КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ. Православная энциклопедия
[греч. ᾿Εννέα μάρτυρες ἐν Κυζίκῳ ἀθλήσαντες] († ранее 313) (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.; пам. визант. 4 апр.). Мученичество 9 святых, пострадавших в Кизике, к-рых звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, сохранилось в дометафрастовском Минологии Patm. 254 (X в.). Краткие Жития этих святых содержатся в визант. Синаксарях и в Минологии имп. Василия II. К. м. происходили из разных городов; за проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. К. м. стойко переносили мучения, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность К. м., он заключил их в темницу. Спустя 7 дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы. Один благочестивый муж выкупил у стражников тела К. м. и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса. Автор Мученичества подробно описывает исцеление расслабленного, к-рого по его просьбе положили на гробницу К. м., и выздоровление знатного жителя Кизика от горячки и дизентерии после молитвы у мощей святых. Описание 1-го чуда содержит заимствования из 4, 25, 30, 31 и 33-го чудес бессребреников Космы и Дамиана (Kosmas und Damian / Einlt. von L. Deubner. Lpz.; B., 1907. S. 107, 164, 174, 176, 182), а 2-е чудо имеет дословные совпадения с 5-м и 16-м чудесами бессребреников Кира и Иоанна (PG. 87/3. Col. 3432, 3433, 3472). Также в Мученичестве говорится, что в этой церкви исцелялись парализованные и бесноватые. Впосл. к К. м. обращались с молитвой при заболевании лихорадкой.
Ни в одном из источников не указано время, когда пострадали К. м. В Четьих-Минеях свт. Димитрий Ростовский упоминает о том, что казнь К. м. произошла за неск. лет до воцарения равноап. имп. Константина I Великого, однако это только его предположение. Поэтому датировка их кончины в совр. календаре РПЦ 286-299 гг. (1-й половиной правления Диоклетиана и Максимиана) является условной.
В тексте Мученичества в рукописи Patm. 254 указано, что святые пострадали 4 апр. В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) сведения о К. м. помещены под 28 апр. Под этой датой память К. м. вошла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в совр. календари греч. Церквей. В большинстве визант. календарей имена К. м. указаны 29 апр. Эта дата закрепилась в совр. календаре РПЦ.
В России К. м. особо активно почитались во 2-й пол. XVII в. Поскольку святые считались целителями от лихорадки, то в 1687 г., во время эпидемии этой болезни в Казани, Адриан, митр. Казанский и Свияжский (впосл. патриарх Московский и всея Руси), предложил общему городскому совету поставить ц. во имя К. м. Строительство деревянного храма было завершено к июлю 1688 г. После этого эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась. Храм стал местом массового паломничества, по ходатайству митр. Адриана здесь был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской мон-рь. Став патриархом, Адриан продолжал заботиться об этой обители. Так, в июле 1693 г. мон-рю были переданы частицы мощей К. м., подаренные в 1645 г. царю Михаилу Феодоровичу Кизическим митр. Анемподистом (по греч. источникам, Кизической епархией в то время управлял митр. Анфим) (Никанор (Каменский), еп. Кизический Казанский мон-рь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1891. С. 169). Об этом сообщается в утраченной кн. «Спирида, или Кошница» (1691), написанной ктитором Кизического мон-ря иеродиак. Стефаном (Сахаровым). В книгу входили служба К. м., Слово об их мучениях и рассказ об устроении мон-ря в Казани. Содержание книги известно благодаря цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». Эта реликвия была утрачена в 20-х гг. ХХ в. В наст. время в казанском Кизическом мон-ре хранится икона с частицей мощей К. м., недавно подаренная московской церковью Кизических мучеников.
По просьбе патриарха Адриана в 1694 г. свт. Димитрий Ростовский составил службу К. м. и написал Слово на день памяти этих святых (Державин А., прот. Четии Минеи свт. Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и литературный памятник // БТ. 1976. Т. 15. С. 99, 111; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 262).
В Москве 1-я деревянная церковь во имя К. м. была построена в 1697 или 1698 г. недалеко от Новинского вала. Ее возвели по обету патриарха Адриана после его исцеления в 1696 г. от паралича, к-рое он связывал с чудесной помощью К. м. В правление имп. Анны Иоанновны деревянная церковь сгорела, в 1732-1735 гг. рядом было построено совр. каменное здание, в 1736 г. был освящен придельный престол во имя арх. Михаила, а в 1738 г.- главный престол во имя К. м. В 1929 г. храм был закрыт; его передали городской жен. тюрьме, располагавшейся по соседству, а затем - ОГПУ. В 70-х гг. ХХ в. здание храма занимало учреждение «Гипробытпром»; в 1976-1979 гг. была проведена реставрация церкви, на купол был возвращен крест. Передача храма РПЦ состоялась в 1992 г., богослужения в нем возобновились с апр. 1994 г. В 2004 г. из ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне была возвращена храмовая икона - образ К. м. с частицей мощей этих святых. В Москве известен еще один храм, посвященный К. м.,- домовая церковь гр. В. Г. Орлова, которая была построена в связи с эпидемией чумы 1771 г. Кроме того, придел во имя К. м. имеется в ц. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Каменную церковь начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея Петровича. Видимо, посвящение придела связано с особым почитанием К. м. при патриархе Адриане (Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1994. Т. 2. С. 110-111; 1995. Т. 3. С. 123, 149-150). В 1696 или 1697 г. был устроен придел во имя К. м. в новгородском Николо-Дворищенском соборе (Круговых Л. Н. История приделов Николо-Дворищенского собора // НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 174-178).
Кроме того, частицы мощей К. м. были вложены в икону этих святых в Успенском соборе Астрахани (из иконостаса нижнего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери). В Вышенском мон-ре также находились икона и ковчег с частицами мощей К. м.
Иконография
Древнейшим в рус. традиции изображением К. м. следует считать образ «Девяти Кизических мучеников» со Спасителем «в облаце» из числа икон, находившихся весной 1584 г. «в чердаке» государева дворца в Московском Кремле (Опись домашнему имуществу. 1850. С. 3; о датировке документа см.: Жаринов Г. В. О происхождении т. н. «Описи имуществу царя Ивана Васильевича…» // Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 178-183). Икона имела серебряный золоченый оклад со скаными венцами, вероятно рус. работы. Неизвестно, была ли она рус. письма; однако тот факт, что икона находилась в личных покоях царя Иоанна IV Васильевича, дает возможность предполагать ее связь с дарителями самого высокого ранга: митрополит Кизика, напр. свт. Иоасаф («митрополит Иасаф Кизицкой»), мог привезти образ К. м., покровителей города и митрополии, в сент. 1557 г. (ПСРЛ. 1906, 2000р. Т. 13. С. 275). После 1584 г. эта икона была передана «Борису Феодоровичу» (Опись домашнему имуществу. 1850. С. 3). Несомненно, имеется в виду боярин Б. Ф. Годунов, брат царевны Ирины Феодоровны и шурин буд. царя Феодора Иоанновича. В сер. XVII в. в Образной палате находилась икона «Девяти мученик, иже в Кизице» в басменном окладе с серебряными венцами, описание к-рой несколько отличается от того, что дано в «Описи имущества царя Иоанна IV». После посещения Образной палаты 2 апр. 7184 (1676) г. царь Феодор Алексеевич «сеи образ изволил взять… в свои великого государя хоромы» (Успенский. 1902. С. 20); судьба иконы во дворце, к-рый неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв., неизвестна. Композиция ее также неясна; возможно, к ней восходит прорись Сийского иконописного подлинника (кон. XVI в.), в к-рой К. м. без к.-л. атрибутов предстоят в 2 ряда Нерукотворному образу Спасителя.
Строительство храмов во имя К. м. могло способствовать написанию их икон. Первые из храмов, деревянные - в Казани (1688) и Москве (1698), были связаны с патриархом Адрианом, бывш. митр. Казанским и Свияжским, приславшим мощи К. м. («Кизикопольских», согласно надписи на утраченной иконе из казанского Кизического в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ря - Никанор (Каменский), архиеп. 1891. С. 11). Мощи были помещены в икону К. м., также присланную из Москвы от патриарха в 1693 г., как об этом можно было судить по надписи на иконе К. м. с частицей их мощей, некогда находившейся в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Успенского собора Астрахани (Там же. С. 13). Оклад на икону в казанском Кизическом мон-ре был сделан ктитором иером. Стефаном (Сахаровым) в нач. 90-х гг. XVII в. (возможно, между 1693 и 1695, годом присылки иконы с мощами К. м. и вклада драгоценной утвари). Оклад украшали «виршы» - надписи в стихотворной форме, вероятно сочиненные заказчиком, в которых прославлялись Пресв. Богородица и К. м. как Ее служители. Предположительно надписи были заключены в самостоятельные обрамления-картуши (?) на полях иконы. Эта икона в казанском Кизическом мон-ре не сохранилась, ныне ее заместительницей считается икона К. м. XIX в. (возможно, палехского письма). Сохранилась гравюра мастера Л. К. Бунина с изображением К. м. 1692 г. (Д. А. Ровинский указывает листы из Публичной б-ки, из собрания В. И. Даля и повтор 1801 г. из АН (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 575), ставшая образцом для копий (там же упом. гравированный лист «другого перевода» сер. XVIII в. из собраний А. В. Олсуфьева, Даля, из Публичной б-ки и АН, где все образы К. м. сопровождаются «виршами» - Там же. С. 576).
В Новое время почитание К. м. и строительство каменных храмов в их честь известно в городах Поволжья, Костроме, Романове (ныне Тутаев); их иконы получили широкое распространение. В иконописных подлинниках изображения К. м. могли отличаться друг от друга, но в сводном варианте предлагалась схема, характерная для большинства известных икон К. м. XVIII-XIX вв. Она была разработана на основе пространного Слова о мучениях К. м. из кн. «Спирида» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 332). Девять святых изображены в воинских и мирских облачениях: на 1-м плане коленопреклоненные, стоящие за ними обращены к полуфигуре Иисуса Христа в небесном сегменте, Который благословляет мучеников, над их головами написаны венцы, подобные царским коронам. На всех иконах сходны позы, жесты и одни и те же атрибуты у персонажей. Святые старшего возраста уподоблены апостолам («Феогнид, подобием сед, аки Андрей апостол... Руф... аки Матфе Евангелист» - Там же. С. 331), молодые - воину вмч. Димитрию Солунскому. На иконах XVIII в. могут преобладать резкие цветовые контрасты в соответствии с господствующим стилем барокко, как, напр., на иконе сер. XVIII в. костромского изографа И. Ф. Липина (ЦАК МДА), или изящные, в стиле рокайль, сетчатые золоченые орнаменты, как на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца); варьируются архитектурные детали фона: интерьер купольного храма, или перспектива в арочном проеме (Музей рус. иконы, Москва), или закрытые царские врата. В связи с почитанием К. м. как исцеляющих от «трясовицы» (лихорадки) большинство икон было наиболее востребованного небольшого размера. На иконе Липина в картуше у нижнего края помещен текст молитвы за «государыню Елизавет Петровну» и всех православных от «трясовицы». На иконе палехского письма кон. XVIII в. (частное собрание, Москва) с выразительным мелочным письмом «вирши» с подписями по традиции размещены в картушах по полям, в центре - патрональный святой, к к-рому, как и к Спасителю, обращены К. м.
В иконописных подлинниках Новейшего времени внешность и одеяния К. м. предписывалось передавать согласно национальным типам: «Феогнид: типа греческого... Руф: типа римского... Феостих: типа сирийского» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 263). В кон. XIX в. к иконе К. м. обратились вновь в связи с тем, что 29 апр. 1891 г., в день памяти этих мучеников, произошло покушение на цесаревича Николая Александровича в г. Оцу (Япония). На иконах, посвященных прославлению чудесного спасения наследника, образы К. м. были соединены с образом небесного покровителя буд. государя, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, как на иконе, написанной учителем рисования Оренбургской гимназии М. Н. Кормильцевым и поднесенной имп. фамилии (кон. XIX в., происходит из Аничкова дворца С.-Петербурга, ныне - Самарский обл. историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина). На совр. иконах, в т. ч. греч. письма, К. м. могут быть изображены в неск. рядов как воины, священники и миряне разных возрастов.