ГАВРИИЛ. Православная энциклопедия

ГАВРИИЛ

(22.03.1684, дер. Зверки близ Заблудува (рус. Заблудово), Польша - 20.04.1690, Белосток, там же), мч. (пам. 20 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток).
Г. был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии. 11 апр. 1690 г. Г. был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской иудаистской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался. Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, к-рые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Г. был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты к-рого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Г. и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Г. остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский мон-рь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения мон-ря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения К-польского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Г. в слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике (Литовские ЕВ. 1885. № 35. С. 346).

По молитвам к Г. происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 г. РПЦ причислила его к лику святых. В 1855 г. игум. Модест, ректор Слуцкой семинарии, составил молитву Г. Ранее, в 1752 г., архим. Досифей (Голяховский) составил тропарь и кондак младенцу-мученику. В 1908 г. Волынский архиеп. Антоний (Храповицкий) написал канон святому. В 1893 г. вышел указ Литовского архиеп. Доната (Бабинского-Соколова), предписывавший разместить во всех храмах епархии иконы с изображением мученика. В 1897 г. на добровольные пожертвования для мощей Г. была изготовлена новая серебряная рака, впосл. архиеп. Антоний подарил серебряную лампаду, помещенную перед ракой. Мощи младенца-мученика почивали открыто, на руках были видны колотые и рваные раны. В Слуцком мон-ре хранилась книга, в к-рой записывались чудеса, происходившие у раки Г. (Гродненские ЕВ. 1909. № 16. С. 89; № 31. С. 307-308). Ежегодно в день памяти Г. в мон-ре собиралось до 35 тыс. паломников со всей России. 20 апр. 1914 г. всенощное бдение возглавил Волынский архиеп. Антоний. Во время крестного хода со св. мощами исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у к-рого были парализованы ноги.

В 90-х гг. XIX в. начался сбор средств для строительства на родине Г. часовни, освящение к-рой состоялось 19 апр. 1894 г., часовня находилась на месте дома Говделей. Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из Заблудова в Зверки, проходивший 20 апр. 6 окт. 1902 г. дер. Зверки сгорела вместе с часовней, неповрежденными остались только икона и крест Г. В 1908 г. начался новый сбор средств на строительство церкви в Зверках, прервавшийся в 1915 г. из-за первой мировой войны. 11 июля 1895 г. при участии Брестского еп. Иосифа (Соколова) был освящен храм во имя Г. в Друскениках (ныне Друскининкай, Литва).

В 1910 г. по благословению Гродненского еп. Михаила (Ермакова) Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) перенес деревянную раку, в к-рой до 1897 г. почивали мощи святого, вместе с частицей его мощей в Николаевский собор Белостока, в 1912 г.- в супрасльский Благовещенский мон-рь. В 1915 г. рака с частицей мощей была привезена в Москву, в Покровский собор на Красной пл. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. с мощами Г. оказались связаны неск. судебных процессов, прошедших в Москве. Молебны, к-рые служил у раки с мощами Г. настоятель Покровского собора сщмч. Иоанн Восторгов, стали одной из косвенных причин его ареста и последующего расстрела († 5 сент. 1918). В нояб. 1919 г. было возбуждено дело по обвинению настоятеля Покровского собора прот. Иоанна Ковалевского, клирика собора прот. И. Кузнецова, церковных сторожей супругов Мошковых и церковного старосты купца А. Щербакова в контрреволюционной и антисемитской пропаганде и нарушении законов о труде. 5 дек. 1919 г. народный суд приговорил протоиереев Ковалевского и Кузнецова к 5 годам лишения свободы условно, Мошковых - к 1 году лишения свободы условно. Суд также запретил употребление тропаря и кондака Г. «как определенно человеконенавистнических и контрреволюционных». Рака с мощами святого была сдана в Уголовный музей при Главмилиции «как вещественное по преступлению доказательство». Рака представляла собой ковчег ок. 70 см в длину и ширину, высотой ок. 35 см. В ней под стеклом находился написанный на сосновой доске образ Г. В раке была найдена кость размером 2,5´ 3,7 см, согласно заключению экспертизы,- «правая боковая часть затылочной кости человека; можно предполагать, что она принадлежала лицу детского возраста» (И. Ш. Церковники и их агенты перед нар. рев. судом: Отзвуки дела Бейлиса: (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила») // РиЦ. 1919. № 6/8. С. 62-76). В 1920 г. рака с частицей мощей попала в Музей атеизма, размещавшийся в зданиях закрытого Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ря. Дальнейшая судьба этой частицы мощей Г. неизвестна.

В 30-х гг. XX в., после ликвидации слуцкого Свято-Троицкого мон-ря, мощи Г. были перевезены в Минск, находились в Музее атеизма, в 1942 г. их удалось перенести в кафедральный Преображенский собор Минска. В 1943-1944 гг. свящ. Алексий Зноско, настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Свислочь, написал акафист мч. Гавриилу. В нач. 1944 г. по благословению митр. Пантелеимона (Рожновского) о. Алексий отделил частицу от мощей св. мученика и разделил ее на 3 части. 1-я частица предназначалась для прихода в Свислочи; 2-я частица в мае 1944 г. была вставлена в крест, хранившийся в Успенской ц. в Заблудове, где возобновились богослужения; 3-я частица предназначалась для гродненского Покровского собора. В кон. июня - нач. июля 1944 г. Минский архиеп. Филофей (Нерко) (Белорусской Автокефальной Церкви) поручил Смоленскому еп. Стефану (Севбо) доставить мощи Г. в Гродно. Не имея возможности исполнить это поручение, еп. Стефан уговорил сделать это нем. генерала СС. Из гродненского гестапо прот. Феодор (Валиковский) и протодиак. Филипп (Рубан) перенесли гроб с мощами Г. в Покровский собор Гродно и поместили его в подземной части храма.

21-22 сент. 1992 г. по благословению Гродненского и Волковыского архиеп. Валентина (Мищука) (РПЦ) и Белостокского и Гданьского архиеп. Саввы (Грыцуняка) (Польская Православная Автокефальная Церковь) мощи Г. крестным ходом были перенесены из Покровского собора Гродно в Николаевский собор г. Белостока, где почивают в наст. время. С 1993 г. ежегодно 2-3 мая мощи Г. переносят из Белостока в Заблудув, где у открытой раки совершаются торжественные богослужения. Частицы мощей младенца-мученика хранятся в Гродно - в Покровском соборе и в Рождество-Богородицком жен. мон-ре. В 2003 г. на окраине Зверков была освящена ц. во имя Г. (строительство шло с 1995). При храме будет создан жен. мон-рь, куда в будущем планируется перенести мощи святого. 3 мая 2003 г. рака с мощами Г. крестным ходом на 1 день была принесена в новоосвященный храм в Зверках.

Г. считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства правосл. молодежи в Польше.
Иконография
Изображения Г. сохранились преимущественно в местах его особого почитания в Белоруссии, Польше и на Зап. Украине, самые ранние относятся к XIX в. Известно, что в 1891 г. над мощами святого была поставлена икона, вложенная И. П. Трутневым, - список с образа в иконостасе храма Св. Духа Слуцкого мон-ря. В кон. XIX - нач. XX в., особенно после крестного хода с образом Г. и освящения часовни на его родине в 1894 г. (когда были розданы паломнические образки), его изображения получили большое распространение в храмах и частных домах Заблудовского прихода. В 1902 г. во время пожара в дер. Зверки сгорела часовня, но остались не повреждены огнем крест и образ святого. Иконы с изображением Г., очевидно, существовали и в Центр. России, напр. в соборе Покрова Богородицы на Рву в Москве в нач. XX в. находилась рака с частицей мощей и ростовым изображением мученика с ветвями и крестом в руках («На правой руке ребенка имеется изображение язвы наподобие той, с какою обычно изображается на плащанице Иисус Христос распятый. Такая же язва имеется на левой ноге» - РиЦ. 1919. № 6/8. С. 62-76).

Иконография Г., очевидно, восходит к виду его нетленных мощей, со сложенными крестообразно на груди руками и крестом. В Успенской ц. Заблудува (приходском храме святого) находятся 3 единоличных изображения одного извода: на двусторонней иконе кон. XIX - нач. XX в. Г. представлен поколенно, в белой рубашке с воротничком, подпоясанной оранжевым поясом, в руках сжимает большой деревянный крест, у него юное округлое лицо с короткими волнистыми русыми волосами и высоким лбом, голубые глаза устремлены вверх; фон золотой, надпись славянская. Образ 2-й пол. XIX в. воспроизводит этот же вариант иконографии, но мученик изображен на пейзажном фоне с низкой линией горизонта и голубым небом; он стоит босой на песке и траве; лик славянского типа с прической на прямой пробор исполнен в академической манере; 3-я икона близка 1-й, но является ростовой. Др. иконографический тип - Г. с соединенными на груди крестообразно руками, напр. на иконе 1900 г. из храма ап. Иоанна Богослова супрасльского Благовещенского муж. мон-ря. В ц. св. Космы и Дамиана в Рыболах находится икона XIX в., где в облаках над фигурой св. младенца - поясной образ благословляющего Иисуса Христа с большим крестом. На иконе кон. XIX в. в левом приделе кафедрального Свято-Духова собора Минска Г. в белом одеянии с голубой каймой написан на поземе, украшенном разнообразными травами, руки покоятся на груди.

В Почаевской Успенской лавре существует неск. образцов изображения Г. в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Н. К. Рериха 1912 г., осуществленная в материале В. А. Фроловым (см. ст. Фроловы), на зап. портале Троицкого собора - Г. в розовой рубашке помещен крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери (в сокращенном изводе); роспись на юж. стене интерьера того же храма (выполнена в 70-х гг. XX в., возможно, по эскизам В. С. Щербакова 1912 г.) - с каноническим типом иконографии мученика; композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), - св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя.

Существовали картины с сюжетом убиения Г., напр. рисунок художника-академика Ф. Г. Солнцева: св. младенец распят на большом кресте, рубашка спущена до пояса, тело в кровавых пятнах, на полу молоток, клещи, два ножа; с него исполнен книжный эстамп ок. 1885 г. (Филарет (Гумилевский). С. 207). В 2003 г. в Харькове на основе этого изображения написана икона (частное собрание).

Образ Г. можно увидеть на созданной по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, иконе «Собор святых, в земле Российской просиявших», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. и нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) в группе западнорус. чудотворцев, на 1-й - в красном одеянии, на 2-й - в белом, с крестом в руке; а также на повторениях этой композиции кон. ХХ - нач. XXI в.

В совр. церковном искусстве встречаются преимущественно ростовые изображения святого в белой рубашке, иногда с оплечьем, в руке - крест (роспись 1988 В. Александрова в кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца в Калининграде); нек-рые написаны на красном фоне, что подчеркивает тему мученичества (образ 1989 работы И. Кислицына, частное собрание); одна из икон - Г. в молении Иисусу Христу на фоне храма, создана в иконописной мастерской «Диво» при ц. Сошествия Св. Духа на Лазаревском кладбище в Москве; иконы выполнены в древнерус. стилистике.

В произведениях учеников иконописного училища в Бельске-Подляски (Польша) на основе традиц. иконографии разработаны 2 новых извода; 1-й при содействии московского иконописца А. Соколова: Г. представлен в светло-розовой рубашке до колен, босым, на поземе с травкой (иногда с колосьями), с крестом в правой руке и раскрытой левой ладонью, с короткими волнистыми волосами и маленькой челкой, в лике сохраняется сходство с живописными иконами XIX - нач. XX в., надписи сделаны на слав. языке. К этому типу относится ряд икон 90-х гг. XX в.: образ работы Соколова, из храма Св. Софии в Белостоке, образ, написанный свящ. Андреем Бородой из Грузии к перенесению мощей (находится над ракой святого в кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца в Белостоке), иконы М. Ющук в ц. Успения Богородицы в дер. Чиже и Д. Сидорчука в храме ап. Иоанна Богослова в Супрасльском мон-ре. Второй, поясной, извод, созданный с помощью В. Т. Ждановой из С.-Петербурга, отличается более иконописным решением личного, как на иконах кон. XX в. Г. Зинкевича (ц. свт. Николая Чудотворца, с. Беловеж), мон. Иларии (Пытель) (жен. мон-рь св. Марфы и Марии на Св. горе Грабарке), И. Ивановец (ц. арх. Михаила в Бельске-Подляски). Автором неск. икон, находящихся в мон-рях Белостока и Супрасля, является еп. Бельский Григорий (Харкевич). Образ Г. со сложенными на груди крестообразно руками представлен на иконе с частицей мощей Г. кон. XX в. письма мон. Гавриилы (Койло) на старой раке в жен. мон-ре Рождества Богородицы в Белостоке, а также на мраморном рельефном образе на крышке совр. раки с мощами - работа кон. 90-х гг. XX в. мастеров Г. Григорчука и Я. Талуца из Белостока. Помимо «бельского» иконографического типа сохраняется и живописный, «заблудовский», вариант изображения мученика, напр. на иконе с частицей мощей кон. XX в. из придела Г. в Троицком соборе Хайнувки. Маленькая фигурка св. младенца введена в композицию «Собор Белорусских святых» на иконах кон. XX - нач. XXI в.

Наверх