Преподобномученица Евдокия Илиопольская
греч. Εὐδοκία] († ок. 160-170), прмц. (пам. 1 марта). По происхождению и вере самарянка, Е. жила в Гелиополе в Финикии (ныне Баальбек, Ливан). В правление имп. Траяна (98-117) она, будучи блудницей, собрала благодаря своей необыкновенной красоте огромное богатство. Е. была обращена в христианство мон. Германом, ее решение принять крещение укрепило явление арх. Михаила, к-рый вырвал ее из рук сатаны. Е. отдала свое состояние Гелиопольскому еп. Феодоту на нужды бедных и приняла постриг в жен. обители близ мон-ря, где подвизался Герман. После смерти игум. Харитины за строгую аскетическую жизнь Е. была избрана ее преемницей. Один из бывш. поклонников Е., по имени Филострат, пришедший в обитель и пытавшийся убедить ее вернуться к прежней жизни, упал замертво, когда святая дунула ему в лицо. По молитве Е. Филострат воскрес, раскаялся и уверовал во Христа.
Местному правителю Аврелиану донесли, что Е. хранит в мон-ре несметные сокровища, и тот послал комита с отрядом в 300 воинов для разорения мон-ря. Воины окружили обитель и хотели напасть ночью, но, удерживаемые божественной силой, долго не могли ни на шаг подступить к мон-рю. На 3-й день на них напал огромный змей, из отряда уцелели комит и 3 воина. Тогда Аврелиан отправил своего сына, чтобы взять мон-рь, но по дороге тот упал с лошади и разбился насмерть. Скорбя о сыне, Аврелиан по совету Филострата отправил к Е. трибуна Вавилу с просьбой возвратить его к жизни. По молитве святой юноша воскрес. Аврелиан со всей семьей крестился, его сын впосл. стал епископом Гелиополя, а дочь Геласия приняла постриг в мон-ре, где подвизалась Е. Рим. наместник Диоген, к-рый хотел жениться на Геласии, после смерти Аврелиана послал 50 воинов, приказав схватить Е. В видении Е. было открыто, что она должна проявить стойкость, исповедуя веру во Христа. Она добровольно последовала за воинами, скрыв на груди под одеждой частицы Св. Даров. Когда по приказу Диогена святую повесили на древе и обнажили до пояса, чтобы подвергнуть бичеванию, частицы Св. Даров упали на землю. Слуги, пытавшиеся поднять частицы, были опалены огнем, а сошедшее с неба пламя испепелило наместника. Е. воскресила его и слуг, а также только что скончавшуюся жену комита Диодора, угоревшую в бане. После совершенных святой чудес Диоген, Диодор с женой Фирминой и множество народа уверовали во Христа. Из др. чудес Е. в Житии упоминается воскрешение ужаленного змеем отрока Зинона и умерщвление змея.
Е. продолжала иноческую жизнь в мон-ре, приходя время от времени в город для утверждения в вере новообращенных христиан. Она была обезглавлена преемником Диогена язычником Викентием, прожив после своего крещения 56 лет. Т. о., ее кончину приблизительно можно отнести к 160-170 гг.
Греч. пространное Житие Е. является, по мнению исследователей, переводом с сир. языка. Болландисты считают его легендарным из-за обилия чудес и ряда анахронизмов (в нач. II в. еще не существовало мон-рей, а епископская кафедра в Гелиополе была учреждена равноап. Константином Великим) и относят время жизни Е. к V в. Предполагают также, что в дошедшем до нас предании слились сведения о жившей в первые века христианства Е. и персид. мц. Евдокии (пам. 4 авг., 11 сент.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в Житии Е. речь могла идти не о мон-рях в совр. понимании, а об известных с древности обществах девственников и девственниц; кафедра же в Гелиополе могла быть уничтожена в эпоху гонений, а затем восстановлена Константином Великим.
Сохранились также сокращенное Житие (BHG, N 605b) и Житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (т. н. Царская Минея, или Минея Латышева). Житие Е. было переведено на груз. язык.Гимнография
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. P. 242) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем собой древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423), относящемся к малоазийской редакции Студийского устава, под 1 марта упоминаются канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, седален и цикл стихир Е. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 125) афоно-итал. редакции Студийского устава предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия».
Указания иерусалимских Типиконов разных редакций на 1 марта отличаются краткостью и включают только память Е. или же память и указание петь «Аллилуия». В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) появляется ссылка на общий тропарь преподобной жене во имя Е.: ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς̇ ( ), к-рый поется вне Великого поста; в период поста на утрене предписано петь «Аллилуия». В первопечатных рус. Типиконах помещается развернутое описание службы, указывается пение особенного тропаря Е. ( ) в те дни, когда 1 марта случается вне Четыредесятницы. В исправленном московскими справщиками издании Типикона 1682 г. на время вне Великого поста также назначается пение тропаря, однако это не особый тропарь, а общий - тот же, что и в греч. Типиконе ( ). В следующем издании (М., 1695) помещен традиц. слав. тропарь: .
Последование Е., согласно совр. богослужебным книгам, включает отпустительный тропарь 4-го гласа (в греч. Минеях - общий тропарь мученице: ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ ( ); в слав. Минеях - тропарь 8-го гласа ); кондак (только в славянских) 4-го гласа (указания рус. старопечатных Типиконов относительно гласа кондака Е. различаются: 1-й и 2-й гласы) с икосом; канон (в слав. Минеях - анонимный канон 2-го гласа, без акростиха, греч. оригинал известен по рукописям (см.: AHG. T. 7. P. 1-14), ирмос: Δεῦτε λαοί̇ ( ), нач.: Τὴν τῆς ψυχῆς νῦν ἀγαθῦναί μου κάκωσιν ( ); в греч. Минеях - анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, акростих: Τῆς Εὐδοκίας τοὺς ἀγῶνας αἰνέσω (Евдокии страдания восхвалю), ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Τὴν ἐξ ἀπροσεξίας (Еже от невнимания); последний канон известен и в слав. переводе, напр. в рукописной слав. Минее ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89), и, видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона); седален; цикл из 3 стихир-подобнов. В греч. Минеях также помещается самогласен для пения на на «Господи, воззвах», если 1 марта случается в субботу или вне Четыредесятницы.
В рукописях сохранились и иные песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: кондак 3-го гласа на подобен ῾Η παρθένος σήμερον̇ ( ), нач.: Μαρτυρίου σήμερον (Мучения днесь), с икосом (AHG. T. 7. P. 9); седальны.
Иконография
Е., как правило изображаемая в монашеских одеждах (в мантии, в хитоне, в схиме, с куколем на голове), схожа обликом с Евдокией, мц. Персидской. Четко различимое изображение Е. устойчиво встречается в минейных циклах под 1 марта. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е. представлена на миниатюрах в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и в Житии вмч. Димитрия (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 30r, 1327-1340 гг.), в настенном минологии в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343). Единолично (в рост, погрудно или по пояс), с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. рука соответственно в молении - на миниатюрах в Минологии на март-авг. из Патриаршей б-ки в Иерусалиме (Hieros. Patr. 208. Fol. 1r, XII в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. Q.I.58. Л. 102) - в рост, в левой руке свиток; в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- погрудно; в иконописи - на минее на год (т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в рост.
В росписи храмов изображение Е. сохранилось в ц. Св. Креста (Чарыклы-килисе) в Гёреме, Каппадокия (2-я пол. XII в.), и в алтарной зоне ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), на сев. грани юго-вост. столпа (5-й регистр), погрудный образ в медальоне, в правой руке крест, левая в молении.
Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери.
Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ).
В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).