Храните и соблюдайте уставы и обряды Православной Церкви
«Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15)
I. Церковь установила святые таинства и обряды.
1) Так как человек собственными силами, без помощи Божией (Ин.15:1–27) спастись не может, то Господь подаёт ему таинственно Свою помощь. Те моменты, во время которых Господь подаёт нам Свою силу, Церковь назвала таинствами.
Чтобы приготовиться человеку к принятию помощи Божией, необходимо ему очищать от грехов своё тело и душу, делать себя способным воспринять благодать Божию и удержать её. Для сего Церковь указала чадам своим специальные телесные и духовные средства, т.е. упражнения, которые называются обрядами.
Как для спасения человека необходима помощь Божия и таинства, так и для получения этой помощи необходимы усилия человека, т.е. обряды.
2) Обряды употребляли св. Апостолы и все праведники: они воздевали руки в молитве, преклоняли колена, постились. Обряды употреблял и Сам воплотившийся Сын Божий, принявший обрезание, крещение, молившийся в Гефсимании и совершивший обряд пасхальной вечери.
II. Как современные люди относятся к христианским обрядам?
1) Одни совершенно их отрицают – «Мы, де, в них не нуждаемся. Мы выросли не из того, чтобы верить в силу и необходимость постов, поклонов, благословений. Мы верим в одного только Бога».
Ответ таковым: Если бы это говорили атеисты, мы не стали бы с ними спорить, ибо неверующему в бытие Бога не нужны и обряды. Но вам, верующим, так говорить нельзя. Ведь, вы верите, что человек состоит из души и тела; то, что испытывает душа, отражается на теле. Радость душевная выражается в блеске глаз, улыбке; встречаясь с любимым человеком, вы не можете не протянуть ему руки и не поцеловать его. Всё это житейские обряды. Есть обряды и религиозные: любовь и вера в Бога побуждает человека молиться, подымать к Богу глаза и руки; смиренная настроенность души выражается в поклонах; для порабощения страстной плоти необходим пост; крестным знамением защищается человек от козней лукавого и т.д.
2) Другие, по лености, не исполняют обрядов и, оправдывая себя, заявляют: «Самое главное – это верить в Бога, а не обряды. Можно быть христианином и без обрядов. Одни обряды без добрых дел не спасут нас».
Ответ: Но кто же говорит, что мы должны исполнять обряды и жить плохо? Обряды для того и даны, чтобы помочь нам жить по воле Божией. Конечно, обряды не главное, главное – Бог и жизнь с Ним. Обряды – суть средства для достижения Бога. Для путника сумка, палка и тёплая одежда не главное, но без них он не пойдёт в дорогу. Так и для воина главное победа врага, но для этого именно он не обойдётся без ружья, лопатки, ранца, патронташа и прочего снаряжения. Христианин – тоже воин. Жизнь его – непрестанная борьба с диаволом, а обряды – суть его вооружение. Так, например, крест и крестное знамение есть и щит духовный и посох, врага прогоняющий, молитва Иисусова – меч, для демона страшный.
3) Немало есть и таких христиан, кои говорят: «Как мы можем исполнять обряды, когда сами священники их не исполняют, а если и исполняют, то небрежно, невнятно и нерадиво».
Ответ: Не оправдываю священников: «Горе тому, через кого приходит соблазн» (Лк.17:1), – горе священнику, не исполняющему св. обрядов. «Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением» (Иер.48:10), – подвергается суду Божию тот пастырь, который с небрежением совершает богослужения. Но не думайте, что из-за нерадения пастыря обряд перестаёт быть священным действием Самого Бога. Таинство не зависит от большей или меньшей религиозности священника. Например, крещение есть таинство, когда его совершает и обыкновенный рядовой священник, и святой жизни пастырь, ибо крестит ни тот или другой, а сам Бог. В каждом таинстве есть две стороны: одна невидимая, совершаемая Богом, а другая – видимая, творимая священником. В то время, когда крещаемый погружается в воду, невидимая Десница Всевышнего совершает освящение и возрождение его; то же самое, когда мы осеним себя крестным знамением, то в это время на нас кладётся невидимое, духовное, могущественное знамение, которого и бесы трепещут. Если священник нерадив, ты будь вдвойне усерден, и Господь ради твоей веры пошлёт тебе полноту Своей благодати. Помни же, что нерадивость священника вредна только ему самому (осуждает его пред Богом), но не тебе. Сколько мирских начальников нерадиво кладут свои подписи, но бумаги за их подписями исполняются. В таинствах нерадивость священника восполняется верой и молитвой святых, ангелами и милостью Самого Господа за веру приходящих к таинствам.
III. Заключение.
Итак, совершайте все церковные таинства и обряды с верою и благоговением, и они будут содействовать вам в трудном деле духовного совершенства, борьбы со страстями и достижении Царствия Небесного.