ИАННУАРИЙ. Православная энциклопедия

ИАННУАРИЙ
[лат. Ianuarius; греч. ᾿Ιαννουάριος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.), еп. Беневентский, почитается как покровитель г. Неаполя (Италия).
Источники
Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» (Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum // PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки (Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному, их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского (Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5 // PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

Своеобразным памятником агиографической традиции И. стали Греческие акты, обнаруженные в 1709 г. пресв. Н. К. Фальконе и опубликованные им в «Полной истории семьи, жизни, чудес, перенесения мощей и почитания славнейшего мученика св. Ианнуария» (Falcone N. C. L'intera Istoria della famiglia, vita, miracoli, translazioni e culto del glorissimo martire S. Gennaro. Napoli, 1713). В том же году Акты были перепечатаны в Москве, их пересказ вошел в посмертное переработанное издание Четьих-Миней свт. Димитрия, митр. Ростовского. Авторство Актов приписывалось монаху из обители Лукуллан, жившему в V в. Хотя в ряде исследований XVIII-XX вв. доказывалось, что эти греч. Акты - позднее сочинение, возможно подделка самого Фальконе, датировка неаполитанской греч. рукописи Актов (Soc. Hist. Patr. XXI. B. 3) XVI-XVII вв. делает обоснованным предположение Р. Романо, что это сочинение является памятником поствизант. греч. агиографии, составленным в намеренно архаизированном стиле кем-то из живших в Неаполе греков (напр., братьями Никифором и Макарием Мелиссинами). В основе Актов лежит греч. синаксарное сказание, дополненное сведениями из лат. житий. Рассказ о мученичестве И. и его спутников отличается возвышенным риторическим стилем и обилием вымышленных подробностей.

Житие
Согласно Болонским актам, во время гонения на христиан имп. Диоклетиана (303-305) из Мисена в Путеолы (ныне Поццуоли) прибыл 30-летний диак. Соссий, который встретился там с Беневентским еп. И., в чью юрисдикцию, возможно, входил порт Путеолы. Епископа сопровождали его диак. Фест и чтец Дезидерий. В это время в Путеолах собралось много язычников, привлеченных славой Кумской Сивиллы. Несмотря на все предосторожности, Соссий как христианин был схвачен и по приказу судьи Драконтия брошен в темницу. И., Фест и Дезидерий были задержаны, когда посещали заключенного Соссия. На суде все они отказались принести жертвы языческим богам и исповедали себя христианами. Драконтий велел отправить мучеников в амфитеатр, чтобы на потеху толпе их растерзали медведи. Поскольку звери их не тронули, судья приказал отрубить клирикам головы. Когда их вели к месту казни, 3 путеольца - диак. Прокл и миряне Евтихий и Акутий стали громко возмущаться несправедливостью судьи и исповедали себя христианами. Они были немедленно схвачены и также осуждены на смерть.

Казнь мучеников состоялась на форуме Вулкана, близ серных залежей. В более поздних Ватиканских актах повествование дополнено описанием чудес, совершенных мучениками (напр., судья внезапно ослеп и был исцелен по молитве И.). Согласно позднейшей греч. версии, И. был схвачен за проповедь христианства и приведен на суд к Тимофею, управлявшему обл. Кампания. По приказу судьи мученика ввергли в раскаленную печь, откуда он вышел невредимым, потом били железными прутами так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были диак. Фест и чтец Дезидерий, к-рые плакали, видя страдания епископа. Их вместе с И. также бросили в тюрьму. В тюрьме находились заключенные за исповедание Христа 2 диакона - Соссий и Прокул и 2 мирянина - Евтихий и Акутий. Наутро их вывели на арену на растерзание диким зверям, но те не тронули мучеников. Тимофей объявил, что все чудеса происходят из-за колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. И. помолился о его исцелении, после чего Тимофей прозрел, однако с еще большим рвением стал обвинять христиан в колдовстве и приказал отсечь мученикам головы.

По предположению Х. Ахелиса (Achelis. 1932. S. 91-97), И. можно отождествить с одноименным Беневентским епископом, к-рого среди участников Сардикийского Собора 343 г. упоминает свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. Fragm. hist. II 16). Допустив, что сохранившиеся Акты мученичества И. были составлены не ранее VI в. и поэтому могли содержать недостоверные сведения, исследователь полагает, что И. был не мучеником эпохи гонений на христиан, а исповедником, пострадавшим от ариан. Хотя эта гипотеза не нашла широкого признания в исторической науке, И. Делеэ, к-рый сначала подчеркивал важность свидетельства о мученической кончине И., содержащегося в письме Урания (Delehaye. Origines. P. 300), позднее принял версию Ахелиса.

Почитание
мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 7 сент. упоминается о кончине И., а под 13 апр.- о перенесении его мощей. Память И. и его спутников неоднократно встречается в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сент.- Соссий в Мисене, 16 окт.- он же в Байях, 18 окт.- Евтихий в Путеолах, 19 окт.- Соссий, И., Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 окт.- Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 дек.- Соссий в Мисене. Столь серьезная путаница, по всей вероятности, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре нач. VI в. под 19 сент. отмечена память И., а под 23 сент.- Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, вероятно, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание И. в англосакс. Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и 1-е свидетельство почитания И. в Германии, к-рое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосакс. Календаре св. Виллиброрда из мон-ря Эхтернах (между 702 и 706) значится только память Соссия под 23 сент. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), возможно восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память И. и его спутников под 19 сент., одного Соссия - под 23 сент. В Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.) у каждого мученика особый день памяти: И.- 19 сент., Соссию - 23 сент., Евтихию и Акутию - 18 окт., Фесту и Дезидерию - 7 сент.

О почитании И. было известно свт. Григорию Турскому, к-рый приводит сообщение Урания о явлении мученика свт. Павлину Ноланскому (Greg. Turon. Glor. conf. 108). Примерно в сер. V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский еп. Кводвультдей († 453/4), живший в изгнании в Неаполе (De promissionibus et praedictionibus Dei // PL. 51. Col. 843). В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498-514) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме (LP. Vol. 1. P. 261), что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал мон-рь Райхенау на Боденском оз. Настоятель мон-ря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани.

Согласно актам, останки И., первоначально похороненные на Маркиановом поле (Ager Marciani) близ Путеол, между 413 и 431 гг. по инициативе Неаполитанского еп. Иоанна I были перенесены в катакомбы Неаполя, где была устроена особая крипта (об этом событии под 13 апр. сообщается в Неаполитанском календаре). Перенесение мощей И. в Неаполь способствовало распространению почитания мученика в этом городе. Уже в послании Урания и в Мартирологе блж. Иеронима И. назван неаполитанским святым. В V в. над катакомбой была сооружена базилика во имя И., куда, вероятно, были перенесены его мощи. Св. Агнелл, еп. Неаполя (673-694), основал при ц. св. Ностриана диаконию во имя И.

Захватив в 831 г. Неаполь, беневентский герц. Сикон перенес мощи И. в свой город, где они были помещены в кафедральном соборе Богородицы Иерусалимской. В 1154 г. по инициативе сицилийского кор. Вильгельма I Злого, считавшего Беневенто недостаточно надежным местом для хранения святыни, мощи были перенесены в аббатство Монтеверджине. По приказу кор. Карла II Анжуйского (1285-1309) их поместили в бюст-реликварий из позолоченного серебра и в 1305 г. выставили для поклонения. Сын Карла, неаполитанский кор. Роберт, повелел также изготовить реликварий для ампул с кровью мученика. С 1480 г. мощи св. И. хранились под главным алтарем монастырской церкви.

Однако в Неаполе почитание И. не угасло. Во имя И. был освящен кафедральный собор, сооруженный при кор. Карле II. В городе оставались одеяние мученика и ампула с его кровью. Согласно местному преданию, по молитве к И. Неаполь был спасен от гибели во время извержения Везувия в 471 г. В 1497 г. по договоренности между Неаполитанским архиеп. Алессандро Караффой и его братом кард. Оливьеро Караффой (1430-1511), в юрисдикции к-рого находилось аббатство Монтеверджине, мощи И. были возвращены в Неаполь и помещены в кафедральный собор.

В 1964 г. по указу кард. Альфонсо Кастальдо, архиеп. Неаполитанского, проф. Дж. Ламбертини была проведена каноническая рекогниция мощей. Хорошо сохранившиеся останки принадлежат мужчине 35-40 лет, высокого роста - ок. 1,9 м. Они находились в овальной погребальной урне с надписью: «Тело св. Ианнуария, Беневентского епископа» (C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi)). Терракотовая урна высотой 28 см и длиной 78 см относится к лангобардской эпохе (VI-IX вв.). Урна была завернута в бархатную ткань, запечатана и помещена в деревянный ларец. Ларец находился в бронзовом реликварии 1511 г. В наст. время урна с мощами И. хранится в алтаре крипты кафедрального собора. В окт. 2008 г., во время визита в Москву Неаполитанского архиеп. кард. Крещенцио Сепе, частица мощей И. была передана РПЦ.

Останки спутников И. имеют особую историю почитания. Мощи мучеников Феста и Дезидерия первоначально находились в посвященной им церкви за городскими стенами Беневента (ныне Беневенто). В 824 г. по инициативе герц. Сикона, так же как и мощи И., они были перенесены в новый кафедральный храм Богородицы Иерусалимской. В 1-й пол. XII в. вместе с мощами И. они были вывезены в аббатство Монтеверджине, а оттуда в Неаполь, где еще при еп. Стефане II (767-800) был основан мон-рь св. Феста. В наст. время мощи хранятся в кафедральном соборе Неаполя.

Мощи св. Соссия были перенесены в Мисен, где над гробницей мученика впосл. воздвигли церковь. В Неаполе еп. Кальв (750-762) основал ораторий в честь мученика. После разрушения Мисена сарацинами (кон. IX в.) мощи св. Соссия были перенесены в Неаполь, в городской мон-рь св. Северина (906). Описание этого события составлено Иоанном Диаконом, одним из инициаторов перенесения. На корабле святыню доставили к замку Лукуллано, где ждала делегация во главе с Неаполитанским архиеп. Стефаном III, дукой Григорием II, клириками и монахами. Во время франц. оккупации Неаполя (1806-1815) мон-ри были секуляризированы. Кор. Жозеф Бонапарт издал указ о вынесении церковных реликвий из обителей (20 февр. 1807), и Микеле Арканджело Луполи, еп. Монтепелозо, управлявший Неаполитанским архиеп-ством, велел перенести мощи св. Соссия и св. Северина во Фраттамаджоре (31 марта 1807), где они поныне хранятся в приходской ц. св. Соссия.

Согласно Ватиканским актам, мощи святых Прокла, Евтихия и Акутия были захоронены в Путеолах и затем хранились в «претории Фалькидия» (praetorium Falcidii) возле базилики св. Стефана, старого кафедрального собора. Во 2-й пол. VIII в. по инициативе Неаполитанского еп. и дуки Стефана II церковь перестроили. Во время работ были обретены мощи Евтихия и Акутия, лежавшие в мраморном саркофаге с серебряной табличкой. В XIII в. саркофаг с мощами был перенесен в новый кафедральный собор. По инициативе архиеп. Джузеппе Спинелли (1734-1754) мощи святых поместили в новую раку из порфира. Мощи св. Прокла, почитавшегося небесным покровителем Путеол, первоначально находились в ц. Кальпурния (Calpurnianum), которая в XIII в. стала кафедральным собором.

В Актах из мон-ря Райхенау сообщается о перенесении в обитель частиц мощей И., Прокла и Евтихия швабским воином в 871 г. Однако, согласно гимну Валафрида Страбона, реликвии хранились в Райхенау еще до 839 г. и были подарены монастырю имп. Лотарем. По инициативе аббата Витигова (985-997) в Райхенау была воздвигнута капелла во имя И. Согласно описи монастырского имущества (1780), реликвии представляли собой 2 фрагмента берцовой кости И. и нек-рые кости мучеников Прокла, Евтихия и Акутия. 13 мая 1781 г. часть мощей была возвращена в г. Поццуоли.

Особенности почитания в Неаполе
В кафедральном соборе хранятся ампулы с сухой кровью И. «Чудо св. Ианнуария» - разжижение крови, когда ампулу подносят к главе святого,- известно с XIV в. и совершается 3 раза в год: 19 сент., в день памяти И.; 16 дек., в годовщину чудесного спасения благодаря заступничеству святого во время извержения Везувия (1631), и в субботу перед 1-м воскресеньем мая, в день памяти перенесения мощей И. в Неаполь. Если кровь И. оставалась сухой, это считалось плохим предзнаменованием (чудо не произошло в 1939 - перед началом второй мировой войны, в 1944 - перед извержением Везувия, в 1980 - перед сильным землетрясением). Описания «Чуда св. Ианнуария» и связанных с ним торжеств содержатся в путевых заметках и воспоминаниях рус. путешественников XIX-XX вв. (А. Н. Муравьёв, К. А. Скальковский, Г. Ф. Гнесин).

В Неаполе празднества в честь мч. И. совершаются неск. раз в год и сопровождаются религ. процессиями и городскими торжествами. Празднование в честь 1-го перенесения мощей в V в. впосл. перешло с 13 апр. на субботу перед 1-м воскресеньем мая. Процессии в этот день, известные как «Шествия с гирляндами» (Inghirlandati - участвующие в процессии клирики держат в руках гирлянды из цветов), проводятся с 1337 г. В 1525 г. были организованы более торжественные стациональные шествия, известные как «Sedili», в которых принимал участие вице-король Неаполя в сопровождении знатных горожан. Во время празднеств площадь перед собором была украшена триумфальными арками и временным алтарем. Мощи И. перевозились по городу на специальном, пышно украшенном катафалке. В 1800 г. «Sedili» были упразднены. Вместо них организуются 2 процессии из кафедрального собора в ц. св. Клары. Наиболее торжественным является послеполуденное шествие с реликварием, ампулами с кровью и серебряной статуей И. и со статуями др. небесных покровителей Неаполя. Вероятно, более древнее происхождение имеют стациональные процессии в воскресенье Страстей Господних. В средние века Неаполитанский архиепископ и соборные каноники, в белых облачениях, на белых лошадях, направлялись из кафедрального храма в катакомбы, где совершалась понтификальная месса. Согласно местным преданиям, это шествие было установлено в память избавления города от извержения Везувия в 471 г. Также в память извержения 1631 г. были учреждены процессии и особый праздник «Заступничества» (Patrocinio) - 16 дек. C 1857 г. в этот же день совершается воспоминание спасения города во время землетрясения в обл. Базиликата.

С начала визант. господства (VII в.) изображения И. присутствовали на монетах неаполитанской чеканки. В последний раз лик святого был напечатан на банкнотах Партенопейской республики в 1799 г. Особой формой почитания И. стало учреждение религиозного братства в его честь. В 1738 г. неаполитанский кор. Карл III Бурбон учредил рыцарский орден св. И.

Почитание на Востоке
Почитание И. в Византии, вероятно, было связано с деятельностью италийских греков, во главе с патриархом К-польским свт. Мефодием I составлявших влиятельную партию в период 2-й волны иконоборчества и после торжества Православия (843). С X в. почитание И. фиксируется визант. синаксарями, где память святого помещена, как правило, под 19 сент. в соответствии с зап. традицией, а также под 20 или 21 апр. (возможно, перемещенная с 13 апр. память перенесения мощей). Под одной из этих дат в синаксарях содержится сказание о мучениках. В слав. стишном Прологе сказание об И. дано под 19 сент. В поздневизант. период сохранилась только память под 20 или 21 апр., что нашло отражение в синаксарях при печатных греч. Минеях.
Постройки в Неаполе, связанные с почитанием И.
Катакомбы св. Ианнуария
(итал. Catacombe di San Gennaro) - самые известные катакомбы Юж. Италии, к-рые не имеют аналогов по просторности помещений и количеству сохранившихся фресок и мозаик разного времени. Катакомбы устроены в холме Каподимонте к северу от исторического центра Неаполя. Помещения расположены в 2 яруса и сгруппированы вдоль коридоров длиной ок. 100 м. Главный коридор более обширных верхних катакомб смещен на 10-20 м к северу относительно оси нижних. Главный вход в катакомбы находится с запада, однако в наст. время используется новый, прорубленный в 1969 г. с вост. стороны. Спуск к нему ведет от площадки у апсиды ц. Богородицы Доброго Совета (Basilica dell'Incoronata Madre del Buon Consiglio; 1920-1960, архит. В. Вечча), построенной по образцу базилики св. Петра в Риме.

Наиболее древней частью катакомб является ипогей с кубикулами для захоронений, к-рый позднее стал вестибюлем нижних катакомб. Его свод покрыт сложным геометрическим орнаментом кон. II - нач. III в. С юга к нему примыкал др. ипогей (остались фрагменты орнаментальных фресок на своде), позже превращенный в ц. св. Агриппина. Тремя метрами выше с сев. стороны расположен еще один ипогей, ставший позже вестибюлем верхних катакомб. На потолке сохранились росписи, имеющие типичное для рим. гробниц композиционное решение. В центре - изображение летящей богини Виктории в октагональном обрамлении, в углах - путти. На стенах расположено 4 сцены, из к-рых западная, находившаяся ближе к входу, полностью утрачена. На вост. стене - «Строительство мистической башни», уникальная композиция на тему отрывков «Пастыря» Ермы (Herm. Pastor. I. III 2, 4-9; Ibid. III. IX 1-5, 16). В сев. части композиции изображены Адам и Ева у древа познания (без змея), в южной - Давид и Голиаф (сохр. частично). Человеческие фигуры окружены изображениями животных, цветов и фруктов в традиции, типичной для античного иллюзионизма. Фрески датируются 1-й пол. III в. (Fasola. 1974. P. 29). К северу от верхнего вестибюля находятся помещения, т. н. греческие зоны, где сохранился комплекс погребальных ниш, полностью покрытых декоративными росписями (III в.).

После того как в кон. III в. в юж. ипогее был захоронен Неаполитанский еп. свт. Агриппин, катакомбы стали местом паломничества. Ипогей был расширен и превращен в ц. св. Агриппина, сохранились вырубленные в скале престол и синтрон. В IV в. нижние катакомбы стали быстро расширяться. В них сохранились ниши разных типов, почти лишенные специального архитектурного убранства. В одном из аркосолиев сохранились декоративные мозаики, в нек-рых других - фрески, относящиеся скорее всего к сер.- 2-й пол. III в. (традиционно многие из них датируются IV в.). Помимо многочисленных декоративных и символических мотивов (павлин, виноградные лозы) сохранились изображения безбородого Христа с жезлом и со щитом, Доброго пастыря, сцены «Моисей, извергающий источник из скалы», «Иона под тыквой», а также ряд неидентифицированных изображений. К более позднему периоду (V в.?) относится «палимпсест» на стене ц. св. Агриппина, где сохранились 2 ростовые фигуры и ниже фрагмент неизвестной сцены.

Сев. катакомбы в IV в. практически не расширялись. После перенесения туда мощей И. между 413 и 431 гг. они превратились в крупнейшее кладбище и богослужебный комплекс. В V в. строители верхних катакомб увеличили объем пространства, расширив ряд помещений и прорубив коридор до дохрист. ипогеев на вост. стороне холма. Видимо, к сер. VI в. здесь перестали совершаться захоронения, поскольку в сев.-вост. части катакомб есть много неоконченных аркосолиев, стен без ниш. В верхних катакомбах сохранились многочисленные фрески, в основном в лучшем состоянии, чем в нижних катакомбах. Фрески в аркосолиях сев.-вост. зоны относятся к V в.: мч. И. с усопшими Коминией и Никациолой в позах орантов (древнейшее изображение И., с нимбом с хризмой, альфой и омегой; по стилистике относится к 50-70-м гг. V в.), св. Елевсиний в медальоне, погрудные изображения апостолов Петра и Павла и св. Виталии. К V в. относятся также фрески в одном из кубикулов главного коридора. В боковом аркосолии изображен ап. Петр, к-рому подносит венец мученика неизвестный персонаж (вероятно, св. Стефан или И.), напротив расположено такое же изображение с ап. Павлом и мч. Лаврентием. Обе группы обращены к центральному аркосолию, где находилась утраченная к наст. времени мозаика, изображавшая, вероятно, Христа, Которому через апостолов передаются мученические венцы. В соседнем кубикуле сохранились изображения (в позе орантов) захороненных здесь усопших: в одном аркосолии - Феотекн с женой Иларией и дочерью Ноннозой (1-я пол. VI в.), в другом - Прокл (V в.).

При перенесении в катакомбы мощи И. были помещены в зал (т. н. confessio) к северу от ц. св. Агриппина (после перенесения мощей в нач. VI в. (?) вход в наружную «большую базилику» был заложен). Вскоре рядом было устроено помещение для захоронения епископов, т. н. Крипта епископов (открыта в 1971). Она находится значительно выше уровня пола верхних катакомб, откуда был устроен вход. Ее высота достигает 6 м, т. к. при прорубке светового колодца в нее был включен находящийся ярусом выше древний ипогей. Считается, что здесь хоронили епископов Неаполя начиная с Иоанна I (413-432) и до епископов VI в., но, возможно, не всех; полный список погребенных епископов неизвестен. В крипте имеется ряд аркосолиев, украшенных фресками (очень плохой сохранности) и мозаиками с портретами епископов в медальонах, окруженных побегами виноградной лозы. Мозаиками украшены 4 аркосолия: центральный (в нижней части зап. стены), соседние аркосолии в боковых стенах и еще один на высоте 4 м от пола в вост. части сев. стены. Личности изображенных епископов неизвестны, за исключением персонажа с темной кожей, к-рый идентифицируется со свт. Кводвультдеем, еп. Карфагена, бежавшим от вандалов и умершим в Неаполе в 454 г. Все мозаики традиционно датируются V в. (Ibid. P. 146), однако мозаики центрального и левого аркосолиев должны быть отнесены к 1-й пол. VI в.

За счет расширения главного коридора у входа в крипту была создана церковь, к-рая соотносится с упоминаемой в источниках «малой базиликой» (basilica minor - Ibid. P. 171-173). Ее возникновение связывается с окончанием захоронений в крипте (нач. VI в.). Церковь служила местом почитания не только И., но и др. св. епископов. Бывш. ипогей (вестибюль верхних катакомб) был превращен в нартекс с устройством 3-частного входа. Были прорублены перегородки и создано пространство базилики, вероятно разделенной на нефы стенами с аркадами (не сохр.). На сводах уцелели фрагменты фресок - 14 портретов епископов. Позже с вост. стороны было создано дополнительное обширное пространство - «присоединенная базилика» (basilica adiecta, размер 50×12 м) с поперечной тройной аркадой в зап. части и эдикулой с изображением св. Креста в столпе - в восточной (вероятно, создано после возвращения Иерусалима христианами в 628). Во время иконоборческих гонений в катакомбах 2 года укрывался еп. Павел II (762-766), к-рого провизант. партия не впускала в город. В этот период в вестибюле нижних катакомб был устроен баптистерий. Возможно, тогда же были вырублены 2 ниши-эдикулы в пилонах, была написана сцена «Крещения Христа» над входом (почти не сохр.). К VIII в. могут быть отнесены фрески правой эдикулы - поясное изображение Христа, ниже помещались образы св. дев: мц. Агафии между вмц. Екатериной и мц. Евгенией, на боковых стенках - мц. Юлианы и вмц. Маргариты, к VII-VIII вв.- фреска с фигурами 2 святых справа от алтаря. Здесь были похоронены неаполитанские дуки Стефан II (755-766, епископ в 766-799) и Стефан III (821-832). После перенесения мощей И. в Беневенто (831) катакомбы запустели. Еп. Иоанн IV (ок. 842-849) перенес в кафедральный собор останки своих предшественников, при еп. Афанасии I (849-872) забота о катакомбах была передана бенедиктинцам. Катакомбы использовались еще в XIII в. и были заброшены, как и прилегающий мон-рь, после сер. XIV в.

После сер. IX в. был создан ряд фресок разного качества и назначения (среди них много вотивных). Сохранившиеся изображения в зап. зоне верхних и нижних катакомб могут быть датированы только на основе стилистики. Часть приводимых в лит-ре датировок VI-IX вв. ничем не обоснована. Вероятно, ко 2-й пол. IX в. относится плохо сохранившееся изображение Пантократора между 2 ангелами, помещенное в световом колодце у входа в ц. св. Агриппина. Та же композиция в световом колодце верхнего вестибюля (из-за прорубки к-рого была разрушена одна из сцен с летящей Викторией) существенно отличается по стилю и восходит, возможно, к Х-XI вв. Тогда же скорее всего был создан нижний слой фресок на стене, закрывшей вход в «confessio» (И. на фоне Везувия и Соммы), в то время как верхний слой (мч. Прокл и И.), фрески на соседних боковых стенах (слева - мученики Фест и Евтихий, справа - Дезидерий и Акутий), росписи в устроенном в верхнем вестибюле аркосолии над захоронением неизвестного почитаемого епископа (где он изображен с предстоящими, а на своде - св. Агриппин и И.), а также фреска в «малой базилике», слева от входа в Крипту епископов, где представлены И. и неизвестный святой-бенедиктинец, относятся к ХI-ХII вв.

Базилика св. Ианнуария за городскими стенами
(Большая базилика; Basilica maior; итал. San Gennaro extra Moenia) была построена рядом с зап. входом в катакомбы, на уровне входа в ц. св. Агриппина и спуска из верхних катакомб. При постройке срубили часть скалы, обнажившей зап. выходы из катакомб. Базилика ориентирована на север, вход расположен с юга, из внутреннего двора более позднего здания приюта для бедных (Ospedale S. Gennaro dei Poveri). В кон. V в. рядом со входом в ипогей св. Агриппина и с базиликой Неаполитанский еп. Виктор построил и освятил ц. во имя первомч. Стефана (точное местонахождение неизв.).

Исследователь У. Фазола связывал строительство 3-нефной базилики с перенесением в нее мощей И. из катакомб (нач. VI в.). После перенесения мощей в Беневенто здание было заброшено. Бенедиктинцы, приглашенные еп. Афанасием I (849-872), восстановили и расширили базилику, пристроив к ней здания мон-ря, посвященного И. и св. Агриппину. К XIV в. относится сохранившаяся колокольня. Просуществовав до 1356 г., мон-рь и базилика запустели. По инициативе архиеп. Неаполя кард. Оливьеро Караффы в заброшенных зданиях была устроена больница для жертв эпидемии проказы 1474 г., тогда же был перестроен храм. Барочный облик здания госпиталя приобрели после того, как в 1667-1669 гг. здесь разместился приют для бедных. В 1892 г. свод храма был заменен стропильным перекрытием, в 1902 г. был ликвидирован барочный стукковый декор. В ходе реставрации в 1927-1932 гг. храму вернули облик, к-рый он имел после перестроек XV в. От базилики VI в. сохранилась только апсида, оформленная триумфальной аркой на коринфских колоннах (сполии); аркатура разделяющих нефы колоннад на композитных пилястрах относится к эпохе Ренессанса. При реставрации обнаружена фреска (2-я пол. VI-VII в.?) с 3 фигурами (вероятно, Христос между апостолами или святыми). Фреска фасада датируется нач. V в. (Pariset. 1968. P. 15) или VI в. (Grabar. 1967. P. 165-167). В наст. время храм не используется по назначению, из соображений безопасности хранившиеся в нем произведения искусства перенесены в городской музей Кастель Нуово.

Крипта и капелла в кафедральном соборе
Собор Вознесения Богородицы (окончен ок. 1313) представляет собой огромное (длина ок. 100 м) готическое здание. Он построен на месте т. н. базилики Стефания (V в.), в его состав включена юж. часть базилики св. Реституты (V в.; собор ориентирован на восток, базилика - на север) с баптистерием, в к-ром сохранились мозаики нач. V в. В связи с возвращением в Неаполь мощей И. в 1497-1508 гг. соборная крипта была полностью перестроена по заказу кард. Оливьеро Караффы (итал. Cappella del Succorpo, или Cappella Carafa). Прямоугольное 3-нефное пространство (12´ 9 м) в стиле североитал. Возрождения имеет кессонированный потолок и стены, облицованные мрамором. Скульптурное убранство создано мастером из Комо Т. Мальвито, который, вероятно, был и архитектором (приписывается также Д. Браманте).

После избавления от чумы и войн 13 янв. 1527 г. жители города дали обет построить новое здание соборной ризницы. Старшины назначили специальную Депутацию королевской ризницы (Deputazione della Real Cappella del Tesoro) из 12 чел., ответственную за строительство. Депутация заведует капеллой до наст. времени. Капелла-ризница была сооружена в 1608-1637 гг. по проекту архит. Ф. Гримальди. Освящение состоялось 16 дек. 1646 г., в тот же день в капеллу была перенесена глава И.

Капелла пристроена к зап. части юж. фасада собора, роскошная бронзовая решетка входа выполнена по рис. (1628) крупнейшего неаполитанского скульптора и архит. К. Фандзаго (окончена в 1668). Центрическое здание, являющееся модификацией базилики св. Петра в Риме (1506-1626), имеет план равноконечного, т. н. греч., креста и завершается куполом на высоком 2-светном барабане. Обширность залитого золотым светом (желтые витражи огромного итал. окна над главным алтарем) подкупольного пространства подчеркнута очень неглубокими рукавами. В куполе расположена фреска Дж. Ланфранко «Рай» (1643), паруса и люнеты расписаны др. рим. художником - Доменикино, кисти к-рого принадлежат также запрестольные образы левого (казнь И.) и 4 расположенных по диагонали (чудеса И.) алтарей. Это последний цикл работ мастера (1630-1641). Из-за зависти местных художников Доменикино пытался уехать из Неаполя, но после того, как по приказу Депутации семья художника была задержана, вернулся и работал в городе до самой смерти. Образ в правом алтаре («Ианнуарий выходит невредимым из печи», 1646) сделан соперником Доменикино испан. худож. Х. де Риберой. Главный престол сделан из порфира (Ф. Солимена, 1706) и украшен антепендием с горельефом из серебра (Г. Д. Виначча, «Перенесение мощей Ианнуария из Монтеверджине в Неаполь», 1692-1695). Стены главного алтаря оформлены нишами, в к-рых установлены бронзовые фигуры святых, а также серебряные бюсты небесных покровителей Неаполя (вместе со стоящими в смежных помещениях их 51, они составляют уникальный ансамбль кон. XVII-XIX в.). В капелле в реликварии из позолоченного серебра (1304-1306), выполненном франц. мастерами, хранится глава И. Большая часть сокровищ ризницы перемещена в созданный в 2003 г. и расположенный в смежном здании музей (Museo del Tesoro di S. Gennaro).

Чумной столп св. И.
(Шпиль И.; итал. Guglia di S. Gennaro) является 1-й из подобных построек Неаполя. 16 дек. 1631 г. произошло извержение Везувия, но после усердных молитв горожан, обращенных к И., поток лавы остановился, не достигнув города. По инициативе Депутации было решено установить на площади у юж. стены собора (к юго-востоку от капеллы-ризницы) колонну-обелиск со статуей И. Сооружение высотой 24 м, представляющее барочный парафраз обеих мемориальных форм, было возведено по проекту Фандзаго (работы велись в 1637-1645 и 1651-1660). На высоком постаменте, оформленном полукруглыми балюстрадами и украшенном картушами, установлена ионическая колонна, над которой возвышается постамент с бронзовой статуей И. (скульптор Т. Монтани) в окружении ангелов.
Гимнография
Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) 19 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 58) память И. отмечается 21 янв.; последование И. содержит минимальный набор песнопений - канон, цикл стихир и седален. Те же элементы последования И. отмечаются и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 448). Согласно южноиталийскому Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 146), 21 апр. совершается служба с «Аллилуия», последование И. подробно не описано. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. 21 апр. отмечена память И. вместе с памятью ап. Закхея и мч. Кодрата (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261).

В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 210) 21 апр. отмечается только память И., однако в более поздних, напр. в греч. первопечатном Типиконе (Венеция, 1545), добавляется память мч. Феодора Пергийского. В греч. Минеях, начиная с древних и вплоть до совр. изданий, под 21 апр. помещается только последование И., в то время как в слав. Минеях к нему добавляется последование мч. Феодора Пергийского. Последование И. состоит из канона, цикла стихир и седальна. В слав. рукописях и печатных изданиях с XVII в. помещается общий кондак И. и мч. Феодора (см.: Устав. М., 1610; Минея апр. М., 1645 и др.). В редких случаях в рукописях может указываться отпустительный тропарь И.

Последование И. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: общий кондак И. и мч. Феодора 3-го гласа (только в славянских); канон авторства Иосифа 4-го гласа с акростихом Σύστημα τερπνὸν Μαρτύρων ἐπαινέσω. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Союз приятный мучеников восхвалю. Иосиф - в слав. Минее акростиха нет), ирмос: Τριστάτας κραταιούς̇ ( ), нач.: Συνῶν τας στρατιαῖς, τῶν ἀϋλων, ᾿Αγγέλων ( ); цикл из 3 стихир-подобнов; седален. В слав. рукописных Псалтирях с восследованием встречаются песнопения И.: отпустительные тропари 4-го гласа (РГБ. Троиц. № 366), общий кондак И. и мч. Феодора 4-го гласа (РГБ. Троиц. № 340).

Наверх