми. По пути из Амиса в Тарс (ныне Тарсус), куда отправили исповедников, по молитве К. забил источник, из к-рого смогли напиться все, включая страдающих от жажды конвоиров. Находясь в заключении и претерпевая пытки, К. просил у Господа еще послать ему мучений за веру, и голос с небес объявил, что время его подвига составит 28 лет (согласно болландистам,- 18 лет и неск. месяцев). В Тарсе святые просидели 4 года в заключении и после жестоких пыток были вновь отправлены в Анкиру, где 5 нояб. (вероятно, именно этот мч. Агафангел указан под 5 сент. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 198)) Агафангел был обезглавлен, похоронила его София. К. провел в заключении еще нек-рое время, пока на праздник Богоявления за ним в тюрьму не пришли верующие. Они отвели его в церковь, где он отслужил литургию. После службы К. предрек свою кончину и близкий конец гонений. Через 12 дней, к-рые он провел среди христиан, в воскресенье, 23 янв., во время совершения евхаристии в храм вошли воины во главе с префектом Александром и обезглавили К. Также были обезглавлены диаконы Христофор и Харитон. София похоронила их рядом с Агафангелом. Вероятно, это произошло в 304 или в 309 г., но если считать, что мучения К. продолжались 28 лет (начиная с 284), то год его смерти - 312-й, хотя известно, что начало Диоклетианова гонения не совпадает с началом его имп. правления и датируется 303 г. Т. о., можно сделать вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными.
Визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников К. и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т. к. К. и Агафангел в течение мн. лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах.
Кард. Ц. Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения К. преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества К. была историческая основа, но до нас сказание дошло в лит., несколько утрированном виде.
В К-поле существовал храм во имя К., где совершалась память К. и Агафангела 23 янв.,- в квартале Евдоксиу (нек-рые источники уточняют: «за Анаплом» (местность на европ. берегу Босфора)). Точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня К. находилась в Большом имп. дворце, была построена при имп. Василии I Македонянине (867-886). Она находилась близ ц. св. Илии.
В часовне хранилась глава К. и др. частицы его мощей (Theoph. Contin. 330). Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митр. Эфесского (1163/64 - после 1217), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела (Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. P. 37-40). В позднейших источниках есть сведения о том, что глава К. и др. частицы его мощей находились в сокровищнице Св. Софии. Рус. паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи К. в К-поле в ц. св. Константина в 1350 г.; в 1419-1421 гг. иеродиак. Зосима свидетельствует о пребывании мощей К. в мон-ре Филантропос. Есть также сведения о том, что часть мощей К. Гавриил, митр. Анкирский, передал в 907 г. свт. Евфимию II (I), патриарху К-польскому, к-рый положил их в основанном им Псамафийском мон-ре (близ Золотых ворот в К-поле). Вероятно, во время Крестовых походов главу К. переправили на Запад. Глава К. упомянута в грамоте Балдуина II (1247) (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М. 2006. С. 216). В XVII в. главу выставляли для поклонения в мон-ре Валь-де-Грас в Париже. В наст. время рука К. нахоится в мон-ре Петраки (Афины), есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских мон-рях и др. мон-рях ЭПЦ (подробнее см. Meinardus O. Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 159).
На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410).
Гимнография
Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλῆμα ὁσιότητος κα στέλεχος ἀθλήσεως̇ ( ) и 4-го гласа Κανόνα πίστεως̇ ( ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλῆμα ὁσιότητος κα στέλεχος ἀθλήσεως̇ ( ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 112).
В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древнейших (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39), память К. также отмечается 23 янв. Совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря. Состав богослужебного последования К. в целом тот же, что и в Типиконах студийской традиции. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. указывается кондак К. 4-го гласа Τῆς ἀμπέλου γέγονας τίμιον κλῆμα̇ ( ), к-рый помещается в рус. рукописных Типиконах начиная с 1-й пол. XVI в. (напр., РГБ. Троиц. № 242, 243), хотя в рус. Типиконах XV в. (напр., РГБ. Троиц. № 239, 240) и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. содержится иной кондак К.- 2-го гласа ( ); в пореформенном издании Типикона 1682 г., ориентированном на греч. богослужебные книги, помещен только кондак 4-го гласа, переведенный заново на рус. язык: . В нек-рых рус. рукописных Типиконах XVI в. (напр., РГБ. Троиц. № 242, 243) и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1633 г.) день памяти К. обозначался знаком предполагающим совершение шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), но начиная с пореформенного Типикона 1682 г. 23 янв. вовсе перестало обозначаться знаком, т. е. статус службы К. понизился.
Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Κλῆμα ὁσιότητος κα στέλεχος ἀθλήσεως̇ ( ), кондак 4-го гласа Τῆς ἀμπέλου γέγονας τίμιον κλῆμα̇ ( ) с икосом, иной кондак 4-го гласа - (только в русской - см.: Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 281; также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 95); канон, составленный Феофаном Начертанным, с акростихом Μέλπω τὸ κλῆμα τῆς νοητῆς ἀμπέλου ( ) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἡπείρῳ̇ ( ), нач.: Μετὰ τῆς ἄνω χορείας ( ); 2 цикла стихир-подобнов (в греч.- только 1 цикл), 2 стихиры-самогласна, седален (разные в греческой и рус. Минее), светилен.
В рукописях сохранились песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τόν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ ( ), нач.: Πνευματικῶς συνελθόντες ἐπ τὴν μνήμην σήμερον (Духовно собравшиеся на память днесь) (Ταμεῖον. Σ. 157); икосы к кондакам (Амфилохий. Кондакарий. С. 95-96, 176, 75 (доп. паг.)).
Иконография
Иконографический тип К. соответствует образу еще не достигшего преклонных лет епископа. Святой изображается с проседью в волосах, с клиновидной бородой, как правило, средней длины, облаченным в фелонь (иногда крещатую - полиставрий), с омофором. Может быть представлен единолично или в сцене мучения (усекновения головы), благословляющим правой рукой и с Евангелием в левой. В греч. иконописном подлиннике «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» (Ч. 3. § 8. № 69) описание облика К. дано рядом с упоминанием о сщмч. Клименте Римском. Святого предписывается изображать седым старцем «с широкою бородою» (Ерминия ДФ. С. 162). В рус. лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика К. помещено под 23 янв.: «...сед, борода подоле Богословли (ап. Иоанна Богослова.- Авт.), риза крестечная, испод киноварь с белилом, в шапке, амфор и Евангелие, в руке свиток, а в нем написано: Господи Иисусе Христе, подаждь всем чтущим память мою, богатая Твоя дарования, прощая им прегрешения» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 67). Изображение К. в лицевых святцах соответствует тексту описания: святой показан в фелони, с омофором, в левой покровенной руке Евангелие, правая отведена в сторону (Там же. С. 93). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, имеются дополнения к иконографии святого: «…около 48 лет, с остроконечною, средней величины бородой, волосы по плечи, в фелони и омофоре. В руках хартия с изречением…» (Фартусов. С. 163).
В К-поле при имп. Василии I Македонянине (867-886) в честь святого была освящена часовня в Большом имп. дворце - главной резиденции визант. императоров с IV по XII в. Такое почитание К. может косвенно свидетельствовать о том, что его изображение достаточно рано вошло в программу храмовых росписей, заняв место в ряду святителей в алтаре. Отсутствие титулатуры при имени святого не позволяет точно идентифицировать образ К., который наиболее часто смешивают с изображением сщмч. Климента Римского. В ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325) в разных частях алтаря изображены 2 святых с именем «Климент» - один идентифицируется как К., другой считается сщмч. Климентом Римским (Тодић. 1998. С. 349). В ц. Пресв. Богородицы в монастыре Матейче (1350-1360) фронтальный поясной образ К. с Евангелием помещен на сев. стене диаконника, рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и сщмч. Климентом Римским. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378) фигуру святителя в полиставрии на восточной стене диаконника с остатками надписи «Климент» Г. И. Вздорнов атрибутировал как образ К. (Вздорнов. 1976. С. 107-108). В ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84) образ К.- седого старца с небольшими залысинами на лбу, с клиновидной длинной бородой - находится в алтарной зоне на юж. стене, в сцене литургисующих святителей (атрибуция предложена в кн.: Χατζηδάκης Μ. Ψηφιδοτά τοιχογραφίες. Αθήνα, 1992. Σ. 108; вариант - равноап. Климент Охридский). Он изображен в 3/4-м повороте влево следующим за свт. Кириллом Александрийским, перед свт. Ахиллием Ларисским, облачен, как и др. епископы, в крещатую фелонь, но в руках держит не свиток, а Евангелие. В ц. св. Таксиархов у Митрополии в Кастории (1359/60), в росписи вимы, на сев. наосе, так же близко от изображения свт. Ахиллия представлена полуфигура в святительских одеждах с именем Климент (возможно, равноап. Климент Охридский). На фреске в старой ц. вмч. Георгия в Кремиковском мон-ре (1493), под конхой апсиды, в ряду 6 поясных изображений образ К. (в полиставрии, с закрытым Евангелием в руке) помещен рядом со свт. Спиридоном Тримифунтским, свт. Ахиллием Ларисским и болг. патриархом Германом (Вълева. 2005. С. 41-42). Также в полиставрии К. изображен в паре со сщмч. Анфимом Никомидийским мастером Дзордзисом Фукасом в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547). В росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) фигура К. помещена в простенке барабана сев.-вост. купола, святой изображен держащим обеими руками закрытый кодекс, левая рука покровенная.
Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь.
Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).
К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К. и мч. Агафангела. Та же сцена (по надписи; вероятно, сцена в алтаре) - в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350). В рост К. изображен в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, Черногория (1717-1718). Отдельные иконы К. редки (вместе с чтимыми святыми Аверкием Иерапольским и Григорием Просветителем представлен на небольшой иконе из мон-ря Дионисиат на Афоне, ок. 1577), но на минейных иконах на янв. его изображение стабильно присутствует, что очевидно на примере ряда рус. икон, напр., 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия), вместе с мч. Агафангелом, в полиставрии; нач. XVII в. (ЦАК МДА); на годовой минее нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей). Образ К. (без мч. Агафангела) включен в состав святых на рус. гравированных святцах XVIII в.: на листовой гравюре на янв. Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) К.- старец с длинной клиновидной бородой, в фелони, на голове митра, правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие; на гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) К. показан в более традиц. иконографии: клиновидная борода средней длины, волосы с проседью, голова не покрыта, в фелони, правой рукой благословляет, в левой - прижатое к груди Евангелие. В лицевом рукописном Молитвеннике кнг. М. П. Волконской, созданном под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812, 50-е гг. XIX в.), изображение К., вместе с мч. Агафангелом, старца с клиновидной, ниже средней длины бородой, в крещатой фелони, размещено в части месяцеслова на янв.