День памяти мч. Ореста врача
ОРЕСТ
Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172)
[Греч. ᾿Ορέστης] († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция). Греч. Мученичество О. сохранилось в 2 редакциях: краткой (BHG, N 1384-1385) и пространной (BHG, N 1383). Краткая редакция содержится в 6 рукописях, самая ранняя из к-рых датируется X в. (Vat. gr. 1669. Fol. 172-175) и представляет собой Минологий на нояб. (дни с 1-го по 15-й), самая поздняя - сборник Житий святых на нояб. XVII в., составленный болландистами (Brux. 8155-62. Fol. 26-28v). Вторая редакция сохранилась в единственной рукописи XI в. (Marc. gr. Z. 349. Fol. 125-130). Оба текста изданы в 1925 г. И. Делеэ в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Nov. T. 4. P. 393-399).
Мученичество
Согласно краткой редакции, после того как имп. Диоклетиан (284-305) начал гонения на христиан по всей империи, в пределы Киликии и Каппадокии был отправлен префект Максим. Он пришел в Тиану, где граждане донесли ему, что среди них есть врач-христианин по имени О., к-рый ежедневно произносит проповеди о Христе по всему городу. На допросе О. смело объявил, что с юности является христианином (согласно пространной редакции, на момент ареста О. был юношей, христ. веру он воспринял от своих родителей), и, несмотря на угрозы Максима, отказался принести жертвы идолам. Префект обещал врачу сделать его своим приближенным, но и после этого О. не пожелал подчиниться Максиму. Тогда врача отвели в языческий храм и попытались там принудить к совершению жертвоприношения; он вновь отказался. Максим приказал жестоко избить его: 40 воинов переменились, палки, веревки и воловьи жилы, к-рыми били О., пришли в негодность, внутренности мученика обнажились, но он оставался твердым в вере. Префект приказал жечь спину врача раскаленным железом, возливать на раны уксус и растирать их солью. О. вознес к Богу молитву, затем дунул на идолов, и они тотчас упали и обратились в прах. После того как О. покинул храм, тот рухнул. Максим заключил О. на 7 дней в темницу, где ему не давали никакой пищи. На повторном допросе О. вновь не пожелал принести жертвы идолам, тогда префект приказал вонзить ему в ребра длинные гвозди (согласно пространной редакции, гвозди вонзили и в ноги святого), но и эта пытка не подействовала на О. Наконец, Максим велел привязать О. цепями за руки к необузданному коню и пустить животное галопом за стенами города. Конь протащил мученика по земле ок. 24 миль (ок. 35,5 км), после чего О. испустил дух. Святой скончался 10 нояб.; его тело утопили в р. Фифос (или Вифос), однако вскоре явился ангел Божий в образе блистающего как солнце человека и похоронил останки О. на горе близ Тианы (в пространной редакции говорится, что О. скончался в месте под названием Ватос).
Почитание
Сведения о почитании О. в IV в. в Тиане содержатся в надгробном слове свт. Василию Великому, написанном свт. Григорием Богословом. В нем упоминается мартирий О. в связи с конфликтом между свт. Василием и еп. Анфимом, к-рый был назначен на кафедру, учрежденную в Тиане после разделения имп. Валентом (нач. 372) Каппадокии на 2 части. Исходя из этого источника, можно предположить, что мартирий О. приносил немалый доход епархии, поэтому каждый из епископов стремился иметь ее в своем подчинении (Greg. Nazianz. Or. 43. 58. 3-7). В VIII в. на месте мартирия О., вероятно, существовал мон-рь, о чем свидетельствует подпись игумена обители О. по имени Акакий, к-рый присутствовал на II Никейском Соборе (787) (Janin. Grands centres. P. 437).
В ряде церквей Каппадокии сохранились изображения мч. Ореста (Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 41-42, 105, 139, 257, 342), нек-рые из к-рых можно отнести к О., тогда как на других написан одноименный Аравракский мученик (см. ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (пам. 13 дек.)) (Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Alderhot, 2003. P. 220). Частицы мощей О. хранятся на Св. Горе Афон, в мон-ре Каракал, и на о-ве Лесбос в Митилине, в мон-ре св. Игнатия Богоносца (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 230).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память О. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 10 нояб. и под 9 июля (SynCP. Col. 210, 810). В рукописном визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594 - SynCP. Col. 210) под 10 нояб. имеется запись о том, что торжественная служба святому совершалась в посвященном ему храме в К-поле близ квартала Леомакеллий (возможно, совр. квартал Кумкапы - Janin. Églises et monastères. P. 384). Под 9 июля говорится, что синаксис О. совершался в ц. св. Иоанна Богослова рядом с ц. Св. Софии К-польской (вероятно, церковь в квартале Дииппий - Ibid. P. 264-267; в наст. время часть ее территории занимает мечеть Фируз-Ага-джами). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 152-153) и в ряде византийских синаксарей (напр.: Paris. gr. 1589, XII в.; Bodl. Auct. T. III. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 204-205) память мученика отмечена под 9 нояб. В заметке из «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца кончина О. датируется 289 г. (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 84).
В XI-XII вв. при переводе визант. синаксарей на слав. язык сказание об О., близкое к находящемуся в Минологии имп. Василия II, было включено под 9 нояб. в состав слав. Пролога краткой редакции (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 326-329). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., память О. и сказание о нем содержатся под 10 нояб. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 35). Под этим же числом краткая заметка о мученике и посвященное ему двустишие вошли в ВМЧ митр. Макария, где имя святого передается как Арест (ВМЧ. Нояб. Стб. 341-342, 349). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в конце сказания о мученике говорится, что О. явился во сне составителю и рассказал о еще больших, ранее нигде не описанных муках, к-рые он претерпел за Христа (Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. С. 333-335).
Кард. Ц. Бароний в 80-х гг. XVI в. внес память О. в Римский Мартиролог под 9 нояб. (MartRom. P. 506). В совр. редакции Римского Мартиролога память мученика обозначена под 10 нояб. (MartRom (Vat.). P. 581).
Ист.: BHG, N 1383-1385; ActaSS. Nov. T. 4. P. 391-399; PG. 116. Р. 120-128; ЖСв. Нояб. С. 191-197; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 109-111 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 133-134).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 349; Т. 3. С. 463; Β. Ν. Γ. ᾿Ορέστης // ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 948-949; Sauget J.-M. Oreste // BiblSS. Vol. 9. Col. 1228-1231; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 366-367.
А. Н. Крюкова
Гимнография
Согласно Типикону Великой церкви, отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. отмечена под 10 нояб. вместе с памятью мучеников Нира и Каллиопия без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 96).
Мученичество Ореста. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, содержатся указания на богослужебное последование О.: служба мученику совершается 10 нояб. и состоит из цикла стихир-подобнов и канона (Пентковский. Типикон. С. 293). Такой же набор гимнографических текстов, посвященных О., с добавлением седальна указан в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 310) и в рукописных слав. Минеях студийской эпохи - напр., в ГИМ. Син. № 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 28-29).
В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древнейших, напр. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв., память О. отмечена под 10 нояб. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33).
В первопечатных греч. Типиконе 1545 г. и московском 1610 г. 10 нояб. служба О. соединяется со службой апостолам Олимпу, Родиону и др. и с рядовой службой Октоиха; О. назначается канон и цикл стихир; в греческом Типиконе также упоминается отпустительный тропарь О. 1-го гласа. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г., лежащем в основе совр. Типикона РПЦ, 10 нояб. О. не упоминается и служба ему не указана. Однако в совр. рус. Минею богослужебное последование О. включено (см.: Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-285).
Богослужебное последование О., содержащееся в совр. греческих и русских богослужебных книгах, состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа «Удов отсечение...» (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-281; этот же текст в совр. греч. Минее указан в качестве седальна - см.: Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 118); анонимного канона с акростихом Τοὺς σοὺς, ᾿Ορέστα Μάρτυς, ἄθλους αἰνέσω (Твои, мученик Орест, страдания восхвалю) 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί̇ ( ), нач.: Ταῖς θεº καῖς καταστραπτώμενος (Божественными блистаемь); цикла стихир-подобнов.
По рукописям известны песнопения О., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак Τὸν ἐν βασάναις ἀήττητον στρατιώτην̇ (В муках непобежденного воина...) с икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 73, 168); общий канон О. и апостолам Олимпу, Родиону и др. предположительно авторства Феофана Начертанного без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί̇ ( ), нач.: Τοὺς ἐκλεκτοὺς τῶν ἀποστόλων συλλήπτορας (Избранных апостолов помощников) (Ταμεῖον. Σ. 90).
Е. Е. Макаров
Иконография
Мч. Орест. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v)
Одно из самых ранних изображений О. находится на миниатюре Минология XI в. из афонского мон-ря Эсфигмен (Ath. Esph. Сod. 14. Fol. 136-136v). Его образ представлен также в месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) под 10 нояб. и в Минологии Димитрия Палеолога, деспота Фессалоники (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, между 1322 и 1340). Погрудное изображение святого имеется в ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре на сев. стене (1366-1371).
Изображение мученической кончины О. помещено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 172, 1-я четв. XI в.) под 9 нояб.: на фоне горного пейзажа представлено израненное тело юного мученика, привязанного к скачущему коню; О. показан безбородым, в белой набедренной повязке. В нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350), в среднем нефе на юж. стене, в вост. травее представлено мученичество О. Сцены из жития О. изображены на миниатюрах Минология из мон-ря Эсфигмен (Ath. Esph. Сod. 14. Fol. 90, 90v).
В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 86 об., кон. XV в.) под 10 нояб. О. представлен стоящим в красном гиматии и голубом хитоне, с коричневыми волосами и недлинной бородой, держащим в правой руке крест.
В иконописном подлиннике новгородской редакции кон. XVI в. под 10 нояб. приведено такое описание О.: «…подобием рус, брада не велика, ризы мученические, в руках сосуд врачевск». В «Руководстве к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова сказано: «…по имени - типа греческого, молод, с небольшой бородой, в тунике и плаще, на ногах сандалии. Он - ученый врач, а потому его следует писать с ящиком лекарств и остриженным пером».
Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 189; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; Миjовић. Менолог. С. 46, 190, 195, 325, 348. Табл. 41; Евсеева. Афонская книга. С. 251.