Проповеди на праздники:


Как заразителен пример

I. Из жития св. мч. Вонифатия.

Он был любимым слугой богатой римлянки Аглаиды, с которой состоял в греховной связи. Когда совесть стала мучить Аглаиду, она посылает Вонифатия в те провинции, где шли гонения на христиан с тем, чтобы он оттуда привёз мощи мученика за Христа, дабы сей мученик предстательствовал за них.

Вонифатий прибыл в город и здесь, увидев страдания, терпение св. мучеников, их подвиги мужества, сам воспламенился духом, заявил себя христианином, и был умучен.

Мощи его слуги и привезли Аглаиде.

II. Пример св. мучеников заразил и Вонифатия. Вот как заразительны примеры! Мы как бы связаны невидимыми нитями друг с другом, один со всеми, и все с каждым. Так что то, что делает один, передаётся другому.

Примеры влияния:

1) Зевота. В классе зевота от одного переходит к другому и вскоре зевает весь класс. Также заразителен и смех.

2) Истерия. Истерический припадок весьма влияет на других и часто заражает других... Особенно это часто наблюдается в приёмных врачей, когда припадок одного больного вызывает подобные припадки у других.

3) Также заразительны моды. Стоит одному человеку взять себе какую-либо моду, как ей следуют другие. Так появилась мода на костюмы, на любимых писателей и т.п.

4) Иногда заражаются примером целые классы общества и даже целые народы. Так, у нас в России в 1914 году, когда началась война, дух патриотизма заразил всех. Многие бросали семьи для войны... шли в сёстры милосердия, в добровольцы... Дети уходили из родительских домов, бросали школы и шли на войну. Любимыми играми детей стали «игры в войну».

5) Современная зараза – атеизм. Начавшаяся с верхов, она объяла собою народные массы. Часто видим, как те люди, которые недавно ещё молились Богу, теперь хулят Его... Когда остаются наедине с собой, понимают всю гнусность своих поступков, но когда смешиваются с массой, теряют свою волю, поддаются чужому влиянию. Пример других увлекает их на преступления против веры.

Получается то, что принято называть гипнозом толпы, т.е. то состояние, когда человек утрачивает власть над собой и слепо, бессознательно делает то, что делают другие, к чему эти другие его толкают, увлекают.

III. Но если пример столь заразителен, то гляди за собой, чтобы ты не давал худого примера, ибо «горе тому, чрез кого соблазн приходит» (Лк.17:1).

1) Родители! Не давайте худого примера. Учите не словом одним, а примером доброй жизни. Не говорите лжи, когда хотите своих детей приучить к правде... Не ссорьтесь между собой, если желаете, чтобы ваши дети жили в мире... Не курите сами и не пейте спиртных напитков, когда хотите детей видеть трезвыми.

2) Начальники и учащие! Будьте справедливы, честны, внимательны, если хотите, чтобы ваши подчинённые и ученики отличались этими качествами. «Что сеете, то пожнёте».

3) Пастыри Церкви Христовой! Давайте добрый пример в слове, житии, вере, любви и чистоте, если хотите иметь доброе стадо, видеть духовных чад своих, успевающих в жизни евангельской, и чтобы не бояться услышать от них: «Врачу, исцелися сам».

IV. Заключение.

Итак, зная и видя силу и действие примера, будем сами беречься от зла, подавать друг другу лишь примеры добрые; ими заражая один другого и, восходя от силы в силу, как бы связанные добрым примером христианской жизни и благочестия, постараемся подвизаться подвигом добрым, дабы воспринять венцы награды в вечном Царстве.

Проповеди на праздники:

Наверх