Святитель Герасим Великопермский

(† 1442/43, близ погоста Усть-Вымь, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский (см. Вологодская и Великоустюжская епархия). Дата поставления Г. на Пермскую кафедру (с центром в Усть-Выми) - 1418 г.- указана в Коми-Вымской летописи кон. XVI - нач. XVII в., к-рая включила краткие летописцы, составлявшиеся при Пермской кафедре с кон. XIV в. (Доронин. С. 260; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны: Сб. ст.: Памяти акад. М. Н. Тихомирова. М., 1967. С. 227-231). Эта дата не противоречит сообщениям др. летописей о том, что в 1416 г. в хиротонии Новгородского архиеп. Симеона участвовал предшественник Г. на Пермской кафедре еп. Исаакий (НПЛ. С. 406; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 415).

Записанные в XIX в. пермские предания (опубл. И. М. Верюжским: с. 329-331) говорят о Г. как об активном миссионере, много путешествовавшем по епархии и заботившемся о пастве. Епископ прилагал усилия для защиты зырян от набегов новгородских ушкуйников, вятчан и особенно язычников манси (вогулов, или вогуличей, живших за Уралом, а также на верхней Печоре и Ижме). Г. часто обращался к ним с просьбами о мире и с поучениями. Предание сообщает, что во время одного из набегов манси святитель бесстрашно пришел к их кн. Асыке и сумел убедить его уйти из земли зырян (по-видимому, этот рассказ является анахронизмом - манси нападали на зырян под предводительством Асыки во 2-й пол. XV в.: в 1455 и 1480-1481). Позиции христианства в Ст. Перми при Г. если не укрепились, то во всяком случае не были поколеблены. В 1430 г. Киевский митр. св. Фотий писал: «Служить днесь чисте и православне Пермьскаа страна на христианьскую службу» (Слово о исхождении Св. Духа // Фотий, митр. Киевский и всея Руси. Книга, глаголемая Фотиос: Соч. М., 2005. С. 78). Возможно, московские вел. князья выдавали Г. жалованные грамоты или подтверждали прежние пожалования Пермской кафедре. В 1482/83 г. Иоанн III Васильевич дал Пермскому еп. Филофею тарханную и несудимую грамоту на владычные городки, погосты и деревни по р. Вычегде, «которые были наперед сего за владыками Пермскими». Данный документ отражает основной состав земельной собственности, приобретенной Пермскими епископами начиная с 80-х гг. XIV в. (АСЭИ. Т. 3. № 291). В 1441 г. Г. присутствовал на Московском Соборе, осудившем митр. Исидора.

Согласно Коми-Вымской летописи, Г. «убиен бысть... за неколико стадий от владычного горотка, месте, зовемый Мыс, земскими подъяки за нечто, а то нечто суть земляные поделия на владычном горотке на строение храма ружново, да роспря угодейная» (Доронин. С. 261). Местные предания причисляют Г. к мученикам за веру. Одно из преданий гласит, что епископа задушил омофором слуга - крещеный вогулич. Согласно др. преданию, «святый отец удушен домочадцами невинно» при возвращении из поездки по епархии (Филарет (Гумилевский). С. 137). Известие о кончине Г. (с неверной (недописанной) датой) занесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый Герасим епископ Пермский чудотворец задушен бысть от своих домочадец в лето 6900 месяца генваря в 24 день» (С. 163).

Г. был погребен в кафедральной Благовещенской ц. в Усть-Выми, затем здесь были похоронены Пермские святители Питирим и Иона. В результате позднейших перестроек деревянного храма гробницы святителей оказались за его стенами, над гробницами была сооружена часовня в честь Всех святых (упом. начиная с XVI в.). В 1741-1746 гг. вместо деревянного Благовещенского храма был воздвигнут каменный, к к-рому в 1749 г. пристроили Всехсвятский придел, освященный в 1764 г., в нем находилось место погребения святых Г., Питирима и Ионы. В кон. 30-х гг. XX в. Благовещенская ц. была взорвана. 8 мая 1996 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил каменную часовню в честь Всех святых, построенную на месте древней Всехсвятской часовни. В часовне, в наст. время являющейся частью усть-вымского во имя арх. Михаила муж. мон-ря (возобновлен 21 февр. 1996), под спудом покоятся мощи Пермских святителей.

Свящ. Мисаил, начавший в 1586-1588 гг. составление Коми-Вымской летописи, одним из своих источников называет Житие Г. (в наст. время неизвестно), вместе с тем сообщение летописи о гибели епископа не носит следов заимствования из агиографического источника. Письменная фиксация чудес, совершавшихся по молитвам к Пермским святителям, началась в XVII в. «Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцов, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима, Ионы» известны в ряде списков. Наиболее ранний датируется рубежом XVII-XVIII вв. и содержит описание чудес за 1609-1646 гг. (РГБ. Ф. 173.I. № 202. Л. 292-301). Списки РНБ. Q.I.326; РГБ. Ф. 199. № 114; F.I.778 включают помимо этого чудеса за 1675-1716 гг., а в списке ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183 описаны также чудеса за 1817-1842 гг. Бо́льшая часть чудотворений датирована. Выделяется блок из 5 чудес, случившихся с неким стрельцом Михеем в 1675-1708 гг. в Даурии и затем в Усть-Выми. Освободившись из кит. плена в 1682 г. по молитве к Усть-вымским чудотворцам, Михей построил часовню и написал их образ. Записи чудотворений, происходивших в XVII - нач. XVIII в., были собраны воедино и, вероятно, лит. обработаны усть-вымским свящ. Евтихием, к-рый в нач. XVIII в. (до 1717) просил секретаря Вологодского архиерейского дома прислать сведения «о начале и о бытности на Усть-Выми епископии Стефана, епископа Пермскаго, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали, и откуда родом, и которые епископ и чудотворец сколко годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были, и что из чудес, и который епископ где почивает» (цит. по: Филарет (Гумилевский). С. 134).

Установление общероссийского почитания Пермских святителей Г., Питирима и Ионы произошло в 1607 г., когда по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского и патриарха сщмч. Ермогена Вологодский и Великопермский еп. Иоасаф написал икону Пермских святителей, на к-рой они были изображены в рост, икона находилась над их гробницей. По-видимому, вскоре после создания образа была начата запись чудес и установлен день их общей памяти. В Усть-Выми существовал храм во имя трех Пермских святителей, упраздненный к сер. XIX в. (Там же; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 218). В 1649-1653 гг. в вологодском архиерейском доме был построен храм во имя святых Г., Питирима и Ионы, в 1650 г. Вологодский архиеп. Маркелл «по своему обещанью... поехал на Усть-Вым Пермским чюдотворцем помолитись» (Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1865. № 22. С. 862). По-видимому, с XVIII в. в Усть-Выми 24 янв.- 5 февр. проводилась Герасимовская ярмарка, на к-рую приезжали жители не только Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губ., но и Вятской, Пермской, Архангельской губерний.

Имя Г. включено под 24 янв. в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. № 201. Л. 7 об.), а также, в частности, в «Месяцеслов» и «Алфавит русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. № 15544. Л. 7 об., 350 об., 1807-1811 гг.), в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 111 об., 1-я четв. XIX в.). Г. прославляется в службе Собору 3 Пермских святителей и в акафисте Собору 7 Пермских епископов. В обращенных к Г. тропаре и кондаке Церковь величает его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 313-314). В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм.

Иконография

Первое изображение Г.- в рост, вместе со святителями Питиримом и Ионой Пермскими - имелось на иконе 1607 г., написанной к прославлению святых (Верюжский. Вологодские святые. С. 328) еп. Вологодским и Великопермским Иоасафом для помещения на гробницах святителей в ц. Благовещения Богородицы Усть-Выми (впосл. образ стоял у надгробия). По-видимому, иконографию этого образа повторяет икона сер. XVII в. (ЦМиАР), на к-рой Г. представлен в фелони, омофоре и митре, с благословляющей десницей и Евангелием, лежащим горизонтально на левой руке, у него русые волосы и средней величины борода.

Описание внешнего облика Г. сохранилось под 24 янв. в неск. иконописных подлинниках, наиболее раннее - в Софийском 2-й четв. XVII в.: «Сед, брада Николина, схима на плечах, риза багор, на ней строчки, исподь празелень» (РНБ. Соф. 1523); аналогичный текст - в рукописи посл. четв. XVII в. (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 69 об.); более подробный - в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в.: «Подобием сед, брада подольше Николины, риза святительская, мантия со источники, исподняя празеленная, на главе шапка святительская» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44). Помимо неизменного уподобления Г. свт. Николаю Чудотворцу указан довольно редкий тип облачения святого - архиерейская мантия, иногда вместе со схимой; в большаковском и строгановском подлинниках XVIII в. назван и др. извод: «А инде пишут ризы святительския, в шапке, исподь празелень, в левой руке свиток» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об.; кон. XVIII в.). В нек-рых руководствах содержатся дополнительные сведения: «Удушен бысть от своих домочадец, лежит святое тело его на Усть-Выми, многа чудеса сотвори приходящим с верою» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 68).

Г. включен в сонм вологодских чудотворцев на неск. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми, напр. на образе 1-й четв. XVIII в., происходящем из вологодской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (в верхнем ряду правой группы); на иконе 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (справа, в 3-м регистре сверху, вместе с прп. Герасимом Вологодским); на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье Вологды; на иконе «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с избранными святыми» XVIII в. (все из собрания ВГИАХМЗ). На вологодских иконах Г. имеет правильные черты лица, высокий лоб, длинную клинообразную бороду с легкой проседью, облачен в фелонь и омофор, особенность этой иконографии - отсутствие митры. Как правило, в этом изводе помещен в ряду с др. святителями Пермскими.

На пермских иконах 1-й пол. XIX в. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина), 2-й пол. XIX в. (ПГХГ), кон. XIX в. (Успенский жен. мон-рь в Перми) Г. тоже представлен вместе с др. местными святителями в рост, в фелони, омофоре и митре (или с непокрытой головой), с крестом и Евангелием, обычно рус, с бородой средней величины. Подобное изображение - на иконе «Великопермские чудотворцы» 1907 г., исполненной в мастерской А. Н. Зеленина (ПГХГ). Уникальный иконографический состав имеет образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» 1866 г., написанный в мастерской с. Покчи Пермской губ. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина): в верхней части - изображение Богородицы с покровом в виде омофора, в центре - ап. Андрей Первозванный с крестом, равноап. кн. Владимир и блгв. кн. Александр Невский (небесный покровитель имп. Александра II), слева - свт. Стефан Пермский и равноапостольные Кирилл и Мефодий, справа - святители Питирим, Г. (без митры, с Евангелием) и Иона; все изображенные на иконе святые прославились апостольским и миссионерским служением, нек-рые в Пермском крае. Надпись сообщает, что икона создана «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» в апр. 1866 г. как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева.

На прориси с иконы «Собор русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в музее СПбДА, в наст. время - в ГРМ) - погрудное изображение Г. в митре и омофоре в числе др. святителей. В архиерейском богослужебном облачении, с четками, с темной бородой и длинными прядями волос святитель изображен среди подвижников XV в. в росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, исполненной в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе зырянских святых (в правом верхнем углу средника) Г., с небольшой бородой, единственный в епископской мантии и крещатом белом клобуке (др. святители в фелонях), представлен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. кисти мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ), в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в., а также на иконе того же иконописца «Собор святителей, в земле российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) среди уральских чудотворцев. Примером совр. иконографии является ростовой образ Г. на иконе «Спас Вседержитель с избранными пермскими святыми» 2004 г. письма московской худож. М. А. Игуменовой (образ хранится в Пермской епархии).

Наверх