Проповеди на праздники:


Христианство основывается не на одной только вере, но и на опыте

I. Речи атеистов против религии:

«В религии всё держится на слепой вере. Верь и не рассуждай. Верь в Бога, в диавола, в существование души, рая, ада и многое тому подобное. Почему религия не покажет нам Бога, души, рая? Мы принимаем только то, что можем подтвердить собственным опытом. Вот мы верим науке, потому что она дала нам аэропланы, автомобили, радиотелеграф и т.п. Когда мы будем видеть Бога и душу так, как мы видим аэропланы, тогда мы и поверим, что есть Бог, душа» и т.п.

II. Ответ атеистам:

1) В области обычного и научного опыта есть нечто, видимое и понятное всем (например, все видят солнце, дышат воздухом), но есть немало и такого, что доступно только некоторым людям – специалистам, учёным. Так, например:

а) Существуют различные планеты, которых мы не видим, ибо не имеем телескопов (увеличительных стёкол). Мы не знаем, сколько вёрст к Солнцу, Луне и звёздам. Неизвестно нам всё то, что знают учёные о небесном пространстве, ибо мы этим не занимаемся, не имеем к сему ни средств, ни приборов, ни времени. И если что-либо говорим об этом, то говорим, слепо веря учёным, что то, что они нам рассказывают, действительно истина.

б) Так же обстоит дело и с медициной. Наше собственное тело для нас тайна: мы, обыкновенные люди, даже не знаем и не можем определить, почему мы заболели, что именно у нас болит, как вылечиться. Во всех этих случаях мы обращаемся к врачам, слепо доверяя им. Скажут они принимать яд – мы принимаем; велят делать прижигания – делаем; велят поститься (диету) – постимся; скажут, что нужно отрезать руку и вскрыть живот – повинуемся им. Мы, слушая около кровати больного речи врачей, пересыпанные латинскими словами, даже не смеем спрашивать, что обозначают эти непонятные слова.

в) Возьмём математику. Разве не тайной для большинства из нас являются различные математические формулы, вычисления и чертежи?

г) А что поймёт не специалист в непонятных формулах химии, чертежах и планах инженеров, рецептах врачей и т.п.?

д) Итак, большая часть научных знаний – есть достояние только учёных, и притом специалистов. Не каждый ученый всё знает: доктор, знающий различные болезни и средства лечения их, может ничего не понимать в технике, астрономии и механике. И наоборот, учёный – инженер или профессор ботаники могут быть совершенными невеждами в медицине, астрономии и других науках, не имеющих отношения к их специальности.

е) Для того же, чтобы всё знать в определённой науке, надобно усиленно заниматься этой наукой.

2) Точно также и в жизни духовной и в христианской религии.

а) И здесь есть нечто, что доступно всем. Так, все люди чувствуют «Нечто», какую-то «Высшую Силу»; чувствуют также, что человек не может окончательно уничтожиться, т.е. что он не состоит из одной только материи. Но кроме сего есть и большие знания, и высшие чувствования. Ими обладают специалисты, духовные учёные, т.е. подвижники, святые, посвятившие всю свою жизнь «духовному опыту».

б) Как врачи, изучая медицину, научаются распознавать различные болезни и излечиваться от них; как астрономы, исследуя небо, знают многие кометы и планеты; как химики, разлагая различные тела на составные их части, знают из чего что возможно создать, так и в духовной жизни только те люди знают тайны этой жизни (Бога, душу, ангелов и мн. др.), которые свою жизнь посвятили духовным подвигам и трудам. Как человек, не изучающий медицины, не будет доктором; не знающий арифметики, не станет математиком; не знакомый с математикой, не может быть инженером-строителем или астрономом, – так и человек, не отдающийся религии, не живущий по её законам, не сможет познать Бога, душу, рай, ад и др. духовные истины.

III. Как мы доверяем учёным, также и ещё более должны верить христианским подвижникам.

1) Оттого, что мы не видим многих планет, о которых нам говорят учёные или не знаем состава лекарств, приписываемых врачами, – от этого мы их не отрицаем. Мы этому не учились и принимаем всё со слепой верой. И как часто принимаем от врачей лекарство, которое вредит нам. Однако, несмотря на частые ошибки учёных и докторов, мы доверяем им, следуем их советам и указаниям, и на мир смотрим их глазами.

2) Так же должно поступать и в духовной жизни. Здесь должно довериться христианским подвижникам и пойти тем путём, каким шли они и какой указывают нам. Посвятивши всю свою жизнь духовным подвигам, они дошли до того, что видели Бога, душу человека, ангелов, диаволов и многое другое из духовного мира. Что они не обманывали, это видно из их святой жизни и из того, что перед самой смертью (когда нет никакой выгоды обманывать), они не отказывались от своих слов. Хочешь сам убедиться – иди путём, указанным святыми, и ты увидишь, правду ли они говорят. Те же, которые не живут так, как велят святые, и в то же время отрицают то, что они говорят, бывают подобны тем неразумным, которые стали бы отрицать существование электрического освещения только потому, что в их деревне его нет.

Хочешь ли проверить слова и советы святых Православной Церкви – иди путём христианской жизни; хочешь ли видеть Бога – исполняй евангельские заповеди о духовной нищете (смирении), плаче о грехах, кротости, алкании и жаждании правды, милосердии; и когда достигнешь чистоты сердца – тогда и Бога узришь.

IV. Заключение:

Итак, одного я хочу от вас: чтобы вы и в духовной жизни поступали также разумно, как поступаете в обычной.

Если вы верите доктору, прописывающему вам неизвестное лекарство, и принимаете его, то верьте и духовным врачам – подвижникам христианства, и их духовные лекарства и советы принимайте. Идя их путём, постом, молитвами, покаянием и многими подвигами, вы уготовите свою душу к тому, что она и Бога узрит и достигнет высшего, духовного мира.

Проповеди на праздники:

Наверх