Преподобный Кирилл Новоезерский (Новгородский)

(Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.).

Житие К.
Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках.

Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. № 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

С распространением почитания святого связано появление редакций Жития К. за пределами Новоезерского монастыря. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. была создана Историческая редакция, известная в одном списке - ГИМ. Увар. № 429. Она представляет собой сокращенное жизнеописание святого в контексте истории царствований. В заглавии данной редакции упомянуто венчание на царство Алексея Михайловича (1645); повествование заканчивается чудом 1627 г., в котором описано моление царя Михаила Феодоровича у мощей К. о даровании наследника. Составитель текста пользовался ранним вариантом Основной редакции Жития и записью чуда 1627 г., к-рые он дополнил неск. фрагментами из Русского Хронографа 1617 г. и сведениями из грамот 1542, 1584 и 1627 гг. о царских пожалованиях Новоезерскому мон-рю. Проложная редакция вероятнее всего была составлена при подготовке к изданию в 1659 г. 3-й редакции Пролога, т. к. все известные списки (ок. 30) датируются более поздним временем. В данной редакции отсутствуют предисловие и повествование о прижизненных и посмертных чудесах К., имеются незначительные содержательные особенности (говорится о рождении святого от богатых родителей). В печатном тексте закрепилось неверное указание года преставления святого: вместо 1532 г. стал читаться 1537 г. Источником этого извода послужил вариант Основной редакции со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне Грозном. Другая сокращенная редакция Жития К. (Тихановская) помещена в сборнике РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. № 479. Повествование в этом списке доведено до времени основания монастыря, нет рассказа о преставлении святого. Скорее всего, создателем данного краткого Жития К. был составитель сборника, использовавший ранний вариант Основной редакции. В большом количестве списков (не менее 20) распространился текст «Пророчество», где описано преставление К. и его предсказание о грядущих бедствиях. В некоторых списках текст является повторением соответствующей главы Жития, в других он сокращен.

Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова); создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского.

До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте.

Биография

Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре. В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К. тогда, когда еще не была написана икона преподобного (Опись 1581 г. // Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 7 об.- 8). Родители узнали о местонахождении К. через 7 лет. Отец посетил его в монастыре через 12 лет после того, как К. покинул родительский дом. Отец святого остался в обители, принял постриг с именем Варсонофий и 3 года до смерти жил у сына в послушании. К внутренней хронологии Жития К. нужно относиться с осторожностью, т. к. все названные числа (7, 12, 3), видимо, имеют символический смысл. Мать К. перед смертью также стала инокиней с именем Елена. Похоронив родителей, еще при жизни прп. Корнилия Комельского († 1538) К. получил благословение наставника и отправился в паломничество по св. местам Русской земли. Как сообщает Житие, он обошел Поморье, где долго жил отшельником, московские, новгородские и псковские земли. В городах он вел образ жизни юродивого, никогда не останавливался в домах мирских людей, днем скитался по улицам, ночью читал Псалтирь, ходил босой, в «многошвеной ризе», посещал все церковные службы.
Уснув на паперти Успенской ц. в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, К. сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро. После 20 лет скитаний К. поселился на Красном о-ве Нового оз., где увидел огненный столп. В 1-м прижизненном чуде рассказывается, что прп. Александр Свирский послал к К. старца Никифора (вероятно, это был прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий, преподобные)), к-рый передал пустыннику благословение прп. Александра. В Первоначальной редакции сообщается об основании Новоезерского мон-ря 4 марта 1512 (7020) г., во всех остальных редакциях говорится, что обитель была создана 4 марта 1517 (7025) г. (возможно, разночтение возникло из-за включения или выпадения в дате буквы «есть», имеющей числовое значение 5). Сообщение Жития о 20-летнем странствии К. не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием прп. Корнилия Комельского: если вычесть 20 лет от даты основания Новоезерского мон-ря, то получится, что К. ушел из Комельского монастыря в 1492 или в 1497 г., между тем установлено, что прп. Корнилий основал свою пустынь в 1496/97 г. Землевладельцы Дей, Григорий и Давыд из дер. Шиднем уступили К. Красный о-в. Подвижник построил 2 кельи - себе и «на собрание братии» и воздвиг 2 церкви - в честь Воскресения Христова и в честь иконы Пресв. Богородицы «Одигитрия». Боярин И. В. Пеньков, исцеленный святым, дал ружную грамоту, по к-рой монастырь ежегодно получал 40 четвертей хлеба, 20 пудов соли, 2 пуда масла и 20 сыров.

На смертном одре в окружении учеников К. оставил пророчество о грядущих бедствиях, уготованных «земле нашей». После преставления святого почиталась принадлежавшая ему Следованная Псалтирь (ЧерМО. № 9-64; 361/373). Личные вещи преподобного впервые отмечены в монастырской описи 1632 г.: находившийся в храме Воскресения «у правого крилоса посох чюдотворцев», хранившиеся в ризнице «ризы самого чюдотворца Кирила Белого, ветхи и драны», «книга чюдотворца Кирила самого Псалтырь следованием, в полдесть, ветха» (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 82, 89 об., 97 об.).

Почитание

Согласно Первоначальной редакции Жития, сразу же после преставления святого начали совершаться чудотворения. Самое известное - чудо о царе Иоанне Грозном. К. явился царю во сне и велел не ходить в некую палату; царь потребовал, чтобы святой назвал свое имя, и тот назвался Кириллом Белым. На следующий день палата рухнула «и многих людей поби до смерти». Тогда царь велел пригласить к себе из Новоезерского монастыря игумена и старца, которые привезли икону К. Иоанн Грозный узнал святого и дал обители «впридачу к отчу даянию» земли вокруг мон-ря на 3 версты и 1 тыс. р. «на строение». Трудно сказать, каким реальным событиям соответствует этот рассказ: в описях монастырской казны не упоминаются грамоты Василия III Иоанновича («и что отец его, великий князь Василей Иоанновичь дал ему, Кириллу Белому, еще живу сущу, две деревни, Кобылино да Шиднем, на прекормление ему и братии»). Царские земельные пожалования предоставлялись мон-рю в 1542, 1551, 1581/82 и 1583 гг., «основной массив вотчинных владений монастыря сложился при Иване Грозном» (Сазонова. 2011. С. 68). Земельные пожалования, названные в чуде (деревни Кобылино и Шиднем), сопоставимы с теми, к-рые обозначены в грамоте 1542 г. (по этой грамоте мон-рь получил починки Кобылин и Олексин Бор (Алексин Бор), пуст. Ортюшино (Артюшино)). Во всяком случае, автор 2-й редакции чуда в нач. XVIII в. соотнес их с этой грамотой и на этом основании датировал чудо. Составитель чуда об Иоанне Грозном стремился «удревнить» монастырскую земельную собственность, указывая, что она получена при Василии III. Возможно, именно в сер. XVII в., когда вновь обострился вопрос о церковном землевладении (согласно Уложению 1649 г., мон-рям было запрещено расширять свои владения как покупкой земли, так и получением ее в дар), мон-рю необходимо было подтвердить свои имущественные права. Последнее, 19-е, чудо повествует об исцелении жителя Ростова, что свидетельствует о распространении почитания К. по всей Ростовской епархии. В Житии сообщается об обычае отмечать день памяти К.

В 1581 г. над мощами святого уже стояла деревянная часовня, у раки преподобного собирались пожертвования. В описи Новоезерского монастыря 1581 г. иконы К. не упоминаются. В описи 1614 г. зафиксированы 2 иконы преподобного: местный образ в Воскресенской ц. и икона-пядница в часовне. В 1612 г., когда обитель испытывала материальные трудности, средства собирали у населения ближайшей округи с некой иконой, возможно с образом К.: «Да Ондрей старец с образом собрал о чюдотворцове памяте» (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 662. Л. 19, 27, 79). В 1626 г. по монастырскому заказу были написаны 4 иконы К., по-видимому «раздаточные» (Там же. Л. 174 об.). Согласно описи 1628 г., на раке святого находилась его икона - вклад кн. И. М. Катырева-Ростовского (ГИМ. Увар. № 1116. Л. 14 об.).

В чуде, датированном дек. 1627 г., рассказывается: когда во время служения молебна у мощей преподобного подняли помост, чтобы, согласно установившейся практике, взять «персть», от мощей изошел «благовонный дым», видимый всеми собравшимися; одновременно совершились исцеления, о к-рых сообщили в Москву. Царь и патриарх поручили освидетельствовать чудо Ростовскому митр. Варлааму, а тот в свою очередь - настоятелю Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Филиппу. Все свидетельские показания были посланы в Ростов, затем в Москву. По-видимому, из Москвы пришло разрешение на установление почитания К.: в 1631 г. царь Михаил Феодорович дал вклад в монастырь - покров на гробницу святого. С нач. 30-х гг. XVII в. списками Жития и иконами святого стали благословлять монастырских вкладчиков, в это же время память К. была включена в месяцесловы Кириллова Белозерского мон-ря. Вероятно, служба К. была внесена в кирилловские обиходники при келаре Матфее (Никифорове): в принадлежавшем ему списке Устава 4 февр. указана полиелейная служба: «Поем Кирилу, чюдотворцу Новозерскому, без литии» (РНБ. Соф. № 1162. Л. 166, сер. XVII в.). В 1646 г. служба и память К. вошли в изданные московским Печатным двором Служебную Минею и святцы.

В нояб. 1649 г. в ходе строительства в Новоезерском мон-ре на средства боярина Б. И. Морозова нового каменного храма состоялось обретение мощей К. Этому событию предшествовало редактирование его Жития (создание позднего варианта Основной редакции) и службы (создание бденной редакции). Мощи были освидетельствованы Вологодским архиеп. св. Маркеллом, к-рый положил на гробницу покров и икону с изображением преподобного (ЧерМО. 9-65. 361/374. Л. 14). 20 окт. 1652 г. кн. И. Д. Милославский пожертвовал на гробницу святого лицевой покров (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 233 об.- 234). В 1652 г. мощи были перенесены во вновь отстроенный Воскресенский храм. В 1661 г. на средства Морозова изготовили деревянную раку с позолотой. Этому событию, вероятно, предшествовало создание Слова на обретение мощей К., в к-ром прославлялся не только преподобный, но и Морозов. В 1722 г. мощи К. были переложены в кипарисовую раку, изготовленную на средства царя Петра I Алексеевича (ГИМ. Муз. № 771. Л. 139-139 об.). В кон. XVIII в. московский гражданин А. И. Долгов и купец Васильев пожертвовали новую раку для мощей святого (Смирнов. 2004. С. 197). Ни одна рака не сохранилась.

В нач. XVIII в. было установлено неск. новых празднований К.: память обретения мощей - 7 нояб., для которой была написана новая служба, память перенесения мощей в Воскресенский храм - 22 авг. и в день, когда К. поселился на Красном о-ве - 5 марта. Согласно наблюдениям Е. В. Романенко, в сер. XVIII в. начало оформляться почитание Собора Белозерских святых, вследствие чего появились иконы с их изображениями и сборники их житий. К. изображен в числе др. белозерских святых на фоне г. Белозерска на иконе из собр. ЦМИАР и на иконе «Избранные Белозерские святые в молении Спасу Вседержителю» из частного собрания (Романенко. 2009). Однако в связи с тем, что Белозерье не выделилось в самостоятельную церковно-адм. единицу (в кон. XVIII в. оно было отнесено к Новгородской епархии), почитание этого Собора было утрачено.

С сер. XVIII в. К. наряду с прп. Кириллом Белозерским был самым почитаемым белозерским святым. Широкую известность получило чудо об исцелении от беснования крестьянина Борисоглебского на Устье муж. мон-ря Бориса Фригина (1754; существуют отдельные списки этого чуда): больного сначала привезли в ростовский Успенский собор, затем в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь, где в 1752 г. были обретены мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (об этом в повествовании не говорится) и наконец в Троицкий девичий мон-рь, после чего мучимый бесами ощутил лишь небольшое облегчение. Исцеление Борис Фригин обрел только после троекратного моления у мощей К.

Мощи К. были вскрыты в янв. 1919 г. и оставлены в храме. Согласно воспоминаниям С. М. Голицына, побывавшего на Красном о-ве в 1928 г., там жили 5 монахов, молившихся келейно. В 1929 г. мон-рь закрыли, в его постройках организовали лагерь для заключенных. Голицын не упоминает о мощах К., сейчас их местонахождение неизвестно. В наст. время в бывш. Новоезерском мон-ре находится колония для отбывающих пожизненное заключение, здесь имеется молельная комната, где совершаются молебны святому. Посвященная К. часовня действует в Белозерске. Престолы во имя К. освящены в ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Вологде и во Введенской ц. в Галиче - на родине преподобного.

Имя К. вошло в Соборы Костромских и Новгородских святых, празднование к-рым было установлено в 1981 г. (Собор Новгородских святых известен примерно с 1831). Несмотря на отсутствие офиц. утвержденного Собора Белозерских святых, верующие почитают их. Белозерские святые составляют деисусный чин в ц. во имя прп. Нила Сорского в с. Ферапонтове Кирилловского р-на Вологодской обл. (освящена в 2008).

Гимнография
Пение тропаря и кондака К. у его раки упомянуто в чуде 1627 г. Эти песнопения являются отредактированными тропарем и кондаком из первоначальной службы прп. Кириллу Белозерскому, созданной игуменами Христофором и Иннокентием. Впосл. тропарь и кондак К. были включены в службу на день памяти святого, самостоятельные списки тропаря и кондака известны только в поздней традиции. Все ранние рукописи Основной редакции Жития К. сопровождаются полным текстом службы на день его преставления - 4 февр.; очевидно, это связано с тем, что Житие и служба создавались одновременно. Житие было составлено не ранее февр. 1621 г. и не позднее 1628 г., вероятнее всего в 1624-1625 гг. Впервые рукопись со службой К. упоминается в описи Новоезерского мон-ря 1628 г. (ГИМ. Увар. № 1116. Л. 20).

Во всех ранних списках представлена полиелейная редакция службы. Она состоит из 6 стихир на «Господи воззвах», 4 стихир на литии, 3 стихир на стиховне и 3 седальнов. Канонов в службе 2, оба 2-го гласа, без акростиха, с седальном по 3-й песни и кондаком с икосом после 3-й. Завершалась служба седальном по канону и 3 стихирами на хвалитех.

Установлены 12 служб святым, использованных составителем полиелейной редакции: службы Ионе Пресвитеру (22 сент.), Герасиму Иорданскому (5 марта), Венедикту Нурсийскому (14 марта), Илариону Новому (28 марта), Зосиме Соловецкому (17 апр.), Феодору Трихине (20 апр.), Пафнутию Боровскому (1 мая), Ефрему Перекомскому (16 мая), Кириллу Белозерскому (9 июня), Фоме Малеину (7 июля), Акакию, иже в Лествице (7 июля), Моисею Мурину (28 авг.). Из них составитель службы К. заимствовал либо небольшие части: 2-3 стихиры или тропари канона (из служб Пафнутию Боровскому, Герасиму Иорданскому, Илариону Новому, Моисею Мурину, Фоме Малеину и Акакию, иже в Лествице), либо более значительные части, напр., каноны из служб Венедикту Нурсийскому, прп. Ионе Пресвитеру и Ефрему Перекомскому, икос из службы Зосиме Соловецкому, все славники из службы Кириллу Белозерскому. В силу несамостоятельности службы К. ее содержание почти не зависит от Жития и отражает типические черты биографии преподобных отцов. Редакторская правка в службе К. минимальна, поэтому в ней обнаруживаются элементы, не находящие отражения в Житии К. и даже ему противоречащие. Напр., в службе говорится о чудесном изведении источника по молитве К., о его способности воскрешать мертвых. Упоминание этих чудес в Житии К. отсутствует, их источником послужила служба прп. Венедикту Нурсийскому. Кроме того, в службе К. вслед за службой Кириллу Белозерскому главным монастырским храмом названа церковь, посвященная Божией Матери, тогда как в Новоезерском мон-ре соборным храмом всегда являлась ц. Воскресения. И наконец, в службе К. говорится о том, что дети святого вслед за ним пришли в мон-рь. Согласно Житию, детей по плоти у святого не было. Упоминание о детях появилось в результате обращения автора к службе прп. Ионе Пресвитеру. В службе К. следовало говорить о постриге родителей святого, но автор об этом умолчал. Данная служба К. вошла в печатную Служебную Минею (1646), используется в наст. время (Минея (МП). Февр. С. 156-172).

В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. № 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. № 690/767; РНБ. О.I.236).

В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. № 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого.

Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач. 80-х гг. XX в.: Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 200-212. Наиболее ранний список службы содержится в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. № 4660). Службу, судя по заголовку, использовали 3 раза в году для местного почитания святого: 7 нояб.- в день обретения мощей, 22 авг.- в день перенесения мощей в новый каменный храм и 4 или 5 марта - в день, когда преподобный поселился на Красном о-ве. Служба на обретение мощей - полиелейная, имеет ряд текстуальных совпадений с редакцией службы на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8 авг.), представленной в рукописи: РНБ. Соф. № 452, нач. XVIII в. («Соловецкий патерик»), несмотря на то что последняя служба бденная.

Самая ранняя молитва К. находится в сборнике Житий вологодских святых (ГИМ. Щук. № 435, 3-я четв. XVII в.). Составитель сборника после Жития К. поместил молитвы Господу Иисусу Христу и Пресв. Богородице, составленные, по его утверждению, К. (в Житии К. этих молитв нет), затем молитву, обращенную к К., но она в сборнике прерывается вместе с окончанием листа. Указанные молитвословия известны в единственном списке. Напротив, созданная вместе с Лицевым сборником молитва: «О Божественная, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненая, преподобне отче…» известна во множестве списков. В сборниках, посвященных К., эта молитва, вероятно, заменила собой службу преподобному, к-рая с нач. XVIII в. переписывалась все реже.

Следующая по времени появления молитва «О преподобный и богоносный отче наш Кирилле, помилуй мя и помолися о мне, грешнем» - читается в сборнике РГБ. Унд. № 327, 1-я четв. XVIII в., воспроизведена в сборниках иеродиак. Кириака (Ястребенского), создавшего цикл молитвословий К. В сборнике ГИМ. Муз. № 771, 1746 г., 1-я молитва к К.- из Лицевого сборника, последняя - из сборника РГБ. Унд. № 327; 2 другие, вероятно, были составлены Кириаком: «О преподобне отче и всеблаженне авво великий Кирилле…», «О священная главо, преподобне отче преблаженне авво Кирилле великий…» (последняя написана как моление монастырской братии). Завершается цикл молитв тропарями и кондаками на день преставления и на день обретения мощей К. При создании сборника ГИМ. Барс. № 851 иеродиак. Кириак добавил еще одну молитву к К. Нек-рые из этих молитвословий переписывались позднее составителями др. сборников (РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. № 449; РГБ. Муз. № 4660; Собр. А. Н. Попова. № 90).

Широкое распространение получил акафист К., изданный в 1860 г. Почти не известен акафист, написанный в сер. XVIII в., вероятнее всего в связи с подготовкой Лицевого сборника РГБ. Муз. № 4660. Акафист помещен внутри богослужебного последования со стихирами и каноном. Текст заканчивается «плетенкой», в к-рой автор зашифровал свое имя: «Блаженному Кириллу иерей недостойный Василий Лапсирский (Лапрский, Лаврский? - Т. К.). 1756» (дата указана дважды: слав. буквами и цифрами). Лит. образцом для иерея Василия послужил акафист свт. Николаю Чудотворцу, неоднократно переиздававшийся в XVIII в. в Киеве в сборниках канонов и акафистов. Сведения о К. иерей Василий заимствовал из Жития преподобного. В акафисте пересказываются чудеса о нападении разбойников, о сослужившем К. ангеле, о кн. Пенкове, о царе Иоанне Грозном, упоминается «неложное пророчение» святого.

Иконография

Иконография К. складывалась в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., хотя большинство известных изображений преподобного датируется более поздним временем (о первых иконах К. см. разд. «Почитание»). В описях Новоезерского монастыря указаны иконы, находившиеся в храме и часовне («настоящей болшей преподобного чюдотворца Кирила Белого Новозерского на празелене… над ним Спасов образ» - вероятно, иконографический образец для последующих произведений); накануне и после обретения мощей святого для обители были написаны десятки «раздаточных» икон «на вохре» (Карбасова. 2011. С. 207, 213-214). В 1641 г. образ К. уже был включен в роспись Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (артель мастера И. А. Елепенкова (Любима Агеева) - Кочетков. Словарь иконописцев. С. 207-208). В 50-х гг. XVII в. иконографический диапазон расширился: помимо единоличных икон преподобного упоминаются житийные и деисусные образы, иконы Божией Матери «Одигитрия» с фигурой К. на поле, совместные изображения К. с преподобными Кириллом Белозерским, Зосимой и Савватием Соловецкими и др. (Опись Кирилло-Новоезерского мон-ря 1657 г. // Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1998. Вып. 2. С. 142-161; Карбасова. 2011. С. 215-216).

Наиболее ранним известным памятником с образом святого является шитая пелена нач. XVII в., поступившая в Новгородское епархиальное древлехранилище из Кириллова Новоезерского мон-ря (НГОМЗ; см.: Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003. С. 54. Кат. 28). К. изображен прямолично, в рост, в коричневой мантии выше колен и со сдвинутой вправо схимой, куколь лежит на плечах. Волосы святого темно-русые, без проседи, лоб высокий с залысинами, длинная борода сужается на конце, персты отведенной в сторону правой руки сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток. Уже в это время существовали такие отличительные особенности иконографии К., делающие его облик узнаваемым, как средний возраст, короткая мантия и босые ноги - очевидно, отражение сведений о длительном странничестве преподобного и напоминание о чуде исцеления кн. И. Пенкова, когда К. «бос служаше и в раздранней ризе». На верхней кайме вышит образ Спаса Нерукотворного. Пелена выполнена преимущественно шелковыми нитями «в раскол» и «в прикреп». Эта иконография воспроизведена и на хоругви 1678 г. (вклад в мон-рь царевны Татьяны Михайловны, ЧерМО; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 11), где фоном является пейзаж с храмом, кельей, деревьями и облаками, а на обороте вышит образ «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (престольный праздник обители).

Сохранилось 2 шитых лицевых покрова с фронтальным ростовым образом К. На покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; см.: Хауштайн-Барг Е., Бенчев И. Музей икон в Рекклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 284. № 305) он облачен в охристую рясу и близкую по тону светло-коричневую мантию ниже колен, синяя схима с крестами сдвинута набок, голова не покрыта. У преподобного средней величины борода, немного волнистая и сужающаяся книзу, и светло-русые волосы, вероятно с гуменцом, пальцы правой руки сложены в двуперстном благословении, в покровенной мантией левой руке - вертикально расположенный свиток. В наст. время из-за отсутствия точной даты не представляется возможным отождествить этот покров, приобретенный музеем в 1960 г., с одним из вкладов в Новоезерский мон-рь. Др. покров был создан в 1652 г. в мастерской царицы Марии Ильиничны Милославской и вложен в обитель ее отцом боярином И. Д. Милославским в память о родителях (ЧерМО). Тип лика К. близок к более ранним изображениям, фигура коренастая и немного сутулая, короткая коричневая мантия контрастирует с более светлым тоном рясы, благословение двуперстное, в левой руке - серый свиток, небольшие ступни ног широко расставлены. Над головой святого, как и на пелене, вышит образ Спаса Нерукотворного.

В иконописных подлинниках под 4 февр. облик К. сравнивали с внешним видом святителей Василия Великого, Николая Чудотворца и прп. Александра Ошевенского. Так, в рукописи посл. четв. XVII в. сказано: «Образ аки Николая, брада поострее, надсед, в схиме, мантия коротка, ряска празелень, бос, в руках свиток, а в нем писано: «Божественным духом подвизаем»» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 74 об.; аналогичное описание с добавлением: «…брада менши Александра Ошевенскаго» - в ркп. 3-й четв. XVIII в., РНБ. О.XIII.1. Л. 56). В подлинниках кон. XVIII - 40-х гг. XIX в.: «…надсед, брада менши Василия Кесарийскаго, на плечах схима, в мантии малой, ряска празелень, бос, в руках свиток…» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 106; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 78 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 119 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 265); «…рус, брада короче Васильевы, на конце поуже, мантия до пояса, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 65). Иногда указано местоположение обители: «…30 верст от Кирилла Белоезерскаго» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 70-71). В нач. XX в. в пособии для иконописцев худож. В. Д. Фартусов отметил, что в академической традиции К.- «глубокий старец с большой проседью, с узковатою, средней величины, бородой; в убогом подряснике, короткой мантии, в куколе»; для надписи на свитке рекомендован текст: «Вы же, отцы и братие, молитеся со слезами Богу и Пречистей Его Матери о державе Российския земли» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 178).

Существует неск. изводов иконографии К. Первый представляет святого в рост, прямолично, на условном золотом или цветном фоне, благословляющим, со свитком в левой руке. На иконах запечатлены характерные черты внешнего облика К. и его одеяния. Так, подписной образ кисти московского мастера Феодота Ухтомского из ц. Спаса Нерукотворного Влахернского мон-ря под Москвой (1704, МЗДК; см.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 35, 318. Кат. 5; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 681-684) повторяет иконографию ранней пелены, за исключением проседи в волосах и бороде К. и деталей рисунка (босые ноги святого широко расставлены, схима расположена по центру, пояса нет). Изображение тоже сопровождается образом Спаса Нерукотворного на верхнем поле, линия позема округлая, на свитке текст: «Не скорбите убо о сем, братие но посем размвайте»; в надписи К. именуется новоезерским чудотворцем.

Единоличные иконы-пядницы К. этого извода сер.- 2-й пол. XVII в. и 1-й пол.- сер. XVIII в. (КБМЗ) происходят из Кириллова Белозерского мон-ря. На образе нач. XVIII в. из Даниловой пуст. на Выге (МИИРК; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 22) подножием является пустынный остров, окруженный водами. На иконе под записью кон. XIX в. позем украшен цветами и травами (ЖМП. 1984. № 2. Вкл.). На нек-рых иконах К. показан в молении Спасителю на серебряном фоне без пейзажа (1-я пол. XIX в., частное собрание). Особым памятником в иконографии святого является образ кон. XIX в. из часовни во имя К. в Белозерске, исполненный в академической манере - седобородый святой предстает храмоздателем с церковью в руках, его голова покрыта схимническим куколем; надпись: «Св: Пр: Кириллъ Новоезерскiй.». Поясные образы преподобного к наст. времени не обнаружены.

Наиболее распространенный извод с образом К. на фоне основанной им обители на Красном о-ве Нового оз. имеет 2 иконографических варианта: с фронтальной фигурой святого и его изображением вполоборота влево, в молении. Практически все известные иконы-пядницы этого извода были созданы местными вологодскими и белозерскими мастерами. Две иконы 1-го типа посл. четв. и кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 66, 71) идентичны по композиции: фоном для расположенной в центре фигуры святого с разведенными в стороны руками (в левой - развернутый свиток: «Не скорбите убо…») является панорама острова с пятиглавой Одигитриевской и шатровой Введенской церквами (почти у ног К.), без монастырской ограды, вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Архитектура храмов соответствует исторической действительности, как отчасти и на иконе 2-й трети XIX в. (ЦМиАР), где по окружности острова расположено 10 келий.

Более точно особенности монастырского ансамбля воспроизведены на иконах 2-го типа: К. со свитком или с четками в руке написан не на острове, а на берегу, в молении Иисусу Христу в облачном сегменте, либо иконе Божией Матери «Одигитрия» (Смоленской или Тихвинской), а стены монастыря, представленного с верхней точки обзора, буквально омываются водами Нового оз. С разной степенью достоверности изображались все храмы обители: Воскресения Христова с приделом К. и колокольней, иконы Божией Матери «Одигитрия» и прп. Алексия, человека Божия, праведных Захарии и Елисаветы, апостолов Петра и Павла (подробнее об этапах строительства мон-ря и их отражении в иконописи см.: Хрусталёв. 2000). К этой группе памятников относятся произведения кон. XVIII - сер. XIX в. из собраний ВГИАХМЗ (происходят из вологодских церквей), ГЭ, КБМЗ, ЧерМО, ЦМиАР (см., напр.: Петрова Т. Г. 2000. С. 70-71; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 38-39, 111-113. Кат. 26-28). Изредка на берегу озера тоже показан храм - Тихвинская ц. на Кобылиной горе, где хранилась принесенная К. икона Божией Матери. Вид Новоезерской обители, восстановленной после пожара 1906 г., запечатлен на иконе 1916 г. (частное собрание, Тотьма; см.: Хрусталёв. 2000. С. 61).

На небольших «раздаточных» иконах (напр., нач. XIX в., АМИИ), выполненных с приемами скорописи, К. иногда изображали без мон-ря, предстоящим Спасителю на берегу озера. Исторически точное изображение обители с фигурой К. встречается в тиражной графике, напр., на с.-петербургской литографии с цензорским разрешением 1874 г. (ГИМ, КБМЗ; см.: Куликова. 2009. С. 17) обитель освещается лучами от Тихвинской иконы Божией Матери.

Особый тип иконографии К. на архитектурном фоне возник на родине К. в Галиче, где в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы был освящен придел во имя святого. На храмовой ростовой иконе этого придела, исполненной в нач. XX в. в технике масляной живописи, К.- седовласый старец с бородой средней величины, в длинной мантии и схиме коричневого цвета, без куколя, правая рука на груди, в левой - четки. Фон пейзажный, слева к надвратной церкви и белокаменному храму от берега ведет дорога. Др. образ из Введенской ц. покрыт латунным окладом с позолотой: крупная фигура К. (волнистые волосы спадают на плечи, борода с проседью) занимает левую часть композиции, в правой руке он держит свиток, левой указывает на образ Божией Матери «Одигитрия». В правой части оклада - чеканное изображение небольшого озера и обители с кирпичной колокольней и широким пятиглавым собором, к к-рому поднимаются от ворот ступени лестницы. Хотя во внешности святого характерные иконографические признаки отсутствуют, архитектурные образы, очевидно, передают реальные впечатления от построек Новоезерского мон-ря и галичских храмов. На этих иконах святой именуется Новоозерским или Новозерским.

Несколько больших житийных икон К. различаются по количеству и составу клейм. Наиболее ранним в этом ряду является образ святого с 18 клеймами жития сер. XVII в. (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47), стоявший в местном ряду иконостаса Воскресенского собора Новоезерской обители (упом. в переписной книге 1857 г.- Арх. СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 213-213 об.). Средник с традиц. ростовым изображением преподобного окружают клейма в следующем порядке: рождество К.; крещение К.; встреча отрока К. со старцем по пути в Корнилиев Комельский мон-рь; приход К. в Корнилиев Комельский мон-рь; монашеский постриг; К. испрашивает прощение у отца; чудо о старце Никифоре, пришедшем от прп. Александра Свирского; чудо о разбойниках; чудо во время литургии; исцеление кн. Ивана Пенкова; исцеление «оком болящей» Анны; чудо о Евдокиме; чудо о похищении колоколов; исцеление бесноватого Федора; чудо о прельщенной жене; преставление К.; погребение К.; посмертное чудо К. (исцеление старца Кириака).

Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ).

Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами (Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

Сюжетные композиции с образом К. встречаются и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи ок. 1715 г. из б-ки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (ЧерМО; см.: Соловьёва. 2006; Карбасова. 2011. С. 257, 261, 295, 299, 303, 305. Вкл. Ил. 14). В Житии 1804 г. (ЧерМО, см.: Хрусталёв. 2000. С. 58; Рыбаков. 1995. С. 47) проиллюстрированы мн. чудеса К. На титульном листе преподобный изображен в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой - развернутый свиток. Панорама мон-ря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью.

Изредка - гл. обр. в вологодских храмах - образ К. вводился в деисусный чин иконостаса. Напр., в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с прп. Никодимом Кожеезерским - икона значится среди произведений, поступивших в АМИИ из ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Сырья (бывш. Сырьинский мон-рь; см.: Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 276. № 474; сохр. также икона блаженных Василия и Максима Московских). К редким иконографическим сюжетам относятся образы Спаса Смоленского с припадающими прп. Кириллом Белозерским и К. сер. XVII в. (ок. 1645 (?), из местного ряда иконостаса ц. свт. Епифания Кипрского, КБМЗ), с прп. Александром Свирским и К. (вероятно, кон. XVII - нач. XVIII в. под записью, АМИИ), с К., прп. Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание).

Упоминания об образах К. иногда встречаются в описях мон-рей и церквей Вологодской епархии. Согласно описи имущества «старого» Покровского и Глушицкого Сосновецкого монастырей 1775 г., «штилистовый» образ прп. Кирилла Белозерского и К. находился на одном из столбов собора преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты / Авт.-сост.: М. С. Черкасова и др. Вологда, 2011. С. 226). Известно, что в 1742 г. исполнение пядничной иконы прп. Кирилла Белозерского и К. было заказано М. Ф. Каргопольцеву - старшему мастеру иконописной службы Кириллова Белозерского монастыря в 30-40-х гг. XVIII в. (Лелекова О. В. Материалы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв. // ДРИ. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. 1989. С. 176). Иконы К. хранятся в храмах Вологодской епархии, напр. в посвященном ему приделе ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (кон. XIX - нач. XX в., см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 25). Однако в позднее время мастера не всегда учитывали специфические особенности иконографии К.

Со 2-й пол. XVII в. получили распространение парные изображения К. с к.-л. вологодским или северным преподобным. Вместе со своим современником, прп. Александром Свирским, К. написан на иконе ок. 1696 г. из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ; между фигурами - текст «Похвала Пресв. Богородице»); вместе с прп. Кириллом Белозерским - на прориси с иконы XVII в. (БАН. Собр. воспроизведений. № 751. Л. 14). На иконе «Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» 2-й четв. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ; см.: Возрожденные шедевры. 1998. С. 51. Кат. 111) образ К. сохраняет характерные иконографические особенности (бос, мантия короткая, куколь на плечах, волосы без проседи), его руки сомкнуты на груди. Святые представлены на фоне пейзажа с панорамой Кириллова Белозерского мон-ря, вверху в картуше - образ Воскресения Христова, напоминающий о посвящении главного престола Новоезерской обители. Икона прп. Нила Столобенского и К. (кон. XVIII в., ВГИАХМЗ) дополнена образом Божией Матери «Троеручица» и изображением 7 спящих Эфесских отроков.

Один из ранних памятников с образом К. в составе избранных святых - нижегородская икона сер.- 2-й пол. XVII в. из Музея христианских древностей имп. АХ (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 232. Кат. 202). Икона-крест «Избранные святые» (К. на правом поле), согласно подписи, исполнена в 1853 г. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) (КБМЗ). Необычным памятником шитья является епитрахиль XIX в. с перенесенными на нее более ранними образами избранных и Белозерских святых, в т. ч. К. (КБМЗ).

На рубеже XVII и XVIII вв. появились отдельные образцы иконографии «Собор Белозерских святых». Возможно, одной из самых ранних в этом ряду была икона «Белозерские чудотворцы» кон. XVI в., сохранившаяся в прориси (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. № 96. Л. 108 - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137. № 50). Основатели монастырей и пустыней в землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Др. работой местного мастера с образом К. является миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленная в складень с изображениями Покрова Пресв. Богородицы и архангелов Михаила и Гавриила (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13).

Большая икона с образом стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., привезена из экспедиции в 1989; Белозерский КМ). К. представлен в коленопреклоненной молитве в левой части композиции; хотя икона покрыта слоем потемневшей олифы, его облик узнаваем благодаря темно-русым волосам и короткой (практически до пояса) мантии. Иконы Собора Белозерских чудотворцев посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске схожи по композиции; К. изображен в 1-м ряду крайним справа, за прп. Кириллом Белозерским, обеими руками сжимает свиток (на поздней иконе голова покрыта куколем).

В живописной манере решена икона «Избранные Белозерские чудотворцы» (1837-1838, мастер Н. Милавин) из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре. Кроме прп. Кирилла Белозерского и К. (руки сомкнуты в католич. жесте моления) слетающему в виде голубя Св. Духу предстоят преподобные Нил Сорский и Ферапонт. На иконе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне К. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Филиппом Ирапским и Нилом Сорским; жесты его рук необычны - правая лежит на груди, в опущенной левой - книга. В подобных композициях К., как правило, писали в центре, напротив прп. Кирилла Белозерского.

Довольно редко образ К. включали в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Он представлен, напр., на иконах XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье и из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (обе в собрании ВГИАХМЗ), на образе посл. четв. XVIII в. из Мезенского р-на (АМИИ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) К.- крайний справа в 1-м ряду, рядом с прп. Нилом Сорским. В композиции «Собор Новгородских святых» К. изображен, напр., на иконе нач. XVIII в. из гатчинской дворцовой церкви (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619), на большой иконе-пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, куда включены мн. Белозерские чудотворцы (руки К. сложены крестообразно на груди), и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902).

Иногда К. писали на полях икон и киотов, как, напр., на правом поле иконы «Свт. Николай Великорецкий, с избранными святыми» (1670, из ц. Преображения с. Борисоглебского на р. Ирме, ЧерМО) или слева на внутренней раме складня-кузова с образами избранных святых кон. XVII - нач. XVIII в., в центр которого помещена икона Божией Матери «Одигитрия» сер. XVII в. (собрание А. Д. Липницкого). Тихвинский автор складня не учел типичные особенности иконографии К.

В составе минейных циклов К. представлен, напр., в верхнем ряду иконы «Минея на февраль» кон. XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков. 1995. Кат. 79); в одном клейме с прп. Исидором Пелусиотом - на листах из гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1714 и 1722 гг. (раскрашенные экземпляры 2-й четв. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. С. 37, 41, 48. Кат. 33.6, 34.6); на святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 200, 307).

Изображения К. часто входят в состав сонма руских святых (в правой части 1-го ряда) на иконах выговских мастеров: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70); 1-й четв. XIX в. из собрания Г. Лепса (Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34); 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На старообрядческой иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), по-видимому, К. («Прп(д) Кирила Нов») представлен крайним справа в 3-м ряду; на образе Российских чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 144-147. Cat. 53) он написан в 4-м ряду около прп. Кирилла Белозерского. Необычный ростовой образ К. в куколе, спадающем за плечи, есть на одной из минейных икон рус. святых под «строгановские письма» из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (кон. XIX в.; ГМИИРТ).

Примерами интерпретации образа К. в монументальной живописи являются одна из композиций с подвижниками XVI в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010); росписи 70-х гг. XIX в. в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81); стенописи вологодских церквей (ц. вмц. Екатерины с приделом К.).

В XX в. к образу святого обращалась мон. Иулиания (Соколова) в разработанной ею по благословению свт. Афанасия (Сахарова) композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие». К. написан во главе группы Белозерских чудотворцев на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1960 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. Aldošina. [Iyväskylä], 2000. P. 42) ростовой образ К. помещен под 7 нояб. вместе с образом прп. Зосимы Ворбозомского. Прорись с фигурой К. для Миней МП подготовили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 157).

Образцы совр. иконографии К. в древнерус. традициях имеются, напр., в ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (единоличный образ из иконостаса, надвратная роспись), в ц. прп. Нила Сорского в Ферапонтове (оплечный образ из деисусного чина в иконостасе вместе с прп. Зосимой Ворбозомским), в ц. Богоявления в Белозерске (икона с видом обители), в Преображенском соборе Соловецкого мон-ря (икона из пядничного ряда иконостаса; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 23-24, 26-29). Изображение К. присутствует также в различных композициях с Вологодскими чудотворцами, на иконах Соборов Новгородских и Костромских святых (2001, мастер Е. П. Тисов, Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Вместе с прп. Корнилием Комельским он изображен на бронзовом рельефе креста, установленного на месте разрушенного Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (1997, скульптор А. В. Климков).

Наверх