Проповеди на праздники:

День памяти сщмчч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского, Иоанна Скадовского, Дионисия Щегопева, Петра Павлушкова, пресвитеров

День памяти сщмчч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского, Иоанна Скадовского, Дионисия Щегопева, Петра Павлушкова, пресвитеров

ИОАНН

Георгиевич Скадовский (30.05.1874, Херсон - 23.11.1937, г. Турткуль Каракалпакской АССР), сщмч. (пам 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. (?) Из дворянской семьи, отец был крупным землевладельцем. Окончил в 1890 г. Херсонское реальное уч-ще и в 1896 г. Херсонское сельскохозяйственное училище, жил в имении отца. В 1899 г. поступил на Ялтинские высшие курсы по химии и виноделию. В 1902 г. по окончании курсов вернулся в отцовское имение, помогал в управлении хозяйством. Во время революции 1905 г. служил чиновником по особым поручениям у херсонского генерал-губернатора. С 1906 г. исполнял должность земского начальника в Херсонском у. В 1909 г. вышел в отставку, занялся ведением усадебного хозяйства. В 1916 г. мобилизован рядовым в ополченческую 457-ю пешую Таврическую дружину. В 1917 г. освобожден от службы. После революции имение И. было конфисковано (за исключением дома и небольшого земельного участка). В 1918 г., решив принять священнический сан, раздал крестьянам оставшееся у него сельскохозяйственное имущество. Был рукоположен Херсонским и Одесским митр. Платоном (Рождественским) во иерея. Назначен к Приозерскому женскому монастырю в честь Благовещения Пресв. Богородицы (основан семьей Скадовских близ Херсона), но отказался от этого назначения; был направлен служить к архиерейской Крестовой ц. Херсона. С 1922 г. служил 3-м священником херсонского кафедрального собора. Был близко знаком с Херсонским и Одесским еп. сщмч. Прокопием (Титовым). В 1925 г., когда херсонский собор был захвачен обновленцами, И. перешел служить в кладбищенскую ц. По нек-рым сведениям, получил сан протоиерея, назначен благочинным. В 1926 г. ушел из кладбищенской церкви в знак протеста против приема на работу без должного покаяния певчего из обновленцев. Совершал богослужения на квартире протодиак. Михаила Захарова, где проживал. В том же году ездил в Москву, чтобы получить свидание с арестованным архиеп. Прокопием, отправленным в Соловецкий лагерь. 

Продолжая считать архиеп. Прокопия своим правящим архиереем, И. вступил в конфликт с высшими церковными властями, поскольку после «Декларации» 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. (Сергий Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) вынужден был формально объявлять арестованных архиереев уволенными на покой. Когда в 1928 г. назначенный митр. Сергием управляющим Херсонской и Николаевской епархией архиеп. сщмч. Анатолий (Грисюк) прибыл в Херсон, И. вместе с протодиак. Михаилом Захаровым отказались признать его полномочия. Архиеп. Анатолий запретил И. в священнослужении. Вместе с протодиак. Михаилом Захаровым И. создал в Херсоне нелегальную общину, насчитывавшую ок. 100 верующих. Регулярно совершал тайные богослужения на дому, выезжал служить в окрестные села, организовал сбор денежных средств, передач и посылок для священнослужителей, находившихся в лагерях и ссылках. В 1928 г. ездил для свидания с архиеп. Прокопием в Кемь, но свидания не получил. Когда в том же году архиеп. Прокопий был направлен в ссылку в Сибирь, его сопровождала от Ленинграда до Тобольска жена И.- Екатерина Владимировна Скадовская. В окт. 1929 г. она по поручению мужа посетила архиеп. Прокопия в сибир. ссылке, привезла собранные в Херсоне продукты, церковное облачение и утварь, а также антиминс. В 1930 г. на обратном пути Е. В. Скадовская была арестована около Тобольска и отправлена под конвоем в Херсон. 

15 янв. 1931 г. И. был арестован и заключен в тюрьму Херсона. Вместе с большой группой священнослужителей проходил по делу «Херсонской группы Одесского «филиала» Истинно-Православной Церкви (ИПЦ)». Обвинялся в том, что был организатором и руководителем «нелегальной религиозной общины антисоветски настроенных элементов», «совершал нелегальные богослужения на квартире», «организовывал помощь сосланному духовенству», вел «антисоветскую агитацию». На допросах не скрывал своих убеждений, говорил: «Советскую власть считаю властью богоборческой, властью сатанинской, которая послана людям за грехи». Отказался давать показания о своих прихожанах: «От названия лиц и количества людей я уклоняюсь по причине нежелания быть предателем по отношению к ним». Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 22 мая 1931 г. постановлением Судебной коллегии ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. 

Отбывал срок заключения в Вишерском лагере. В февр. 1933 г. был переведен в др. лагерь, а в 1934 г. дальнейшее заключение было заменено на ссылку в г. Камышин (ныне Волгоградской обл.). Вместе с приехавшей к нему супругой жил в одном доме со ссыльным еп. Иоасафом (Поповым). Ссыльные священнослужители организовали у себя домашнюю церковь, регулярно совершали богослужения. В сент. 1934 г. в Камышин прибыл архиеп. Прокопий (Титов), остановившийся в доме у И. и еп. Иоасафа. 1 окт. И. был арестован и помещен в камышинскую тюрьму, проходил по одному делу с архиеп. Прокопием и еп. Иоасафом. На допросе открыто высказал свое мнение, что социалистический строй враждебен Церкви «и в конечном счете преследует задачу ее полного уничтожения», однако отказался признать себя виновным в контрреволюционной пропаганде: «Мои представления об идеальном социально-политическом строе не совпадают с идеями, лежащими в основе советской государственности. Добиваться, однако, осуществления своих идеалов путем политического переворота я не считаю для себя возможным». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ссылки. 

Отбывал ссылку в г. Турткуле Каракалпакской АССР вместе с архиеп. Прокопием. Вскоре к И. приехала его жена, к-рая всю жизнь посвятила делу помощи ссыльному духовенству. В Турткуле архиеп. Прокопий и И. вновь устроили домашний храм, духовно окормляли местных жителей. 24 авг. 1937 г. И. был арестован вместе с архиеп. Прокопием по обвинению в «организации нелегальной молельни» и «контрреволюционной монархической агитации». И. заявил, что действительно совершал на дому богослужения, исполнял требы, отказался признать себя виновным в контрреволюционной агитации. 28 окт. 1937 г. Особой тройкой при НКВД Узбекской ССР приговорен к расстрелу. Казнен вместе с архиеп. Прокопием (Титовым), погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. 

Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744; Архив УФСБ по Волгоградской обл. Д. 22319-ПФ; 5647-ПФ; Архив КГБ Узбекистана. Д. П-35209.

Соч.: Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 00; Дамаскин. Кн. 5. С. 341, 350, 356, 357-364; Житие сщмч. Прокопия, архиеп. Херсонского / Сост.: прот. Н. Доненко. Люберцы, 2000. 

Игум. Дамаскин (Орловский),прот. Николай Доненко

ПЕТР

Иванович Павлушков (1865, Владимир - 23.11.1937, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи протоиерея. В 1882 г. окончил Владимирское ДУ по 1-му разряду, в 1888 г.- Владимирскую ДС по 1-му разряду (награжден книгой). В 1892 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и был направлен в Тульскую ДС, где с 26 февр. 1893 г. преподавал Свящ. Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных уч-щах Тульской епархии и попечительства о бедных. Получил чин надворного советника. 

В 1906-1911 гг.- ближайший помощник ректора Тульской ДС архим. Алексия (Симанского; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский)). С 1907 г. инспектор Тульской ДС. 30 сент. 1917 г. назначен ректором Тульской ДС. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени. После закрытия семинарии в 1918 г. 2 года преподавал в одной из школ Тулы. 

2 февр. 1921 г. еп. Тульским и Одоевским сщмч. Иувеналием (Масловским; впосл. архиепископ) рукоположен во иерея и назначен настоятелем ц. Двенадцати апостолов в Туле, где служил до конца жизни. Современники отмечали простоту и естественность П., его деликатность и благородство в обращении, академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни. 

В 1922 г. выступил против кампании по изъятию церковных ценностей. 26 марта 1922 г. арестован в Туле по обвинению в «антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей». Во время следствия категорически отрицал предъявленные обвинения. Постановлением Тульского губ. объединенного революционного трибунала от 10 апр. 1922 г. приговорен к 3 годам заключения в исправдоме. Находился в заключении до кон. 1923 г., когда был освобожден по амнистии. После освобождения вернулся служить в ц. Двенадцати апостолов, которая была захвачена обновленцами во время его заключения, а после возвращения П. прихожане изгнали обновленческого священника. 

9 сент. 1937 г. арестован в Туле по обвинению в том, что возглавлял «контрреволюционную церковную группировку», выступал против мероприятий советской власти и пропагандировал фашизм. Вместе с П. по делу проходило неск. священников и мирян. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 19 нояб. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян в Тесницком лесу, где в то время проводились массовые казни. 

Определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 

Арх.: ГА Тульской обл. Ф. ФР-1963. Оп. 2. Д. 2016; Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 7967; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89305. Т. 26. Л. 53-53 об.

Лит.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 149; Нечаев А. О некоторых малоизвестных судебных процессах 1-й пол. 1922 г. (к вопросу об изъятии церк. ценностей) // ХЧ. 1998. № 16. С. 107-132 (здесь 114).

Проповеди на праздники:

Наверх