ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ. Православная энциклопедия
[᾿Ιάκωβος τοῦ Ζεβεδαίου] (Ɨ 44), ап. от 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля). В зап. традиции для того, чтобы различать Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, последнего называют Старшим (Maior).
Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского оз. (Мф 4. 21; Мк 1. 20; Лк 5. 10; Ин 21. 2). Их мать упоминается без имени в Мф 20. 20 и 27. 56 - в параллельном последнему месте в Мк 15. 40 она названа Саломией. Как и его отец и брат, И. З. был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея, вместе с его братом Иоанном, во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф 4. 21-22; Мк 1. 19-20). И. З. и Иоанну Христос нарек имя Воанергес - «сыны громовы» (Мк 3. 17).
И. З. вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк 5. 10), в исцелении дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), бывших свидетелями Его Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28) и Гефсиманского моления (Мк 14. 33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк 1. 29-31) и при беседе о разрушении храма (Мк 13. 3). Впрочем, в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк 10. 35-40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ И. З. занимает одно из первых мест: 3-е (Мф 10. 2; Лк 6. 14) или 2-е (Мк 3. 17; Деян 1. 13).
В Деян 1. 13-14 сообщается об участии И. З. вместе с др. апостолами в единодушной «молитве и молении» в Иерусалиме после Вознесения Господня. Последнее, что известно об И. З. из НЗ,- это усечение его мечом (перед арестом ап. Петра) по повелению Агриппы I Ирода (41-44) как одного из членов христ. общины Иерусалима, с к-рой боролся правитель Иудеи (Деян 12. 2-3). Относительно казни И. З. высказывались различные мнения: Й. Блинцлер (Blinzler. 1962) считает, что к усечению мечом, в согласии со Втор 13. 12-15, И. З. приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн (Cullmann. 1972), напротив, предполагает, что И. З. был усечен мечом по рим. законам по подозрению в покушении на власть императора.
Это сообщение кн. Деяния св. апостолов Климент Александрийский в «Очерках» (῾Υποτυπώσεις VII), согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Hist. eccl. II 9. 2), дополнял взятым из предания известием о том, что введший И. З. в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, «так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: «Мир тебе» - и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены». Эта история получает развитие в апокрифическом лат. «Мученичестве Иакова» (CANT, N 272; BHL, N 4057; Codex apocryphus. 1719. P. 516-531), которое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия (гл. 8-23 сохр. и в арм. пер.; Leloir. 1986. P. 267-288), формирование которого на основании цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. (Lipsius. 1884. S. 205-208). Здесь анонимный служитель превращается в «фарисейского писца» Иосию, к-рый накинул веревку на шею И. З. и привел его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии. Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения И. З. мага Ермогена и беседы с иудеями. И. З. проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий дару И. З. исцелять слепых и прокаженных и воскрешать мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из 2 Тим 1. 15 и 2. 17, где так зовут отступников от веры), к-рого И. З. обращает ко Христу. Тогда Ермоген насылает на И. З. бесов, но они по приказу И. З. связывают мага и приносят к И. З.; тогда маг, наконец, обращается ко Христу и сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и И. З. проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, к-рые он толкует применительно ко Христу. Из-за того что И. З. обращает и крестит множество народа, иудеи устраивают мятеж, хватают И. З. и приводят к Ироду. Тот приговаривает И. З. к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни. Источники начальной части текста не выявлены. Сохранился также ирл. перевод данного «Мученичества...» (Atkinson. 1887. P. 102-106, 346-351).
В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981-986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому (Bédier. 1929. P. 75).
Др. традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» И. З. (CANT, N 273), сохранившиеся по-коптски (BHO, N 415, 416, 420), по-арабски (BHO, N 417, 421) и по-эфиопски (BHO, N 418, 420). В этой версии И. З. выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии упоминается Лидия, которую Липсиус (Lipsius. 1884) предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди И. З. как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в противоборство с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия». Далее следует рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников, приобщают Св. Таин, и остаются в городе на долгое время. Согласно «Мученичеству», И. З. возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. И. З. владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь И. З. принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, И. З. был погребен в Коте, согласно арабской - в Никте (Равине). Версия проповедания И. З. в Индии и его погребения в Мармарике может происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.
Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в «Мученичестве» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимном Похвальном слове (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. syr. nov. 1013.
И. З. встречается во всех апостольских списках (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из «Breviarium apostolorum» VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 - и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне (Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском - как «утешитель скорби» (Capelle. 1926).
Почитание мощей И. З.
Предание о проповеди И. З. в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum (в лат. пер. с греч. яз. одного из вариантов апостольских списков; текст см.: ActaAA. T. 2/2. P. 214). Об этом предании знают Юлиан Толедский († 690) (Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. 2. 9 // PL. 96. Col. 565), Альдхельм из Малмсбери († 709) (Aldhelm. Carmina ecclesiastica. 4. 4 // MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского (Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71 // PL. 83. Col. 151). Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II (791-842) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела И. З. в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: И. З. в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи И. З., а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как И. З., что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. (Plötz. 1982; Herbers. 1994); согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение (Chamoso Lamas. 1972/1974). Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей И. З. с Востока (Engels. 1980).
Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница И. З. почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре (об этом упом. в послании кор. Альфонсо III клирикам Тура (906), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus, XII в.), легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской (подробнее о культе И. З. в Сантьяго-де-Компостела см. в ст. Сантьяго-де-Компостела)).
Согласно др. традиции, часть мощей И. З. хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц мощей И. З. отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.
Кроме того, частицы мощей И. З. хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме (В помощь правосл. паломнику: Кр. описание нек-рых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь // Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. М., 2004. С. 58).
В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь И. З. в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей И. З., переданная из Испании.
Память И. З.
Под 15 нояб. в ряде визант. календарей отмечалось «заколение», или «убиение ап. Иакова, брата Иоанна Богослова». Древнейший иерусалимский Лекционарий, сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал 29 дек. память И. З. вместе с ап. Иоанном Богословом (Renoux. Lectionnaire arménien. Fasc. 2. P. 373; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 16). Совр. Армянская Церковь празднует день памяти И. З. 28 дек.
В сир. Мартирологе 411 г. память И. З. вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2 апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память И. З. отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add. Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве возможного составителя к-рого иногда называется Иаков, еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память Иоанна, а память И. З. сдвигается на неделю ранее - на 30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях встречается память И. З. 30 апр., возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об И. З. или Иакове Алфееве.
В литургических мосарабских текстах (X-XII вв.) память И. З. отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память И. З. 25 июля и 15 марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25 июля. До литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, существовало также особое празднование в честь явления И. З. в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к И. З. обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы.
Гимнография
Память И. З. отмечается 29 дек. в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-IX вв. вместе с памятью ап. Иоанна Богослова. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 11-12; [Pars 2.] P. 16-17), под 29 дек. помещены тропарь 1-го гласа «Те, кто заповеди Спасителя», прокимен из Пс 95, чтения Деян 12. 1-17, 1 Ин 1. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Евангелие - Ин 21. 20-25, тропарь на умовение рук 2-го гласа «Возвеличил спасение в мире». В древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь апостолов И. З. и Иоанна Богослова, включающие стихиры на «Господи, воззвах» 4-го гласа, тропарь на умовение рук 4-го гласа «Апостоли и мученицы, свидетели страстей Христа», молитву Св. Даров «Лики ангельские Тебе славу возносят»; служба на литургии состоит из прокимна из Пс 18 и аллилуиария со стихом из Пс 46 (Метревели. Иадгари. С. 29; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 353).
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 102, 326) И. З. упоминается 15 нояб. без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 342), служба на память И. З. 30 апр. имеет ряд праздничных особенностей: на «Господи, воззвах» поются 6 стихир И. З., на стиховне - самогласен И. З., указан отпустительный тропарь И. З. () утреня совершается с «Бог Господь», после 9-й песни канона - светилен «Небо звездами», исполняемый по Студийскому уставу в малые праздники. На литургии назначается прокимен из Пс 18, Апостол - Деян 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Евангелие - Лк 5. 1-11, причастен - Пс 18. 5а. Согласно др. редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450-451), Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148), служба в целом имеет те же особенности, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, хотя в Мессинском на литургии указано др. Евангелие - Мк 10. 32b-45. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261), 30 апр. отмечается память И. З. и ап. Иакова, брата Господня, поется последование И. З., указан отпустительный тропарь И. З. 1-го гласа «Велий в апостолах, учителю вселенней», на литургии служба та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.
В разных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 212) и вплоть до греч. и слав., относящихся к более позднему времени (дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы 30 апр. на память И. З. не претерпевает значительных изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот день не отмечен характерным знаком, в честь И. З. совершается шестеричная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): стихиры на «Господи, воззвах» и канон И. З. поются на 6; последование И. З. также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны, светилен. В Минеях на память И. З. 30 апр. приводится 1 или 2 цикла стихир-подобнов (по 3 стихиры в каждом). Нередко для описания устава службы И. З. дается ссылка на 25 апр., память ап. Марка. На литургии назначается та же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но евангельские чтения разные: в рукописных Типиконах и Евангелиях встречаются чтения Мф 4. 18-23; 10. 1-8; 17. 1-9 (чтение Преображения), Мк 10. 32b - 45, Лк 5. 1-11; 9. 1-6; 10. 16-21 (общее чтение апостолов). Наиболее распространенным чтением в рус. и греч. богослужебных книгах было Лк 9. 1-6, в рус. Типиконах - Лк 5. 1-11. В XVII в. указания рус. богослужебного Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а греч. богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк 9. 1-6. Греч. Минея (Рим, 1888) указывает чтение Мф 4. 18-23.
В исправленном московском Типиконе 1682 г. праздничный статус памяти И. 30 апр. (вместе с памятями др. апостолов от 12 и евангелистов) был повышен до «святого с великим славословием» - в Типиконах 30 апр. отмечено знаком , 2-й цикл стихир на «Господи, воззвах» переносится и поется на стиховне вечерни и на хвалитех, из Общей Минеи заимствуются недостающие седальны, в конце утрени назначается пение великого славословия - утреня заканчивается по праздничному чину. В 20-х гг. XVIII в. происходит еще одно увеличение праздничного статуса апостолов, включая И. З.,- до полиелейных святых - в Типиконах 30 апр. обозначается знаком , к последованию И. З. на вечерне добавляются паремии Иак 1. 1-12; 1. 13-27; 2. 1-13, на утрене - седален по полиелее, прокимен из Пс 18, Евангелие - Ин 21. 15-25, стихира по Пс 50. Данный устав службы 30 апр. сохраняется и в совр. рус. богослужебных книгах. В греч. Минеях после XVII в. праздничный статус памяти И. З. также был повышен - в конце утрени назначается пение великого славословия, 2-й цикл стихир-подобнов поется на хвалитех.
Последование И. З. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь 3-го гласа ᾿Απόστολε ῞Αγιε̇ ( ); кондак 2-го гласа Θωνῆς θεº κῆς ἀκούσας προσκαλούσης σε̇ ( ) с икосом (икосы в слав. и греч. изданиях разные, дополнительные икосы содержатся в рукописях; см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 114, 182); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τὸν Βροντῆς ᾿Ιάκωβον εὔφρονα παῖδα γεραίρω (Грома Иакова радостное дитя почитаю - в слав. Минеях не указан; в совр. греч. Минее канон включает тропари, не входящие в акростих, эти тропари отсутствовали в древних рукописях), ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ ( ), нач.: Τῷ σῷ δικτύῳ ἁλιεύς ὡς ἔμπειρος ( ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее один цикл повторяется дважды); неск. стихир-самогласнов (всего 5 - по 3 стихиры указано в греч. и слав. Минее, совпадает только 1); седален (в слав. Минее содержится 3 седальна, 2 из к-рых взяты из Общей Минеи); светильны (в греческой и славянской разные). В слав. рукописях и печатных изданиях с XVII в. (Устав. М., 1610; Минея апрель. М., 1645 и др.) и до современных помещается иной отпустительный тропарь И. З.- 3-го гласа По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в печатные издания: канон 4-го гласа с акростихом Κάρας ἔκοψας, ᾿Ιάκωβε, τῶν πλάνων (Главы отсек, Иаков, заблуждений) с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ ( ), нач.: Καθεῖλεν δυνατοὺς πολεμίους ἐκ θρόνων (Низложил сильных врагов с тронов) (AHG. T. 8. P. 365-374); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τὸν Ζεβεδαίου γόνον τιμήσωμεν ἅπαντες̇ (Дитя Зеведея почтим все) с 3 икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 71 (отд. паг.)); седален (AHG. T. 8. P. 368); стихира-самогласен (в конце утрени в рус. рукописных и дониконовских печатных Минеях); цикл стихир-подобнов (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59).
Иконография
С нач. VI в. изображения И. З. отмечены устойчивыми портретными чертами: это средовек с черной бородой и усами (в сцене «Причащение апостолов» на миниатюре из Россанского Евангелия, VI в.- Музей кафедрального собора, Россано, Fol. 4r, и на серебряном блюде 578 г.). Основные иконографические типы изображения И. З., выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф 4. 21; 27. 56; Лк 9. 54; Мк 3. 17; 10. 35-41).
В ранних памятниках И. З. показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни, напр. воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.).
В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553).
Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура И. З.- средовека с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд И. З. устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа И. З. подчеркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием И. З. как брата святого, к-рому посвящен мон-рь.
Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора правосл. храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения.
Образ И. З. присутствует в сцене «Евхаристия» в мозаиках собора в Св. Софии (40-е гг. XI в.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве (1008-1118; в левой части композиции рядом с ап. Варфоломеем). В этой композиции, традиционно для древнерус. иконописи размещаемой в навершии царских врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.
Иногда образ И. З. встречается в изображениях «Воскресение - Сошествие во ад», как, напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене «Преображение» в визант. традиции X-XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири - ГИМ. Хлуд. 129. Л. 88 об., сер. IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря - Ath. Iver. 1. Fol. 296v, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - И. З. слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе (1) в Гёреме, X в.; композиция «Преображение» на иконе «Деисус и праздники» (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в., см.: Qhsauroi tou Agiou Orouj. Qessalonikh, 1997. S. 63); фреска в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно «разлетаются» в страхе в разные стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона «Преображение» из Благовещенского собора Московского Кремля нач. XV в., ГММК). В нек-рых рус. памятниках XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причем около его фигуры появилось надписание «апостол Иаков», как, напр., на иконе Назария Истомина Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК). Еще в искусстве средневизант. времени «Преображение» иногда иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона (Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и И. З. на гору Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v). Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд, напр. И. З. облачен в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий - лиловый. С XIV в. получила распространение иконография «Преображение» с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона сер. XVII в. из собрания К. В. Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // ИХМ. Вып. 10. С. 290-306).
Иконография «Вознесение», сложившаяся в раннехрист. период (Евангелие Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.), была востребована в декорации алтарного свода, как в каппадокийских храмах (Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в., «Большая голубятня» в Чавушине, между 963 и 969), а также в куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных храмов. Один из ранних сохранившихся памятников - мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 885), где изображение И. З. следует за образами апостолов Филиппа и Симона. Подобная последовательность характерна также для рус. памятников XII в.: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.), Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (60-70-е гг. XII в.), Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.). Мозаичная фигура И. З. находилась в простенке барабана Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в., на месте утраченной мозаики в наст. время поздняя масляная живопись).
Как и на большинстве др. праздничных икон, в иконографии «Успение Пресв. Богородицы» апостолы изображались без нимбов и без надписания имен. И. З., как правило, находится в левой группе апостолов, вместе с ап. Петром, исключение составляют композиции т. н. облачного Успения, где летящие на облаках апостолы изображаются с нимбами и надписываются («Успение Пресв. Богородицы» из Десятинного мон-ря в Новгороде, нач. XIII в., ГТГ). С кон. XVI в. подписи имен апостолов встречаются стабильно: 2 иконы из собрания К. В. Воронина, одна - кон. XVI в., где И. З. изображен справа от ложа Богоматери, и др.- посл. трети XVIII в., где И. З. вместе с ап. Петром изображены на переднем плане (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из част. собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 13, 18).
Иногда И. З. в числе 12 апостолов присутствует на иконах «Покров Пресв. Богородицы», как, напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ).
И. З. изображается в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», иконография к-рой, по мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях, напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в визант. иконописи и в составе монументальной декорации храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост. куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле (Озолин Н., прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» сохранились в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. ХIII в.). Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок. 1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля (ок. 1405, ГММК); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З. изображен в середине правой группы апостолов.
В сценах апостольского служения образ И. З. представлен: на фреске «Проповедь ап. Иакова» из цикла деяний апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 - мученичество.
Образ И. З. присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения, напр. на визант. иконах: из собрания А. Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на Афоне (нач. XIV в., ГМИИ); ок. 1330 г. (см.: Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986); кон. XV в. (см.: Τσιγαρίδας Ε., Λοβερδού-Τσιγαρίδα Κ. Αρχαιολογικές έρευνες στο Βελβέντο Κοζάνης // Δημοσιέυματα της Εταιρείας Μακεδονικών Σπουδών. Θεσσαλονίκη, 1982. Τ. 22. Εικ. 5a, 6). Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ) идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола - И. З. и Иаков Алфеев. Буквы «IA» на нимбе изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почетное место рядом с первоверховными апостолами. В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где И. З. изображен слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я четв. XV в., НГОМЗ) И. З. сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея.
В кон. XV в. в рус. искусстве получил распространение вариант извода «Собор 12 апостолов» - «Союзом любви связуемы апостолы», литературной основой к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции - 3-фигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии «Древо Иессеево». Самый ранний сохранившийся памятник - софийская таблетка «Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов» (кон. XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен И. З. с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).
В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; И. З. изображен в молении.
Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди к-рых присутствует И. З.) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит - как в греч., так и в рус. практике - к композиции «Собор 12 апостолов»: на епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658 гг., апостолы также изображены в рост (ГММК).
В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене «Успение Пресв. Богородицы» из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в., ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на кайме; на плащанице «Положение во гроб», дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647, ГММК), полуфигура И. З. изображена за ап. Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы «Положение во гроб» из Чудова мон-ря (1678, ГММК) и на нижней кайме плащаницы «Положение во гроб», вложенной иером. Матфеем в Соловецкий монастырь (1704, ГММК). В ризнице Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6 апостолов, среди них - И. З.
Фигура И. З. входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине (ГТГ), икона 1-й четв. XVIII в. из деисусного (апостольского) ряда в Спасо-Преображенской ц. в Кижах; икона кон. XVIII в. из иконостаса церкви дер. Селезениха Новоторжского у. Тверской губ. (см.: Красилин. 1996. С. 90. Ил. 12). В Новое время образы апостолов в иконостасах иногда группировались по неск. фигур, как, напр., на иконах кон. XVII в. «Апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома» из ц. Покрова в Филях (ЦМиАР) и «Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн Богослов, Фома, Марк, Петр» (кон. XVIII в., Гос. музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе «Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев» из собр. А. А. Кирикова (2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360, Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции Нового времени, напр. поясное изображение И. З. на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В балканском искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы И. З. не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч. Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны (см.: Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 88).
В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; см.: Костромская икона. 2004. Кат. № 77), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» кон. XVII в. из собрания К. В. Воронина, «Распятие с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК). На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы И. З. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где И. З. изображен в рост в откосе окна, сюжет «Усекновение главы ап. Иакова» помещен на галерее храма. Композиция «Призвание апостолов Иоанна и Иакова» представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ И. З.- на сводах этого храма (1680).
В иконописи были распространены изображения 12 апостолов, среди к-рых был И. З., на полях икон с разными сюжетами в среднике: «Спас Вседержитель, с апостолами» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - на левом поле полуфигура И. З. со свитком в руке; «Распятие, с апостолами» (XIV в., ГРМ), балканская икона «Деисус с этимасией и святыми на полях» (кон. XIV-XV в., ГТГ) - И. З. в медальоне; «Христос на троне, с апостолами» мастера Лонгина (1590, ризница монастыря Дечаны) - в рост, на поле иконы «Свт. Николай Чудотворец» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо следует отметить икону «Деисус и праздники», являющуюся своеобразным прообразом рус. «апостольских» Деисусов (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - после 7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов.
Изображение И. З. представлено среди образов апостолов и мучеников на полях иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» (Успенский собор, ГММК, XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества Христова в Измайлове (Москва) (Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда // Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова // Там же. С. 663-668).
И. З. представлен среди избранных святых, как, напр., на 3-створчатом складне с изображениями «Богоматерь Неопалимая Купина» и «Погребение вмц. Екатерины» в среднике и святых на створках (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - И. З. с посохом в руке внизу на левой створке (см.: Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai / Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins; The J. P. Getty Museum. Los Ang., 2006. Cat. № 58).
В композициях «Страшный Суд» в иконописи и в монументальной живописи И. З. изображается восседающим вместе с др. апостолами по сторонам Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе (2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). Жестикуляция И. З. может быть различна: поднятая рука в пророческом, указующем или благословляющем жесте.
В минеях изображения И. З. помещены под 30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др.
Чтимая икона И. З. (нач. XX в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя И. З.