День памяти прп. Зосимы (Верховского)
ЗОСИМА
(Верховский Захария Васильевич (Богданович); 24.03. 1768, с. Буловица Смоленского у. и губ.- 24.10.1833, Зосимова пуст. Верейского у. Московской губ.), прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых), схим., старец, духовный писатель, основатель жен. монастырей. Жизнеописание З. составлено его племянницей, ближайшей ученицей и 1-й настоятельницей основанной им Зосимовой во имя Святой Троицы и Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустыни. игум. Верой (Верховской). Впервые вместе с изречениями З. издано в 1860 г. 2 книжками в одном переплете. Позднее афонский Пантелеимонов мон-рь переиздал Житие З.: в 1889 г. отдельной наиболее полной книгой с добавлением извлечений из его сочинений и в 1909 г. в сокращенном виде в сер. «Жизнеописания отечественных подвижников XVIII и XIX ст.». Автобиографические материалы о сибир. периоде жизни преподобного содержатся в написанном им Житии прп. Василиска (Гаврилова), его духовного друга и наставника. Сведения о жизни З. и копии его сочинений найдены в ГА Смоленской обл., Тобольском филиале ГА Тюменской обл., ЦГИАМ, РГВИА, РГБ ОР, РГИА.
Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ)
Род. в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 204). В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г. (РГИА. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 1904), а корни его уходят в Польшу (AGAD (Главный архив древних актов). Варшава. Ф. «Коронная метрика». Кн. 180. Л. 460 об.- 462). Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска рус. войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; З. был самым младшим. Начальное образование получил дома.
Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определен каптенармусом 1 янв. 1784 г. (РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 664. Л. 28 об.). Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апр. 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии - с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 421 об., 439 об.).
Житие описывает неск. предзнаменований монашеского пути преподобного. Ок. 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком (Там же. Л. 477)), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь З. была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), к-рый, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном мон-ре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель.
Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.)
По благословению коневецкого строителя иером. Адриана З. пек просфоры и служил пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), З. практиковал регулярное откровение помыслов о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на мон-рь, о. Адриан пригласил на о-в Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для З. и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в мон-рь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. З. начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников З. составил большую рукопись - «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и З. увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо З. рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в к-ром он сообщал адресату о своих планах (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47). Получив благословение митр. С.-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь.
Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.)
Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, З. и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печерской лавре, осмотрели горы Крыма, Сев. Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря. В кон. 1800 г. архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 г. старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах. Наконец зимой 1801/02 г. прибыли в Кузнецкий окр. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в к-рой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти др. место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была дер. Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до к-рого было ок. 50 верст. В др. направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии ок. 100 саж. одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения св. отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Св. Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.
Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.)
Согласно Житию, первоначально З. подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на «надоедающих мух». Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем «высочайшего к Господу горения» юноши, З. составил его жизнеописание. Одновременно З. в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска. Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав впосл. это сочинение, отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствование ко вратам вечности. М., 2001. С. 219). Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие» (Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1885. Т. 5: На Книгу Бытия. С. 330).
Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.)
Ок. 1820 г., после 20 лет отшельничества, З. и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей дер. Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой - Анастасия Николаевна. В дер. Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. З. написал для общины сестер особое «Поучение о послушании». Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма - «заветы», как называли их сестры, в к-рых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.
Через некоторое время и старцы и сестры ощутили потребность в устроении обители и в регулярном церковном богослужении, стали искать к.-л. упраздненный мон-рь для поселения. По благословению Тобольского архиерея в 1821 г. З. посетил С.-Петербург, был принят Московским митр. Филаретом (Дроздовым). Святитель содействовал преподобному в составлении прошений в Синод. Наконец указом Синода от 13 февр. 1822 г. ранее упраздненный муж. туринский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь был обращен в женский и отдан на попечение «поручика Верховского» (РГИА. Ф. 796. Оп. 103. Д. 175). 26 окт. 1822 г. З. со старцем Василиском и с сестрами прибыли в Туринскую обитель и приняли от духовного правления все монастырское имущество согласно указу духовной консистории от 16 окт. (Г-н П., прот. Туринский Николаевский жен. мон-рь // Тобольские ЕВ. 1890. № 9/10. С. 210-211). Старцы Василиск и З. поселились ближе к обители, в уединенном месте, в 8 верстах от Туринска.
З. составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого. В нач. 1823 г. З. вновь посетил С.-Петербург, чтобы представить в Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губ., где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в московском Симоновом мон-ре племянницы З. были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.
Вскоре в жен. общине начались нестроения, мать и дочь Васильевы, «таившие в сердцах своих страсть любоначалия», стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих «чувствительнейших угнетениях», они просили епархиальное начальство удалить старца из мон-ря и поставить во главе насельниц игумению. На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» З. писал объяснение архиерею: «Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями» (ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16). В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 дек. 1824).
Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.)
Указом Синода от 24 янв. 1825 г. З. был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные З. сестры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, к-рый много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестер. В дек. того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей (Там же. 1825 г. Д. 404. Л. 1-2, 8-9, 11, 23).
Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г.
После приезда в Москву З. обратился к митр. Филарету, к-рый благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впосл. святитель говорил о причинах «немирия» в туринском мон-ре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться».
В февр. 1826 г. верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В сер. июля (когда в Москву по случаю коронации имп. Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митр. Филарета З. устроил жен. общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 20 нояб. 1826 г. сестры поселились в кельях общины. В течение 3 лет З. часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Видя такое самопожертвование, обители стали покровительствовать московский купец 1-й гильдии С. Л. Лепёшкин (1787-1855) и его супруга. Одновременно жажда безмолвия не покидала З. В 3 верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке 5 дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время его посетили 2 неких старца из Орловской губ., от к-рых он принял великую схиму.
Прп. Зосима (Верховский). Икона. Нач. XXI в. Иконописец Л. Н. Шархун (Зосимова пуст.)
З. заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма Лепёшкину. Так, в авг. 1832 г. З. просил «не покидать» сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 153). В окт. 1833 г. З. заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении. «Не расходитесь по моем исходе,- убеждал их З.,- Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою». Завещал 1-й престол посвятить Св. Троице, а 2-й - Смоленской иконе Божией Матери. Завещание преподобного исполнилось - община была утверждена и развилась, став Зосимовой Троице-Одигитриевой пуст.
Скончался в день праздника иконы «Всех скорбящих Радость», похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу». Впосл. над могилой был построен Троицкий храм.
Сочинения
З. представлены несколькими творениями агиографического и нравоучительного характера. Из автографов старца сохранились только письма («Заветные письма», хранящиеся в Зосимовой пуст.- РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 17, 18, 25-26, 102 об.- 103 об.; ЦГИАМ. Ф. 617. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-6). Крупные сочинения З. известны только в копиях XIX в., хранятся в б-ке Троице-Сергиевой лавры, в фондах Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пуст., в ОР РГБ. Мн. сочинения З., а также рукописные книги для прп. Антония Оптинского переписывались в Зосимовой пуст. Все известные сочинения и письма З. изданы в кн. «Прп. старец Зосима Верховский. Творения» (Серг. П., 2006).
Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание)
Из агиографических творений следует назвать Житие прп. Василиска и Житие прав. Петра Томского, впервые изданные Оптиной пуст. в XIX в. Издание 1849 г. иногда помечается «вторым». Экземпляры 1-го издания к 2009 г. неизвестны. О тираже книги оптинский ред. о. Порфирий (Григоров) писал так: «Я похлопотал об издании хранившихся у меня в рукописи сибирских старцев... Оных напечатано самое малое количество экземпляров: только для моих благодетелей и друзей» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 98. Д. 25. Л. 3).
«Изречения и извлечения из сочинений» З., публиковавшиеся вместе с его Житием, повторялись также в сб. «Старческие советы» (М., 1913, 1994p). Из нравоучительных творений самое крупное - «Поучение о послушании» (Прп. старец Зосима Верховский. Творения. 2006. С. 229-374). Отличительной чертой творений З. является язык - несмотря на время написания (нач. XIX в.), старец писал по-церковнославянски. Нек-рые издатели переводили его творения на рус. язык. Наиболее оригинальное сочинение З.- изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска. Эту рукопись в неск. вариантах издавали с 1994 г. (в переработке иером. Арсения (Троепольского) на рус. язык). В оригинале (по-славянски) текст издан в 1999 г. по рукописи, обнаруженной у одного из местных жителей рядом с бывш. Леснинским монастырем на Холмщине (Польша). В 2000 г. ж. «Русский паломник» напечатал первые 48 «действий» на русском языке, к-рые переписал афонский иером. Софроний (Сахаров), сопроводив нек-рые «действия» выписками из святоотеческих творений. Перевод всех 75 «действий» на рус. язык был сделан в екатеринбургском Новотихвинском мон-ре (изд. в 2003).
Почитание
Память о старцах-подвижниках, проживших 20 лет в окрестностях Кузнецка, сохранилась среди местного населения. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные З. и Василиск, местное население называло «Монашки». Осенью 2002 г. правосл. общественность Новокузнецка отметила 200-летний юбилей обоснования преподобных Зосимы и Василиска в местности Три Курьи близ Кузнецка, отслужив у оз. Монашка молебен и посвятив этому юбилею публикации в краеведческом ж. «Родные святыни». Начались регулярные крестные ходы к оз. Монашка.
Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2002 г. Иконописец С. А. Мелкозеров (Троицкий собор Зосимовой пуст.)
Почитание З. началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм. После расширения храма в 1855 г. 2 приделами «в промежутке между главным и правым устроена усыпальница над могилою основателя пустыни старца Зосимы, дабы все усердствующие невозбранно могли туда входить» (Пимен (Мясников), архим. Восп. // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300).
В нач. 80-х гг. XIX в. состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 г.: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению» (Собр. писем прп. Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Козельск, 1997. С. 97-98). В 30-х гг. XX в. Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп З., неизвестно. 25 дек. 1999 г. в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы З. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2009 г. местонахождение мощей неизвестно.
Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-зап. углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, к-рый выкопал преподобный близ лесной кельи. К сер. XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от раку на лице» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 60. Д. 2. Л. 26 об.- 27). У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пуст., посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрожденная обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления З., или в ближайшее воскресенье.
Житие З. оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на англ. язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг.
Канонизация З. в лике местночтимых святых Московской епархии была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II 11 окт. 1999 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны 2 иконы З. и издано «Житие прп. Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000). К лику общецерковных святых З. и прп. Василиск причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 окт. 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила З. в Собор своих святых.
Гимнография
Тропарь и кондак были написаны к прославлению З. и введены в службы сразу же после 23 июля 2000 г. Каждый месяц во 2-е воскресенье в Зосимовой пуст. служится молебен преподобному. Позднее была составлена полиелейная служба З. и утверждена Епархиальной богослужебной комиссией 24 марта 2005 г. Память З. совершается каждый год 6 нояб. (н. с.) в Зосимовой пуст. при большом стечении народа.
Арх.: Поучение о послушании схим. Зосимы (Верховского) // РГБ ОР. Ф. 304/II. Д. 231; Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, списанное его учеником З. В. (Зосимою Верховским) // Там же. Д. 183. Л. 43-59 об.; Ф. 214. Д. 409, 450.
Соч.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы / Изд. Оптиной пуст. М., 1819, 18492; Изречения и извлечения из сочинений. М., 1860; Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженныя памяти старца Василиска, сподвижника схим. Зосимы Верховскаго. М. 18994; Наставления // Старческие советы нек-рых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, 1994р. Ч. 1. С. 253-324; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схим. Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений: В 2 ч. М., 18892. Платина (Калифорния), 1977р. М., 1994р, 2005 (англ. пер.: Elder Zosima Hesychast of Siberia. Platina (Calif.), 1979, 19902; греч. пер.: Γεροντας Ζωσιμας της Σιβηριας. Αττικης, 1996); Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов. Послание / Подгот. к публ.: А. М. Пентковский, сост.: иером. Арсений (Троепольский) // Символ. 1994. № 32. С. 279-340; Житие блаженного старца Василиска: С включениями повествования о действиях сердечной молитвы. М., 19985; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою // Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Старец Василиск Сибирский и благодатные действия молитвы Иисусовой // Рус. паломник. 2000. № 21/22. С. 7-41; «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы рус. старчества XIX в.: Прп. Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг. / Публ.: А. Л. Беглов // АиО. 2001. № 3(29). С. 205-240; Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником // Ключ разумения: Рус. подвижники благочестия о молитве Иисусовой / Сост.: игум. Авраам (Райдман). М.; Екатеринбург, 2003. С. 268-298; Прп. Зосима (Верховский): Житие. Воспоминания. Слова и наставления. М., 20053; Творения.Серг. П., 2006.
Лит.: Абрамов Н. А. Туринский Николаевский девичий мон-рь // Тобольские ГВ. 1865. № 45. С. 289-290; Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосиб., 1985. С. 130-145; Андрианов А. Ю. Скитская и монастырская жизнь 1-й трети XIX в. в трудах о. Зосимы (Верховского) // Православие и рус. нар. культура. М., 1993. Кн. 2. С. 44-91; Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, [1995]. С. 45-54; Кропочев И., свящ. Сибирские пустынники // Родные святыни: Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 66-75; Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский) // Смоленские ЕВ. 2002. № 3. С. 38-44; она же. Карта Рославльских кущей // Там же. 2003. № 2. С. 29-36; она же. Старец Зосима (Верховский), совр. прп. Серафима Саровского, как один из первых устроителей жен. обителей в России // Наследие Серафима Саровского и судьбы России: Мат-лы науч.-богосл. конф. Москва-Саров, 2004 г. Н. Новг., 2005. С. 55-67; она же. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.
Мон. Зосима (Верховская)
Иконография
Сохранилось 2 прижизненных наброска с изображением З., предположительно сделанных сестрами Зосимовой пуст. (воспроизв.: Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008. С. 92, 244). В 30-х гг. XX в. рисунки вместе с письмами преподобного были переданы последними насельницами обители схиархим. сщмч. Игнатию (Лебедеву), после его ареста хранились у его духовной дочери схим. Игнатии (Пузик) (Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 104-105), с 14 нояб. 2001 г.- у мон. Зосимы (Верховской), в наст. время - в архиве мон-ря. Первый рисунок выполнен в монохромном колорите акварелью на бумаге, лицо проработано карандашом. З. изображен по пояс, в небольшом повороте вправо, с узнаваемыми портретными чертами: большими глазами, носом с широкой переносицей, тонкими губами, впалыми щеками, высоким открытым лбом, прямой седой бородой, длинными волосами до плеч, зачесанными назад. Портрет не закончен, обозначен только силуэт фигуры. Др. набросок в той же технике (лицо и борода обведены пером) представляет преподобного в профиль, сидящим и склонившимся в молитве, с четками в правой руке. По воспоминаниям современника, 15 годами ранее З. был «крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый» (Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, [1995]. С. 47).
Прп. Зосима (Верховский) и прп. Василиск Туринский. Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.)
На живописном поясном портрете кон. 20-х - 30-х гг. XIX в. (ЦИМ СДМ; Прп. старец Зосима Верховский. Творения. Серг. П., 2006. Обл.) З. изображен на темно-коричневом фоне вполоборота вправо, в черной рясе, с раскрытой книгой в правой руке, на устах легкая улыбка. Портрет, литография с него, тоновая литография вида обители 70-х гг. XIX в. и вещи из мон-ря были обнаружены в 1971 г. В. Г. Астаховой у местных жителей и переданы в Данилов монастырь (см.: Клады и сокровища: Газ. 1998. № 1/2(28/29)). В 30-50-х гг. XIX в. в Туринске на холсте написан 2-й поясной портрет З. близкой иконографии, З. изображен на голубом фоне, с закрытой книгой в руке, у старца седая лопатообразная борода и вьющиеся пряди волос на плечах, глаза серые, вверху надпись: «Бывшiй попечитель Туринскаго Св. Николаевскаго женскаго монастыря Схимонахъ Зосима Богдановичъ Верховскiй Скончался 1833 года 24го октября» (портрет хранится в туринском Николаевском монастыре, воспроизв.: Рус. паломник. 2000. № 21/22. Обл.). Аналогичный по стилистике, вероятно парный, портрет прп. Василиска находится в собрании Туринского музея декабристов.
Иконография туринского портрета повторялась на литографиях, отпечатанных в виде отдельных листов и для 1-го изд. Жития З. (Жизнь в Бозе почившаго блаж. памяти схим. Зосимы. М., 1860). Книжный эстамп по рис. А. Т. Скино отпечатан в мастерской Г. Кирстена, на листе из собрания ЦИМ СДМ подпись московской литографии В. Бахмана; под изображением текст: «пустынникъ схимонахъ Зосима Верховскiй». Подобные эстампы помещались в переизд. Жития, а также при публикациях «Старческих советов» З. (см., напр.: Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схим. Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений: В 2 ч. М., 18892, 1994р; Наставления схим. Зосимы // Старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, 1994р. Ч. 1. С. 252). Еще одно его изображение (с неизв. оригинала) было использовано для иллюстрирования статьи о Зосимовой пуст. (Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону. Н. Новг., 1907. С. 401).
Вероятно, существовал портрет З. в схиме на смертном одре. На это указывает выполненный в Зосимовой пуст. в кон. XIX в. монтаж фотографий портрета почившего старца, игумений Веры (Верховской) и Магдалины (Верховской) на фоне тоновой литографии с видом обители 70-х гг. XIX в. (внизу подпись: «Незабвенный оцъ нашъ Схимонахъ и пустынножитель Зосима Верховскiй»), к-рый был передан в Зосимову пуст. Н. А. Калинкиным 19 авг. 2000 г. В 1995 г. И. Л. Верховской сделан рисунок карандашом юного З. на о-ве Коневец. Поясной портрет преподобного работы худож. О. А. Дмитриева, написанный в 2000 г. маслом на картоне, хранится в Зосимовой пуст.
Первые иконы З. были созданы на основе его портретов иконописцами Н. А. Криван и В. В. Криваном к местной канонизации святого в 2000 г., хранятся в Зосимовой пуст. На аналойном образе святой представлен в схиме, с куколем на голове, правая рука повернута ладонью, в левой руке четки и свиток с текстом: «другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ хр(с)товъ». На иконе из Троицкого собора, к-рая участвовала в чине прославления подвижника, З. изображен в молении образу Божией Матери «Одигитрия», с непокрытой головой; в нижней части иконы панорама обители, написанная на основе тоновой литографии 70-х гг. XIX в. На иконе 2002 г.- образ прямоличный, поясной, правая рука З. поднята в благословляющем жесте, в левой свиток, изображение лица, волос и бороды соответствует портретам; на верхнем поле в сегменте - образ Пресв. Троицы, надпись: «СВ ПРЕП(д)Б ЗОСИМА верховскiй» (иконописец С. А. Мелкозёров). Ростовая икона З. в куколе, с четками в руке помещена на крышке его раки (иконописцы Ю. В. и Н. И. Земцовы). Единоличные иконы святого (в куколе, с благословляющей десницей и со свитком) написаны как в традиц. древнерус. стилистике (2004, иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, иконописец Е. Лавриненко; воспроизв.: Прп. старец Зосима Верховский. Творения. Серг. П., 2006. Форзац), так и в академической живописной манере (иконописец Л. Н. Шархун, икона передана в Зосимову пуст. в 2008).
Неск. икон З. и прп. Василиска Туринского в визант. стилистике по образцу извода «Встреча апостолов Петра и Павла» выполнено в мастерской Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге, одна из них вложена в Зосимову пуст. в день прославления З.- 23 июля 2000 г. Святой представлен моложе прп. Василиска, с более длинной, острой на конце бородой и русыми волосами с проседью, лежащими на плечах вьющимися прядями. Изображение З. (рядом с местными святыми) известно в росписи Введенского собора Герасимова Болдинского Троицкого мон-ря (2002-2003) и на резной иконе с росписью 2001 г. (резчик С. Б. Большаков, частное собр.).
Мон. Зосима (Верховская), Я. Э. З.