Где истинное счастье? I. В отношении вопроса о человеческом достоинстве

Где истинное счастье? I. В отношении вопроса о человеческом достоинстве

Не много Ты умалил его пред Ангелами:

славою и честью увенчал его;

поставил его владыкою над делами рук Твоих

(Пс.8:6–7).

С тех пор, как совершилось в раю грехопадение наших прародителей, на земле происходит постоянная борьба между двумя царствами, между Царством Бога и царством сатаны, Царством Жизни и царством смерти, Царством Истины и царством лжи, Царством Веры и царством неверия. На знамени каждого из князей этих двух царств написано: «У меня спасение и счастье». И каждый человек неизбежно должен делать выбор для себя между этими знаменами, выбор между Христом и Его противником; говорю «неизбежно», потому что в этой борьбе нет и не может быть средины. Христос говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30).

Едва ли когда в продолжение всей истории человечества борьба эта была так сильна и ожесточенна, как в настоящее время, когда отпадение от Бога, от Его истины и закона и безбожие проповедуются многими как единственное и истинное счастье человеческого рода. Церковь чрез своих пастырей – этих руководителей народа в борьбе против мира и ада – с каждым годом всё сильнее и убедительнее предостерегает верующих чад своих от всякого обмана, пробуждая их к бодрствованию и к серьезной борьбе. Но по причине заманчивых обещаний мира и потому, что многие из людей слишком привязываются ко всему низменному и земному, она очень мало находит слушателей, а потому неверие и безцерковье делают очень быстрые успехи. Тем не менее, однако, все обещания мира – ложь, ибо отпадение от Бога никогда не может принести счастья, но оно всегда приводит к временной и вечной погибели. При настоящем ослеплении людей только благодать Божия может убедить их в этой истине и отвлечь от зла. Хотя последствия безверия, те бедствия и несчастья, под которыми вздыхают и томятся сейчас все народы, очевидны для всех, однако есть еще немало ослепленных людей, которые всё это приписывают совсем другим причинам, а потому не в обращении к Богу, к Его истине и закону ищут для себя спасения, а в тех или других земных способах и средствах. Вот почему в настоящих своих беседах я хочу всесторонне доказать, что не в неверии, а единственно в христианской вере следует полагать истинное счастье и спасение человека. При этом в новом и ясном свете откроется слава и превосходство православно-христианской веры и Церкви. Да благословит же Господь эти наши размышления, дабы вы нашли в них поддержку и подкрепление для вашей веры и любви к Святой Православной Церкви.

Сперва я скажу вам о достоинстве человека, каковой предмет избран мною как основание для дальнейших размышлений, и покажу, что делает из человека вера и чем делает его неверие. Именно неверие крайне унижает человека, а вера дает ему высочайшее достоинство.

1. Когда Давид, богопросвещенный псалмопевец Ветхого Завета, прославляет могущество и величие Творца, то его более всего воодушевляет при этом взгляд на человека и его положение в творении. Господи Господь наш! – говорит он. – Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси: что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его (Пс.8:2, 4–6). В этих словах Давида как нельзя более верно выражено то, что чувствует всякое неиспорченное человеческое сердце. Даже язычники всегда признавали и признают, что человек есть венец всех видимых творений, высшее, превосходнейшее и благороднейшее творение Бога на земле, что его душа и ее силы, разум и свободная воля далеко возвышают его над всеми животными. Некоторые из народов, по вниманию к этому высокому положению человека в ряду других творений, производили его от богов. Но чтобы отрицать душу человека и ставить его, таким образом, на одинаковую степень с животными, до этого никогда не доходили даже язычники, а если некоторые из них и делали это, то подвергались насмешкам и поруганию.

Равным образом и под владычеством христианства даже ложная наука в продолжение многих веков не осмеливалась оспаривать достоинство человека как господина твари, который одарен бессмертной душой и чрез это превосходит все другие творения. Только в настоящее время нашла себе место такая дерзкая философия, которая ниспровергает его человеческое достоинство и старается дать своему ложному учению широкое распространение.

Всякому понятно, читатели, что в отношении нравственной жизни человека всё зависит от того, как он на себя смотрит, за кого он себя почитает. Каждый понимает, что если человек не более как животное, то ему нет надобности и жить лучше, нравственнее животного, что он в таком случае не ответственен за свои действия и поступки. А если так, то нет основания у человека жить по правилам нравственного закона, обуздывать свои страсти, нет препятствий давать полный простор своим похотям и предаваться необузданному своеволию, самочинию и порокам. Но это глубоко унижает и оскорбляет человека. Ибо достоинство человека не в том только состоит, что он есть, но и в том, что он делает. Что он есть на самом деле, этого никто не может отнять у него, так как никто не может сделать его чем-нибудь другим, – но можно лишить его сознания своего естественного достоинства и этим произвести то, что он чрез дурную, порочную жизнь потеряет свое нравственное достоинство. К этому-то и приводит, это-то и делает, братие, неверие. Оно отвергает высшее достоинство человека и делает это в том намерении, чтобы освободить человека от нравственного закона, сделать его дурным, безнравственным и порочным.

Неверие достигает этого тем, что оно отвергает бытие души человеческой и ставит человека, таким образом, на одну ступень с животным. Конечно, если у человека нет бессмертной души, которая служит основным началом всей его жизни, тогда он – не выше животного. Если его разум – не что другое, как инстинкт животного, если его свободная воля есть только влечение, руководимое самолюбием, тогда перестает быть всякая истина и всякая добродетель, и самолюбие должно безусловно господствовать между людьми. Но всему этому неверие учит, ничем не затрудняясь и ни пред чем не останавливаясь. Не из Божиих рук, говорит оно, произошел человек; в бесконечном и постепенном переходе от несовершенного к совершенному он развился из царства животных, и как мало имеет душу животное, так же мало и человек. С прекращением земной жизни его прекращается для него всё; бессмертие его состоит только в воспоминании о нем знавших его собратий. Мысли и желания его не суть силы его духа, но следствие привычки или навыка. Его ум не может возвышаться над пределами чувственного – всё сверхчувственное есть только мечта воображения. Он (ум его) не может также претендовать на достижение постоянной, неизменной истины, потому что ход жизни может всё изменять совершенно. Его воля руководится не высшими законами и соображениями, но исключительно своими собственными выгодами. Хорошо то, что выгодно и полезно, и наоборот – худо то, что причиняет вред и убыток.

Как глубоко, братие, как неизмеримо глубоко всё это унижает и оскорбляет человека! С высшей ступени в ряду творений он низводится на одинаковую ступень с животными. Подобно животному живет он на земле, даже гораздо хуже, чем животное. Животное, вследствие того что у него не так развито сознание, как у человека, не сознает страданий и бедствий жизни, у него нет ни воспоминаний о прошедшем, ни представлений о будущем. У одного только человека всё это есть, и потому-то именно, что у него есть сознание, он является бесконечно жалким и несчастным. Неверующие так действительно и высказывались, что человек – несчастнейшее существо и ему ничего не остается, как отчаяние. И они правы. Если у человека нет души, то он не более как животное, и притом несчастнейшее из животных, потому что он одни только чувствует страдания, но не знает и не находит ни у кого помощи. Вот до какого крайнего унижения доводит человека неверие – и в нем-то он видит единственное счастье человеческого рода?!

Нет нужды опровергать такое учение на научных основаниях, хотя это сделать и нетрудно, так как неверие далеко не доказало своих положений. Для ниспровержения его достаточно указать только на то, что всему человеческому роду присуще было во все времена и во всех местах сознание бессмертия души человеческой, как об этом свидетельствует и внутренний голос каждого человека. Но если такое учение находит для себя в настоящее время всё более и более последователей, то это не потому, что то свидетельство человеческого рода или собственного сердца человека замолкло, и не потому, что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращенному и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям, удаляя от человека всякую мысль об ответственности и наказании за такую жизнь. Ибо если человек не бессмертен, если он есть не более как только достигшее высшего развития животное, то ему нет никакого дела до Бога. Ибо если и есть Бог, то что человеку бояться Его, когда со смертью всё прекращается? Если невозможно знать высшую истину, если нет никакой истины, то почему человек должен поступать в своей деятельности по каким-то определенным законам, которые ничем не оправдываются? И если нет свободной воли, если хорошо только то, что полезно и выгодно, и дурно то, что невыгодно и вредно, то, следовательно, нет и не должно быть никаких препятствий и ограничений для себялюбия и других влечений сердца. Отсюда естественно вытекает то, что всякие нравственные границы разрушаются и падают, и человек живет, как хочет. Ему ничего не остается, кроме заботы сделать свою жизнь возможно приятнее и веселее, – вот он и хочет испытать всё, чего требует его греховное сердце. Сообразно трем главным источникам зла, которое насадил в нем грех, оно требует чести и уважении, власти и господства над своими собратьями. Вот почему оно ничего не хочет знать о смирении и послушании к родителям, старшим и начальникам, оно становится по отношению к ним дерзким и непочтительным, как это мы видим в современном неверующем юношестве. К низшим и подчиненным такой человек бывает груб и жесток и всеми способами старается возвышать себя. Когда же его сердцем овладевает страсть к обладанию деньгами и имуществом и он начинает полагать всё свое счастье в мамоне, тогда в нем обнаруживается скупость и корыстолюбие, которое не останавливается ни пред какою несправедливостью. Человек хотя и работает, но не с тою нравственною целью, чтобы честным образом удовлетворять необходимым потребностям, а ради самих денег, чтобы сделаться богатым, кичиться пред другими и находить в них свое удовольствие и наслаждение (но никогда, однако, не бывает доволен) или же, что также бывает очень часто, чтобы иметь возможность больше и больше предаваться страсти к наслаждениям. Эта страсть к наслаждениям... но довольно, не буду более рисовать мрачную картину жизни невера. Я хотел только показать, до какого унижения доводит человека неверие; оно делает его животным и заставляет жить, как животное, а затем он и умирает так же, как животное, без всякой надежды и упования. Если вы, братия, повнимательнее рассмотрите жизнь, как она обнаруживается у таких людей, то вы убедитесь, что я говорю правду. При таком образе жизни может ли человеческий род, равно как и отдельный человек, найти свое счастье? Но если неверие ведет человека к такому унижению, то расчет его найти в нем свое спасение неверен, и мы поэтому не должны в нем искать его. Вера же доставляет ему счастье и спасение, ибо она возводит человека на высоту его нравственного совершенства и человеческого достоинства.

2. Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его – так говорит Псалмопевец о достоинстве человека, и мы вполне согласимся с ним, если рассмотрим, как учит нас о достоинстве человека вера, и из этого размышления мы извлечем новое для себя побуждение жить сообразно с этим высоким нашим достоинством.

а) Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт.1:26) – так сказал Бог, когда вознамерился создать человека. И создал Господи Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7) – так учит вера словами Священного Писания о сотворении человека. Итак, он есть творение Всевышнего, вызванное к бытию посредством особенного Божия совета, – творение, одаренное бессмертной душой, созданное по образу Божию и по подобию, имеющее разум познавать истину и свободную волю творить добро. Если мы рассмотрим только это немногое – и тогда уже какое достоинство приобретает в наших глазах человек! Как высоко поставлен он между другими видимыми предметами! И однако одним этим Бог не ограничился. Мало того, что Он сотворил его по образу Своему, но одарил его еще высшими, сверхъестественными дарами. Он создал его совершенно святым и праведным; Он удалил от него всякое преобладание чувственности; Он даровал ему высокое познание естественных, видимых предметов и еще высшее познание Бога и удостоил его непосредственного общения с Собою – явился в отношении его не как только всемогущий Творец, но и как любящий отец. Он ввел его в рай, в котором он мог жить и никогда не умирать. Этого мало: Бог не лишил человека Своей любви и тогда, когда тот согрешил и утратил естественный образ Божий. И тогда, когда грех возобладал над людьми, когда они, изгнанные из рая, блуждали по земле, вдали от Бога и забыв Бога, – они не были забыты Богом. Своего собственного Сына послал Он для того, чтобы спасти их и восстановить в них утраченный образ Божий. И каждый, кто в Него верует и крестится, приобретает этот образ – эго усыновление и право на небо, на общение и внутреннее единение с Богом.

Таково, слушатели, в кратких чертах достоинство человека при свете веры! Эта высота человека не должна ли наполнять наше сердце чувством самого высокого умиления и отвращать нас от учения неверия? Чада Божии есмы мы, дети любящего Отца, Который наделил нас чудными дарами природы и благодати, Который предназначил нас для высокой цели!

б) И однако это еще не самое главное и высокое преимущество, которое даровал нам Бог и которым Он возвысил и облагородил нас. Есть еще два таинства в нашей религии, показывающие нам достоинство человека еще в более высоком и ярком свете. Это, во-первых, вочеловечение Сына Божия. Так высоко стоит человеческая природа в глазах Бога, что ее принимает Сам вечный Сын Божий и навеки соединяет ее в одном Лице со Своею божественной природой. Этим Он возвысил ее до божественного достоинства, до господства вместе с Собою над целым миром, над небом и землею. Он сделал нас чрез это воплощение Своими братьями, ибо Он сделался как один из нас. Этим Он сделал для нас то, что мы можем вечно владычествовать с Ним, будучи соединены с Его святым человечеством. Какая отсюда слава и честь для всего человечества и для каждого члена его в отдельности! Сын Божий – твой брат, Сын Божий – человеческий сын, человеческая природа соединена с божественной и возвышена до божественного Престола!

Но любовь Божия идет еще далее. Она восхотела теснейшим образом соединиться и с каждым отдельным человеком, восхотела возвысить до участия в Своей божественной природе и каждого отдельного человека. И это делает она в Таинстве святого Причащения. Под видом хлеба и вина Христос – Сын Божий предлагает нам Свое Тело и Свою Кровь, и это делает Он для того, чтобы мы, принимая в себя Его Тело и Его Кровь, делались причастными Его Божеству. Таким образом, человек уже на земле теснейшим образом соединяется с Богом, дабы таковым вечно оставаться на небе. Какой язык может как должно прославить эту любовь Господа и изобразить это достоинство и высоту человека, на которую она поднимает его? Поистине, только немного Ты, Господи, γмалил его пред Ангелами!

в) Неверие делает человека животным, а вера возвышает и приближает его к Божеству. Неверие учит его жить подобно животным, вера же учит его жить сообразно своему достоинству и вести, так сказать, божественную жизнь. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, – взывает к нам божественный Учитель (Мф.5:18). Совершенство и святость Божия есть цель, к которой мы должны стремиться и которая одна только отвечает нашему достоинству. Только она одна достойна человека, и все добродетели. которые доселе украшали землю, происходили от стремления к достижению этой цели. Так жил и действовал Сам Господь наш Иисус Христос, так учит Он нас поступать. «Следуйте за Мной», – сказал Он. И если бы мы поступали по этому слову Спасителя и подражали ему, то мы не стали бы так предаваться гордости житейской, ибо Он был кроток и смирен и учил, что всякая честь мира ничего не значит пред Богом. Поэтому и мы должны быть смиренны, смиренны пред Богом и пред своими собратьями, чтобы стяжать честь у Бога. И если бы мы стремились к святости Бога, то нас не ослепили бы никакие блага земли, ни деньги, ни богатство, ибо Христос не был богат и учил нас, что все эти блага земные – ничто в сравнении с благами небесными. Поэтому не будем отдавать своего сердца в рабство этим благам, но будем употреблять их как средство к земной жизни, чтобы благоразумным употреблением их стяжать себе вечную жизнь. Если бы мы стали подражать совершенству Бога, то не сделались бы рабами чувственных страстей, которые удаляют нас от Бога и о которых говорится: никто из предающихся этим страстям не внидет в Царствие Божие. В таком случае наша жизнь заблистала бы всеми добродетелями, которые мы видим в Богочеловеке, – смирением и послушанием, кротостью и любовью, воздержанием и целомудрием. И кто может оспаривать, что такая только жизнь и достойна человека и ставит его на высшую степень совершенства, что она только и отвечает его достоинству и совершенству? К такой именно жизни и ведет нас вера.

Итак, припомним здесь, братие, слова святителя Григория Двоеслова: «Помни, о человече, о своем достоинстве; сделавшись причастным божественной природе, не возвращайся чрез порочную, нечистую жизнь к прежнему ничтожеству. Помни, чьей головы и тела ты член. Помни, что Бог извлек тебя из области мрака и воззвал в чудный Свой свет». Да, братия, не слушайте губительных, ядоносных учений неверия, которое низводит вас на степень животных и, лишая человеческого достоинства, ничего не обещает вам, как только отчаяние и безутешную жизнь, – но будьте внимательнее к зову веры, которая делает вас чадами Божиими и готовит к небесной славе. Только не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал, его: поставил его владыкою над делами рук Твоих (Пс.8:6–7), то есть выше всех других Своих творений! И постоянное памятование и сознание этого высокого вашего достоинства будет и предохранять вас от всех опасностей и искушений, и удерживать от всего, что только может лишить вас этого достоинства, и наоборот – будет побуждать ко всяким жертвам, лишь бы только достигнуть наследия чад Божиих.


Голос Церкви. 1914. Январь. С. 3–15; Февраль. С. 3–16; Март. С. 3–15; Апрель. С. 3–15; Май. С. 3–15; Июнь. С. 13–25.




Наверх