День памяти прп. Нила Мироточивого, Афонского
НИЛ МИРОТОЧИВЫЙ
Пещера прп. Нила Мироточивого на Афоне
[Греч. Νεῖλος ὁ Μυροβλύτης] († 1651), прп. Афонский (пам. 12 нояб., 7 мая). В миру Николаос Терзакис. Род. в кон. XVI в. или в самом нач. XVII в. на п-ове Пелопоннес в сел. Айос-Петрос, воспитывался дядей, иером. Макарием, в мон-ре Малеви в честь Успения Пресв. Богородицы (ныне женский). Дядя привил мальчику любовь к молитве и монашескому образу жизни, и когда буд. подвижник достиг соответствующего возраста, то принял постриг в этой обители с именем Нил в честь прп. Нила Синайского; через некоторое время был рукоположен во диакона и вскоре - во иерея. 15 лет подвизался один в пещере в местности Пурнарья (расположена немного выше мон-ря).
Иером. Макарий решил отправиться на Афон для более строгого подвижничества, и Н. М., его племянник и духовный сын, последовал за ним. Придя в Великую Лавру, они купили небольшой участок земли недалеко от того места, где в VII в. подвизался один из основателей афонского монашества прп. Петр Афонский, и жили там, полностью посвятив себя служению Богу, до блаженной кончины Макария.
После смерти духовного наставника Н. М. переселился в др. место - в небольшую пещеру. Она находилась на таком обрывистом склоне глубокого ущелья, что не только люди, но и животные остерегались заходить туда. Н. М. долгие годы жил в уединении как строгий аскет. Он мирно преставился 12 нояб., в день памяти своего небесного покровителя Нила Синайского. После того как монах, который служил Н. М., похоронил усопшего близ пещеры, из гроба стало изливаться миро, причем так обильно, что его поток, льющийся с большой высоты, достигал моря. Об этом чуде, а также о целительной силе мира быстро узнали на Афоне и в др. краях. Желавшие получить святыню приплывали на лодках в то место, где миро стекало в море, и собирали его. Однако через некоторое время из-за большого скопления народа начались ссоры и столкновения. Ситуация настолько серьезно беспокоила афонских монахов, что живший в то время поблизости прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730) обратился к Н. М. с молитвой, в которой он просил подвижника, отличавшегося любовью к безмолвию и покою, не смущать иноков и мирских людей, жаждавших получить целебное миро. По молитве Акакия истечение мира от мощей Н. М. прекратилось.
Постепенно место погребения преподобного было забыто, хотя его почитание афонскими монахами сохранялось. В 1744 г. над пещерой преподобного был воздвигнут храм в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1812 г. в пещере Н. М. произошло чудо исцеления некоего инока. Об этом стало широко известно, и монахи находящегося неподалеку Кавсокаливийского скита решили построить близ пещеры церковь. При проведении строительных работ, 7 мая 1815 г., они обнаружили погребение Н. М. и обрели нетленные благоухающие мощи, которые вскоре были перенесены в Великую Лавру, где их торжественно встретил К-польский Патриарх Григориий V. В наст. время честные мощи Н. М. находятся в этой обители, там же хранятся фелонь и епитрахиль преподобного. В 1968 г. в мон-ре Малеви построен парекклисион во имя Н. М., куда с Афона были переданы частицы его мощей; они хранятся также в нек-рых др. афонских обителях (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 228).
Пещера Н. М. в 1744 г. описана рус. паломником В. Г. Григоровичем-Барским, отметившим исключительную труднодоступность местности, где она расположена. В наши дни пещера относится к Великой Лавре и является местом паломничества, хотя она по-прежнему труднодоступна. Пещера представляет собой большую нишу в скале, разделенную на 3 этажа деревянными перекрытиями. В неск. кельях, расположенных поблизости, живут немногочисленные монахи, в самой пещере, где жил преподобный, не было насельников с самой его кончины. Над могилой святого находится небольшая церковь.
Н. М. иногда называют автором сочинений по аскетическому богословию, однако в данном случае имеет место контаминация Н. М. и Нила Синайского, к-рому действительно принадлежит корпус аскетических сочинений. Смешение, вероятно, обусловлено совпадением имен подвижников и дня их памяти.
По свидетельству афонского инока Феофана, Н. М. являлся ему с 1813 по 1819 г. и обращался к нему с духовными наставлениями. Будучи неграмотным, Феофан позже продиктовал беседы с Н. М. пресв. Герасиму, к-рый их записал. Этот труд стал известен как «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого» (Изд.: Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского / Ред.: архим. Феодор (Поздеевский). СПб., 2000з). Сочинение содержит аскетические наставления и апокалиптические пророчества.
Ист.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. горы. СПб., 1887. С. 57; Νικόδημος. Συναξαριστής. τ. 2. Σ. 103.
Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 345; Λεόντιος, μον. Διονυσιάτης. Βίος του ὁσίου Νείλου τοῦ Μυροβλύτου. ῞Αγιος ῎Ορος. 2008; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 167.
О. Н. А.