День памяти мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона

АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ

Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

(† 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 3 нояб., греч. 22 апр.). В конце великого гонения при шаханшахе Шапуре II (309-379) 80-летний старец А., еп. из Хенайты (Наессона), гористой местности в сев.-вост. части Адиабены (в верховьях Б. Заба), был схвачен и доставлен в Арбелу вместе с пресв. Иосифом и диак. Аифалом (Айталлахой). Там их допросил сасанидский наместник, приказавший затем заковать мучеников в цепи и отправить в Мидию (сев.-зап. обл. державы Сасанидов). После 3 лет, проведенных в темнице в страданиях от ран, голода и жажды, узники предстали перед судом мобедан-мобеда (верховного зороастрийского жреца) Адуршапура, к-рый вынес А. смертный приговор. Казнь через усечение мечом свершилась в окт. 378 г. Дочь царя Армении, пребывавшая в качестве заложницы в одной из мидийских крепостей, усыпив бдительность охраны, похитила тело священномученика и с почестями предала земле. 

Иосифа и Аифала Адуршапур также не смог принудить к отречению от веры и переправил их мобеду Адиабены, распорядившись, чтобы непокорных христиан забили камнями их же единоверцы. После новых допросов и истязаний со стороны властей Иосиф был насмерть забит камнями в Арбеле. Благочестивая горожанка, отказавшаяся от участия в экзекуции, разделила судьбу мученика. Тем же способом в 379 г. в ставке наместника провинции Бет-Нухадра был умерщвлен диак. Аифал. Над честными останками мучеников совершались многие чудеса. В версии жития, к-рую приводят болландисты, фигурирует св. Снандулия, навещавшая в тюрьме Иосифа и Аифала. 

А. и его сподвижники были последними жертвами страшных преследований персид. христиан, продолжавшихся в течение 40 лет, когда, по утверждению Созомена, погибло 16 тыс. чел.
Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое жития включены под 3 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 129-130).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. № 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. 

Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «̀ρδβλθυοτεΑνθη τὰ τερπνὰ μαρτύρων ἐπαινέσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского. Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεῖον. Σ. 106-108. N 79-285).

Иконография

Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. № 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. № 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. № 7). 

Ист.: BHG, N 15-20; Bedjan. Acta. 1890. Т. 2. р. 351-397; ActaSS. Apr. T. 3. P. 23-29; PG. 116. P. 831-860. 

Лит.: Lagrange F. Les Actes des martyrs d'Orient. Tours, 1871. P. 127-148; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 80-81; ЖСв. Ноябрь. С. 32-50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452-453; Delehaye H. Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II // PO. T. 2. Fasc. 4. 1905. P. 478-557; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 21-22; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Iraq // Iran. 1982. Vol. 20. p. 12. Fig. 5. 

Иконогр.: Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 66; BiblSS. Vol. 1. N 151; Restlé. Bd. 2. N 105. Abb. 226; Millet. Athos. Tab. 2, 141; Ерминия ДФ. С. 162, 163, 203; Евсеева. Афонская книга. С. 249; Mujoвuћ. Менолог. С. 267, 324, 353. 

Е. А. Луковникова

Наверх