День памяти прп. Нестора Некнижного, Печерского
НЕСТОР
Прп. Нестор Некнижный. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры)
(XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни Н. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24 и др.) следует признать необоснованным.
Рака с мощами прп. Нестора Некнижного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г.
В отличие от известного древнерусского писателя прп. Нестора Летописца (XI-XII вв.), мощи которого почивают в Ближних пещерах, Н. Дальних пещер получил в лавре и в агиографической лит-ре прозвище Некнижный. С этим прозвищем он упоминается уже в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее Н. не указан в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. Мощи Н. присутствуют на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 141). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд. 1862), сообщалось, что Н. был «некнижный и рода простого». Оставив «свет и хлопоты светския», он «Господеви горячо служил», во время богослужений никогда не дремал, а только молился: «негды иншого не мыслил, едино к Богу», «день ото дня старался лепшим быти, подвигом себе причиняючи, за что заслужил себе, иже при молитвах видал аггелы и Самаго Бога, и ведал день смерти своея» (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56).
Местная канонизация Н. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Н. прославляется в 4-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание Н. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные месяцесловы.
При посещении имп. Александром I Павловичем 9 сент. 1816 г. Киево-Печерской лавры ее наместник архим. Антоний (Смирницкий) (впосл. святитель, архиепископ Воронежский и Задонский), сопровождавший государя, обратил его внимание среди прочих святых Дальних пещер, и на Н. Прозвище святого заинтересовало императора: «Там (т. е. в Ближних пещерах) был летописец, отец истории... Некнижный, значит не знал грамоты?» - «Так, Ваше Величество,- отвечал архимандрит Антоний,- он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней...»». Александр I сказал, обращаясь к сопровождавшему его кн. Волконскому: «Угодник Божий не имел суетного просвещения: но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самим делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут Государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке»» (Савостьянов Н. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852. С. 21-22).
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56-57). День памяти Н., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Первоначально, судя по «Полному христианскому месяцеслову» (К., 1875), это было 28 окт. (см. также: Барсуков). Однако уже к кон. XIX в., как и в наст. время, память Н. чтилась и днем раньше (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193), совпадая с днями памяти мч. Нестора Солунского и прп. Нестора Летописца.
Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих // Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 203; [Евгений (Болховитинов), митр.] Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 112, 288, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 387; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 15-16, 56-57; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193-194; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 313.
М. В. П.
Иконография
Сведения об облике Н. имеются в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где представлены описания преподобных из состава Собора Киево-Печерских святых (всего 130 имен, все без указания дня памяти): «Надсед, брада менши Сергиевой (прп. Сергия Радонежского), на главе клабук черн, зрит назад, риза преподобническая, испод вохра, руки у сердца, левая молебна, длань вверх, ногою левою стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 318 об.- «левыя страны», 47-й).
Единоличный образ Н., написанный маслом на металлической пластине, был создан после 1842 г. (с прописями кон. XX в.) в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) наряду с др. изображениями преподобных, почивающих в лаврских пещерах, и помещен над его гробницей. Святой представлен фронтально, по пояс. В его иконографии нашло отражение замечание подлинника о положении рук - левая «у сердца», в правой же он держит атрибут монашеского молитвенного делания - длинные четки. На Н.- темные мантия и подрясник, на голове - куколь округлой формы. Борода седая, средней длины, книзу сужается. Черты лица тонкие. По верху нимба, выполненного в виде неограниченного линией свечения, идет надпись с именем: «С. Прпдбный Несторъ некнижный».
На большом иконном полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданном в мастерской Киево-Печерской лавры и находящемся при нижнем входе в Дальние пещеры, Н. показан в развороте вправо, на голове клобук, левая рука с раскрытой ладонью поднята до уровня подбородка, этот жест нехарактерен для иконографии Н. и более нигде не встречается. В нимбе надпись: «Прп. Несторъ некнижный».
Прп. Нестор Некнижный. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер». 1890 г. (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры)
В композиции «Собор Киево-Печерских святых», расширенный извод которого формируется вслед за установлением почитания Печерских чудотворцев (80-е гг. XVII в.), Н. изображен в правой группе святых Дальних (Феодосиевых) пещер. В данной композиционной схеме ряд характеристик образа преподобного обладает устойчивостью. Н. занимает 2-место в 8-м снизу ряду в «пятерице» со святыми Меркурием (впереди), Мартирием Диаконом, Ахилой Диаконом и Пименом Постником (позади). Всегда представлен с покрытой клобуком (вариант - куколем) головой. В большинстве погрудных изображений сохраняется такая специфическая черта Н., как приложенная к груди рука. Наличие в нимбе при имени святого прозвища Некнижный встречается в тех случаях, где его написание представляется для художника возможным; указание прозвища для отличия Н. от преподобных Нестора Летописца и Нестора Диакона существенной роли не играет, поскольку последние изображаются в левой группе святых Ближних (Антониевых) пещер. Вариант изображения Н. с вышеперечисленными особенностями характерен для памятников, сохраняющих связь с ранней традицией иконографии «Собора Киево-Печерских святых» и представлен на эстампах и иконах. В числе подобных изображений - киевская гравюра мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1508). Согласно Д. А. Ровинскому, поименно перечислившему святых в композиции «Собора Киево-Печерских святых» в порядке их следования на примере гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. № 1505), наиболее ранние аналогичные гравюры датируются кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле - следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. № 1506; № 1507). К работам сер. XVIII в. относится гравюра работы московского мастера Мартина Нехорошевского (Там же. № 1500), 2-й пол. XVIII в.- работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), 1-й пол. XIX в.- Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и др. (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517).
На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» в облике Н. сохраняются те же черты, к-рые присущи гравированным работам, однако рука у груди святого - жест-характеристика, призванный отображать молитвенное делание, в иконописи даже в хорошо детализированных памятниках (при погрудном изображении) встречается редко (напр., на иконе 1-й пол. XIX в., ЦМиАР - Н. в схиме, с куколем на голове). К иконам «Собор Киево-Печерских чудотворцев», отображающим раннюю традицию, примыкают иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова - в схиме, с куколем на голове) и др. На миниатюрных эмалевых иконах «Собора Киево-Печерских святых» (изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков), где могут отсутствовать надписи с именами, образ Н. определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия).
В переработанных вариантах композиции «Собора Киево-Печерских святых», когда отсутствует деление на группы святых Ближних и Дальних пещер, образ Н., как и мн. др. Печерских преподобных, идентифицировать сложно. Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) изображение Н., возможно, находится в левой группе и опознается благодаря размещению рядом фигур святых из близких «пятериц», в частности, прп. Анатолия.
В монументальной живописи образ Н. показан в группе рус. святых XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) - вместе с преподобными Паисием и Павлом Послушливым (поскольку изображен крайним, видна лишь часть головы в куколе).
Лит.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 177. № 358; Алёхина Л. И. и др., сост. Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]. М., 2006. С. 33, 48; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117.
Э. В. Шевченко