КИРИЛЛ II. Православная энциклопедия
Житие
В летописях К. не упоминается. Сведения о нем содержатся в кратком Проложном житии (под 28 апр.), некоторые известия биографического характера приведены в его произведениях. Проложное житие К. сохранилось в 2 редакциях. Текст 1-го вида является первоначальным, редакция 2-го вида дополняет его рядом небольших вставок. (Важнейшие отличия редакции 2-го вида: пояснение, что г. Туров «в Русстей стране тако нарецема»; именование св. кн. Андрея Юрьевича «Боголюбским» (а не «Боголюбивым»); указание, что К. «канон великий о покаание створе к Господу по главам азбукии».) Время написания Жития определяется по-разному. Большинство исследователей датируют памятник сер.- 2-й пол. XIII в., Сон Джонг Со относит его к рубежу XII и XIII вв., Б. М. Клосс - к кон. XIV - нач. XV в. На послемонг. период составления Жития указывает просьба автора к святому молиться об избавлении «от безбожных агарян, присно мучащих нас». Н. В. Понырко обосновала предположение, что Житие писалось за пределами Туровской земли. Возможно, местом его составления была Сев.-Вост. Русь, на что, по-видимому, указывают упоминания о кн. Андрее Боголюбском и нареченном Владимирском митр. Феодоре (Феодорце). По мнению О. В. Лосевой, написание Жития на Владимиро-Суздальской земле следует связывать с лит. славой К. Неслучайно, что автор Жития, хорошо знакомый с произведениями К., называет его вторым Златоустом: «Радуися, святителю честныи и учителю, другии златословесныи учитель нам в Руси восия паче всех!» (Лосева. 2009. С. 353).
Биография
К. род. и был воспитан в Турове в семье состоятельных родителей. Богатству и славе он предпочел изучение Божественного Писания. Приняв иноческий постриг, К. в мон-ре не только удручал свое тело постом и служением, но и наставлял монахов во всем слушаться игумена. Спустя нек-рое время он уединился в «столпе». Подвиг затворничества и труды по «изложению Божественных писаний» принесли К. известность. Вскоре по просьбе князя (имя в Житии не названо) и горожан он был хиротонисан во епископа Туровского. По мнению А. А. Мельникова, поставление К. было инициировано туровским кн. Георгием (Юрием) Ярославичем и произошло в 1159 г. (Святитель стал 2-м Туровским епископом с именем Кирилл - Кирилл I управлял Туровской епархией в 1114 - ок. 1120; см.: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989. С. 208.)
В Житии сообщается, что К. обличал «ересь» Феодора, нареченного по воле кн. Андрея Боголюбского Владимирским митрополитом. По всей видимости, К. выступал против незаконного изгнания с Ростовской кафедры еп. Леонтия II (Леона, Леонта) и учреждения во Владимире-на-Клязьме особой митрополии, управлять к-рой должен был Феодор. На это указывает сообщение Жития о том, что наряду с обличениями в адрес Феодора К. «многа посланья написа» кн. Андрею Боголюбскому (не сохр.) - главному виновнику изгнания еп. Леонтия II и инициатору создания независимой от Киева митрополии. В «Притче о человечестей души и о телеси» К. осуждает Феодора как «лжеепископа», к-рый «имени деля высока и славна жития на епископский взыти дерзну сан», а также его светского покровителя (т. е., очевидно, кн. Андрея Юрьевича). (Феодор высказывался за отмену поста в среду и пятницу, если они приходятся на Господские праздники, во время суда в Киеве «похулил» Богородицу; летом 1169 по приговору Киевского митр. Константина II Феодор был подвергнут казни: ему отрезали язык, отрубили правую руку и ослепили.)
Упоминание в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. Туровского еп. Лаврентия послужило основанием для некоторых исследователей отнести кончину К. ко времени до 1182 г. (И. П. Ерёмин, Т. А. Алексеева, О. В. Творогов и др.). Однако существование 2 посланий К. к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию (управлял мон-рем с 31 июля 1183) свидетельствует, что К. оставил кафедру и продолжал свою деятельность проповедника. В заголовке 1-го послания назван автор: «Кирила, многогрешнаго мниха, к Василию, игумену печерьскому»; 2-е произведение, сохранившееся в единственном списке (ГИМ. Син. № 935, XVI в.), озаглавлено «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме». Возможно, местом, где подвизался К. после оставления кафедры, был мон-рь во имя свт. Николая в Турове. На это указывает название одного из списков молитвенного цикла К.: «Молитвы умиленные Кирилла, мниха недостойна и многогрешна… сущаго у святаго Николы в Турове» (ЦАМ КДА. № 108, XVIII в.).
Сочинения
Творческое наследие К. по меркам домонг. рус. лит-ры обширно и многообразно, полного каталога его сочинений нет. К несомненным произведениям К. можно отнести послания: адресованное некоему иноку «Сказание о черноризьчьстемь чину от Вьтхаго Закона и Новаго», обращенные к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию «Повесть о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» и «Послание... о схиме», а также «Притчу о человечестей души и о телеси», в которой обличается Феодор и, возможно, кн. Андрей Боголюбский. Наибольшую славу К. принесли торжественные Слова, посвященные двунадесятым праздникам: Входу Господню в Иерусалим, Пасхе и Вознесению, а также воскресным дням послепасхальных седмиц (Фоминой, Жен-мироносиц, О расслабленном, О слепом, Св. отцов Первого Вселенского Собора). К. является автором ок. 30 молитв (в т. ч. «седмичных») и 2 канонов («Канон молебен Кюрила грешнаго», «Канон и стихиры на успение княгини Ольги, бабы Владимира»). Некоторые сочинения К. не сохранились, напр. упоминаемые в Житии послания к кн. Андрею Боголюбскому.
Принадлежность К. ряда произведений остается спорной. К ним относятся (по изданию М. И. Сухомлинова): «В неделю Пятидесятную поучение на Пришествие Святаго Духа и на святыя апостолы», «Того же Кюрилла наказанье», «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», «В неделю 19-ю слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», «В неделю 28-ю слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии», «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго, о страсе Божии», «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю», «Слово святого Кирила отца о первозданнем».
К. был выдающимся проповедником и писателем, для его сочинений характерны глубина богословской мысли, высокий уровень художественного мастерства. Руководствуясь визант. образцами христ. учительной лит-ры, он создавал оригинальные произведения, созвучные времени. К. хорошо знал и использовал сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Евсевия Александрийского, Григория Никомидийского, Феофилакта Болгарского, Симеона Метафраста, Георгия Амартола и др. К лит. особенностям творений К. можно отнести введение в повествование диалогов, интерес к аллегориям и притчам, использование различных стилистических приемов (аллюзия, амплификация, антитеза и др.). Свидетельством широкой известности сочинений К. является факт их включения (наряду с творениями отцов Церкви) в состав Торжественника.
Почитание
Почитание К. началось, вероятно, сразу же после его смерти первоначально в Туровской епархии. В Проложном житии К. имеется молитвенное обращение к нему как к святому. В составе Пролога 2-й редакции Житие К. получило широкую известность на территории всей Киевской митрополии. При составлении в XIV в. древнерус. редакций сборников уставных чтений (ГИМ. Чуд. № 20; Увар. № 589; РГБ. Троиц. № 9) в них включаются поучения К., которые почти полностью вытесняют переводные Слова на послепасхальный цикл. В указанных рукописях в заглавиях проповедей К. наряду с покаянными эпитетами: «грешнаго Кюрила мниха», «Кюрила, недостойнаго мниха» к имени К. добавляются и определения автора как святого: «святаго Кирилла», «блаженаго Кюрила», а в сб. ГИМ. Увар. № 589 уже во всех гомилиях к имени К. прилагаются эпитеты «блаженный» и «святой» (см.: Сон Джонг Со. 2004. С. 236-237).
Память К. под 28 апр. приведена в месяцеслове «святых Великой и Малой России» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. С. 4), в святцах нач. XVII в.; в святцах Коряжемского монастыря (1621) она указана под 30 апр. (ГИМ. Унд. № 237) (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 124). Житие К. 1-го вида вошло в издание Пролога 1643 г.
В 1878 г. по инициативе Минского и Туровского еп. Евгения (Шерешилова) состоялось торжественное празднование памяти К. как покровителя Минской епархии, было издано собрание его сочинений. К освящению придела во имя К. в соборе апостолов Петра и Павла в Минске еп. Евгений составил тропарь и величание святителю. К. упоминается как общецерковночтимый святой в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 14). В 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование Собору Белорусских святых (в неделю 3-ю по Пятидесятнице), в состав которого включен и К.
Наряду с прп. Евфросинией Полоцкой К. является наиболее почитаемым святым в Белоруссии. Ежегодно 11 мая в Турове проходит торжественное празднование памяти святителя с крестным ходом. В последние годы в честь К. было освящено неск. храмов в Туровской, Гомельской и Гродненской епархиях. В Нью-Йорке (в Бруклине) действует ц. во имя К. В 1996 г. открылась Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. В Белорусском Экзархате МП учреждены орден и медаль К.
В 1993 г. начало работу Гомельское областное об-во Кирилла Туровского. Благодаря деятельности об-ва были установлены памятники К. в Турове 11 мая 1993 г. и в Гомеле 4 сент. 2004 г., проведено более 20 международных научных конференций. При активном участии об-ва в 1999 г. была создана Гомельская специализированная Славянская б-ка. Славянская б-ка и об-во Кирилла Туровского награждены орденами К. (в 2007 и 2008 соответственно). В деятельности об-ва активно участвовал Гомельский и Жлобинский архиеп. Аристарх (Станкевич; † 2012).
Иконография
Иконописные подлинники описывают облик К. под 28 апр., напр.: «…подобием надсед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата, проста, ризы святительския, во омофоре, в руках книга» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 331). В пособии для иконописцев, составленном В. Д. Фартусовым, отмечено, что святой «…типа русскаго, преклонных лет, очень умен и кроток; с малою круглою бородой, волосы просты, лицем худ; в фелони и омофоре, на голове шапка с вышитым крестом, в руках книга»; на хартии предлагается писать изречение: «Чернец, иже не имеет послушания ко игумену, какоже обещался, не может быти спасен» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 262-263). Характеристика К. как человека преклонных лет (не средовека, но еще не старца) в святительском облачении и с Евангелием в руке сохраняется в большинстве дошедших до нас памятников, варьируются форма волос и бороды, жесты рук.
Несмотря на раннее формирование почитания К., первые сохранившиеся изображения святого относятся к XIX в. На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. (происходит из Черновицкой обл. Украины, хранится в НКПИКЗ) изображен средовек с короткой бородой в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, правой рукой благословляет, в левой держит свернутый свиток; надпись на нимбе: «Прп(д) Кирила Туро(в)».
В соборе во имя святителей Кирилла и Лаврентия в Турове находится икона 1-й пол. XIX в. в золоченом окладе с образами 2 Туровских святых. У К.- волосы чуть ниже плеч и округлая борода средней длины; правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.
К рекомендациям Фартусова близок облик К. на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), где он изображен в клейме со свт. Стефаном, архиеп. Сурожским, и со свт. Симеоном, архиеп. Новгородским. Облачен в охристые фелонь и омофор, расшитую камнями шапку; у него пышные, русые, слегка вьющиеся волосы и борода до середины груди, едва тронутая сединой. Перстом правой руки он указывает на раскрытую книгу в левой.
Изображение К. сохранилось в группе рус. подвижников XII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновление 70-х гг. XX в. и ок. 2010).
Редкий извод с образами 3 святых, прославившихся на белорусских землях, представлен на иконе «Свт. Кирилл Туровский, мч. Гавриил Белостокский, свт. Лаврентий Туровский» нач. XX в. письма В. П. Гурьянова (собрание И. В. Возякова). Серебряный оклад исполнен московским ювелиром К. И. Коновым. Др. икона такой иконографии (кон. XIX - нач. XX в. (?)) находится в минском соборе апостолов Петра и Павла. Она возвращена в 90-х гг. XX в. прихожанами после возобновления богослужений в соборе (возможно, была написана для освященного в 1878 придела во имя К. этого храма).
На созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. и 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) К. представлен в группе западнорус. чудотворцев.
Образ К., как одного из самых почитаемых белорус. святых, широко распространен в совр. белорус. церковном искусстве. После того как в 1984 г. по инициативе митр. Минского Филарета (Вахромеева) было установлено празднование Собору Белорусских святых, возник соответствующий иконографический извод, в к-рый обязательно включался образ К. Напр., он изображен слева в 1-м ряду на иконе кон. XX в., где белорус. святые представлены на фоне минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Ярашэвiч А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор. Мiнск, 2006. Ил. 43); его образ присутствует на аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы К.- крайний справа во 2-м ряду. В 1985 г. в храме блгв. вел. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде после реставрации были написаны образы белорус. святых К., прп. Евфросинии Полоцкой и прмч. Афанасия Брестского. Существует большое количество совр. единоличных икон К., поясных и ростовых. Образ святого неоднократно воспроизводился в совр. живописи, графике (напр., на белорус. почтовых марках) и скульптуре (бронзовая статуэтка 1999 г. скульптора А. В. Ботвинёнка). К. установлены памятники в Турове (1993, скульптор М. М. Иньков, архит. Н. И. Лукьянчик), в Минске, на территории Белорусского гос. ун-та (2001, скульптор И. Голубев), и в Гомеле (2004, скульпторы Л. Н. и С. Л. Гумилевские, архит. Н. Жлоба). Традиц. поясное изображение святого помещено на лицевой стороне ордена К., учрежденного Белорусским Экзархатом.