День памяти мч. Нестора Солунского
НЕСТОР
Мч. Нестор Солунский побеждает Лия. Роспись ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии. 1325 г.
III-IV вв.), мч. Солунский (Фессалоникийский) (пам. 27 окт.). Н. упомянут во всех редакциях Мученичества вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.). Наиболее подробные сведения о нем содержатся в анонимном Мученичестве «Passio altera» (Другое [иное] Мученичество), сохранившемся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - издано в ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184). Согласно источникам, Н. пострадал в Фессалонике (слав. Солунь) при имп. Максимиане Геркулии (286-305 и 307-308, 310). Этот правитель страстно любил гладиаторские бои. Он привез в Фессалонику непобедимого бойца-великана по имени Лий. Бои проходили на высоком помосте, под к-рым размещались острые колья; на них Лий сбрасывал побежденных противников. Чем больше людей гибло таким образом, тем сильнее Максимиан гордился своим любимцем и устраивал все новые и новые поединки. Т. к. император был убежденным язычником и жестоким гонителем христиан, то часто по его приказу их принуждали бороться с Лием, и они погибали страшной смертью.
Жители Фессалоники, даже те, к-рые оставались язычниками, пришли в ужас от кровожадности Лия. Но особенно страдали христиане, видя участь своих единоверцев. Некий горожанин-простолюдин, юноша по имени Нестор, решил во что бы то ни стало остановить непобедимого убийцу. Он был другом и последователем вмч. Димитрия, который в то время уже был заключен под стражу и томился в темнице. Н. посетил узника, рассказал ему о своем намерении и просил молиться за него. Димитрий благословил Н. на бой, перекрестив его, и предрек ему победу над убийцей и скорую мученическую кончину.
Придя к месту состязаний, Н. вызвался сражаться с Лием. Максимиан попытался отговорить юношу, т. к. тот был невысокого роста и, по мнению правителя, шел на верную гибель, выступая против великана. Но, узнав, что Н. христианин, император велел ему немедленно подняться на помост и стал ожидать смерти еще одного последователя Христа. Однако Н., с именем Бога на устах вступивший в сражение, неожиданно сбросил Лия на острые колья, и тот разделил участь своих многочисленных жертв.
Максимиан пришел в ярость из-за убийства своего любимца и стал допытываться у юноши, с помощью какого колдовского приема тот одержал победу, на что Н. ответил, что ему помог ангел, посланный «Богом Димитрия». Император приказал отвести Н. в зап. часть города, к Золотым воротам, и обезглавить. Затем был казнен и вмч. Димитрий, к-рый напутствовал юношу.
Н. упомянут и в «Passio prima» (Первом Мученичестве) вмч. Димитрия Солунского, которое впосл. стало основой для всех последующих редакций Мученичества, однако в этом тексте отсутствует связь между победой Н. над Лием и казнью Димитрия, а также не сообщается о дружбе между святыми. Т. о., сведения о знакомстве Н. с Димитрием появляются в более поздней агиографической традиции. Наиболее подробно об этом писал в своем сочинении прп. Симеон Метафраст ((60-е гг. X в.) - «Passio tertia» (Третье Мученичество; BHG, N 498, изд. в: ActaSS. Oct. T. 4. P. 96-103 и в PG. 116. Col. 1185-1201)).
Н. вместе с вмч. Димитрием Солунским изображался на евлогиях - ампулах с миром от мощей вмч. Димитрия, которые паломники увозили из его базилики в Фессалонике (древнейшие ампулы датируются XI-XII вв.). Этим священным миром воины натирали тело перед битвой.
Несмотря на то что Мученичество Н., видимо, не было составлено, ему посвящен отдельный день памяти - следующий за днем памяти вмч. Димитрия. В нек-рых греч. Синаксарях память Н. отмечена также под 25, 26 и 28 окт. В Синаксарях Н. посвящены краткие сказания, где за основу взято Мученичество Димитрия Солунского.
В слав. стишных Прологах есть двустишие и сказание о мученичестве Н. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 84), сказание было также включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 117).
Ист.: SynCP. Col. 161, 164, 167, 169; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 60-62; MartRom. P. 455; MartRom. Comment. P. 441-442; N. 4, 5; ЖСв. Окт. С. 576-578.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 443; Sauget J.-M. Nestore // BiblSS. T. 9. Col. 829-831; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 348.
О. Н. А.
Гимнография
В Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается под 25 окт. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 78).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в славянских рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 160, XII в.- под 27 окт. содержится служба Н., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 25; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 190-195).
Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 27 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»; богослужебное последование Н., содержащее тот же набор песнопений, соединяется с рядовой службой Октоиха (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301). В южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. допускается соединение службы Н. с попразднством вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.) (см.: Arranz. Typicon. P. 45).
Служба с «Аллилуия» совершается в день памяти Н. 27 окт. и в древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе Сербского архиеп. Никодима, 1319 в. (Lossky. Typicon. P. 180; Миркович. Типикон. Л. 54 б).
Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 27 окт. последование Н. соединяется с рядовой службой Октоиха; помимо минимального набора песнопений указан также кондак Н. 2-го гласа ᾿Αθλήσας καλῶς̇ ( ).
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 27 окт. не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); Н. назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа кондак 2-го гласа , а также светилен. В пореформенном московском Типиконе 1682 г. и последующих его изданиях (в т. ч. в современном) стал печататься тот же кондак Н., что и в греч. Типиконе,- в остальном указания остались без изменений.
В совр. греч. богослужебных книгах 27 окт. на вечерне помимо песнопений Н. и Октоиха помещены также песнопения в честь вмч. Димитрия Солунского, память к-рого отмечалась накануне (26 окт.).
Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο Μάρτυς σου Κύριε̇ ( ); кондак 2-го гласа ᾿Αθλήσας καλῶς̇ ( ) с икосом; иной кондак 4-го гласа (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῞Αρματα Θαραώ̇ ( ), нач.: ῞Αρματι φλογερῷ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен.
По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τὴν πανοπλίαν τοῦ σταυροῦ̇ (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа ῾Ως τοῦ Χριστοῦ τῶν παθημάτων̇ (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβόλοις λάμψεσι̇ ( ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμῶ σε πιστῶς, μάρτυς ἠγλαϊσμένε̇ ᾿Ιωσήφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: Τὴν θείαν εὐπρέπειαν περιφανῶς στολισάμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1938. Σ. 479-480).
Е. Е. Макаров
Иконография
Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.
Мч. Нестор Солунский. Роспись парекклесиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Георгий Критянин
Примером программной связи образов Н. и вмч. Димитрия в контексте почитания неск. Солунских святых, которые вместе с главным патроном античной Фессалоники были изображены как воины, является серебряный позолоченный ковчег-реликварий, изготовленный по заказу придворного чиновника Иоанна в правление имп. Константина X Дуки (1059-1067, ныне в ГММК; см.: Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 32. Рис. 23; The Glory of Byzantium. 1997. Cat. 36; Стерлигова. 2013. Кат. 7. С. 114-119, ил. на с. 117). Форма и декор ковчега воспроизводили в миниатюре место погребения вмч. Димитрия Солунского в его базилике-мартирии в Фессалонике. Н. изображен на одной из створок в полном воинском облачении рядом с мч. Луппом, слугой вмч. Димитрия. Н. молод, не имеет ни усов, ни бороды; короткие волосы, заправленные за уши, вьются 2 небольшими прядями. Его пластинчатый доспех закрывает руки и нижнюю часть торса, грудь прикрыта дополнительно подобием кирасы, в его правой руке - копье наперевес, левой он сжимает край плаща.
Вместе Солунские святые, Димитрий и Н., как воины представлены на медальоне оклада иконы с рельефным эмалевым изображением арх. Михаила (2-я четв. XI в., ныне в соборе Сан-Марко, Венеция), а также в лицевых рукописях, напр.: в минологиях визант. Евангелий из Австрийской национальной б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) и из б-ки в Ватикане (Vat. gr. 1156. Fol. 263r, кон. XI в.). Довольно рано пара Солунских св. воинов могла быть дополнена др. фигурами того же чина святости, напр. вмч. Прокопия, как на бронзовой иконе XI в. из Музея Майер ван дер Берг в Антверпене (Splendori di Bisanzio: Testimonianze e riflessi d'arte e cultura bizantina nelle chiese d'Italia: Exib. Cat. Palazzo Ducale, Venice. Mil., 1990. P. 186. Br. 23; Тотев К. Реликварий св. Димитрия из региона Велико Тырново // АДСВ. 2009. Вып. 39. С. 319). В лицевых поздних рукописях образ Н. встречается в греко-груз. лицевой рукописи кон. XV в., где медальон с его бюстом включен в чин мучеников (РНБ. О.I.58. Л. 54v), а парное изображение Н. с вмч. Димитрием как воинов на л. 83 входит в минейный цикл празднований 26 и 27 окт. (Евсеева. Афонская книга. С. 214, 245).
Как мученик с крестом в руке Н. изображается в произведениях различных видов визант. искусства: на иконе XI в. «Святые Прокопий, Димитрий и Нестор», из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Σωτηρίου Γ., Σωτηρίου Μ. Εἰκόνες τῆς Μονῆς Σινᾶ. ᾿Αθῆναι, 1956-1958. Τ. 1. Σ. 64; Τ. 2. Еik. 47); на фресках 3-й четв. XI в. Сакли-килисе в Гёреме (капелла № 2). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) образ Н. встречается в разных компартиментах и различается внешним обликом и деталями одеяния: на подпружной арке купола и в крипте он в хитоне и плаще, с крестом в правой руке, в юго-западной капелле кафоликона представлен в полный рост в воинском облачении - в кольчуге, коротком хитоне, плаще, с копьем и со щитом (Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athens, 1982. Р. 97-99). Его лик с усами и темной клинообразной бородой в крипте отличается от традиц. иконографии (Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium. Princeton, 1991. P. 14-15). Редкий вариант с усами и едва обозначенной бородкой сохранился в ц. свт. Николая Касницис в Кастории (посл. треть XII в.) (Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria: Mosaics Wall Painting. Athens, 1985. P. 60-61), на фресках парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы рядом с кафоликоном монастыря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Георгий Критянин). С бородой Н. также изображен в сцене казни в росписях ц. Митрополии в Мистре в составе цикла Жития вмч. Димитрия (ок. 1312). В Ерминии же святой описан в чине мучеников как «юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 164).
Как воин Н. предстает во мн. монументальных декорациях: в Палатинской капелле в Палермо (50-60-е гг. XII в.) в соборе в Чефалу (1148) на Сицилии, в ц. во имя вмч. Пантелеимона в Нерези (1164), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии (1259, см.: Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Pl. XV), в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Кифера (XIII в.) (Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce. L'ile de Cythère. Athènes, 1997. P. 61. Pl. 5), в ц. во имя свт. Власия в Верии (XIII в.), в ц. во имя св. Климента (Перивлепты) в Охриде (1294/95), в ц. во имя праведных Иоакима и Анны в мон-ре Cтуденица (мастера Михаил и Евтихий, 1314), в ц. во имя св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. во имя св. Димитрия в Пече (ок. 1345), в ц. Таксиархов (1359) и в ц. во имя св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (ок. 1384-1385), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Гонья (Крит) на о-ве Кифера (юг Пелопоннеса) (XV в.) (Ibid. P. 246-249. Pl. 4, 6); в сербских мон-рях - в Успенской ц. в мон-ре Грачаница (ок. 1320), в Вознесенской ц. в мон-ре Дечаны (ок. 1348-1350), Троицкой ц. в мон-ре Ресава (до 1418).
В храмовых декорациях Н. обычно занимает место недалеко от вмч. Димитрия, в ряду прославленных воинов. Набор его вооружения отличается разнообразием: в поднятой правой руке меч, на левом плече лук, левая рука обернута плащом, у бедра колчан, как на фреске в наосе Вел. Дечан. Нередки случаи, когда он обособлен от Солунского великомученика: напр., в касторийской ц. во имя свт. Николая Чудотворца Каснициса его фигура помещена между воинами, мч. Евстратием и вмч. Меркурием, а в ц. во имя св. Андрея на Треске (Македония, ок. 1388-1389) - между мч. Нектарием и вмч. Никитой.
Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141)
В рукописных и настенных минологиях день его памяти сопровождается как сценой казни - в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 141, 1-я четв. XI в.), в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 14v, 1322-1340 гг.), так и сценой боя святого с Лием - на маргинальной миниатюре в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. MS Add. 19352. Fol. 125v, 1066 г.) или на фреске в монастыре Дечаны. В составе минология в ц. во имя вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в Вел. Дечанах в сцене усекновения Н. изображен в воинских одеждах, что является редчайшей особенностью, т. к. традиционно все св. воины в момент казни облачены либо в хитон и плащ, либо только в хитон или изображались в набедренных повязках. Возможно, подобный прием возник из-за буквального следования житийному тексту, где сказано, что Н. был казнен сразу после боя, т. е. в том одеянии, в каком он и сражался. Буквальность воспроизведения встречается и в дечанском минейном цикле: Н. сражается с Лием на высоком помосте, под аркадами к-рого врыты копья, бердыши, 2-зубый ухват и т. д. При этом святой одет в короткий подпоясанный хитон, в его левой руке круглый щит, а высоко поднятая правая рука с разжатой ладонью пуста. Падающий Лий более всего напоминает опрокинутую марионетку с бессильно повисшими конечностями в отличие от святого, поза к-рого полна динамики и напоминает образы античных героев (Геракла).
Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг.
Нередко изображение Н. включается в житийные циклы вмч. Димитрия, в т. ч. подробные и обширные, напр. в монастыре Митрополии в Мистре или в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (1621, мастер Георгий (Джордже) Митрофанович), где подвиг Н. по-иному увязан с гибелью Солунского великомученика. Сцены благословения Н. на битву с Лием вмч. Димитрием, пребывающим в заточении, и убийства святого в темнице разделены помпезной композицией поединка Н. с Лием, более всего напоминающего средневек. рыцарские ристалища: балансирующий на разных уровнях помоста юный воин пронзает длинным копьем соперника; композиция сильно напоминает маргинальную миниатюру в Феодоровской Псалтири и, возможно, восходит к общему с ней образцу.
В поствизант. период Н., как один из широко почитаемых св. воинов, часто изображается на иконах и в храмовых декорациях, напр. на фресках: монастыря свт. Николая Анапавса в Метеорах (1527), в притворе мон-ря Воронец (Румыния, 1547), мон-ря Молдовица (мастер Фома Сучавский, Румыния, 1537), в монастыре св. Стефана в Метеорах (XVI в.), в соборе Каламбаки (XVI в.), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634), в румын. мон-ре в Хорезу (1694).
Образ Димитрия, восседающего на престоле, в XVII-XVIII вв. иногда сопровождается изображением предстоящих «приближенных» святых. Обычно это фигура Н., к-рый показан в воинских доспехах на иконе 2-й пол. XVII в. в мон-ре Хиландар и на иконе рубежа XVII и XVIII вв. из мон-ря Варлаама в Метеорах.
На поствизант. житийных иконах вмч. Димитрия присутствуют неск. композиций с Н., повествующих о его битве и казни (Ο ´Αγιος Δημήτριος. 2005. Σ. 94, 132). В самостоятельный образ выделился сюжет благословения Солунским великомучеником Н. на бой с Лием. В поздней греч. иконописи встречаются парные изображения вмч. Димитрия и Н. в воинских доспехах. На иконе из скита Карея на Афоне они попирают противника: под ногами у Димитрия лежит поверженный царь Максимиан, у ног Н.- Лий (Ibid. Σ. 69).
В древнерус. искусстве домонг. периода ростовое изображение Н. входит в число св. воинов-мучеников, украшающих оклад иконы «Богоматерь Одигитрия», выполненный в сер.- 2-й пол. XII в.; при этом образ вмч. Димитрия среди них отсутствует (Стерлигова. 1996. Кат. 57. С. 242-248). Это не единичный пример подобного размещения образа Н.- такая традиция имела визант. происхождение и сохранялась долго, о чем свидетельствует эмалевый медальон с ростовой фигурой Н. в воинском облачении на окладе поздневизант. иконы с образами апостолов Петра и Павла (нач. XV в., мон-рь Ватопед).
История подвига Н. вошла в состав древнерус. житийных циклов вмч. Димитрия. Количество эпизодов могло варьироваться, иногда доходило до 3 клейм. Один из самых подробных повествовательных циклов содержит икона из НИАМЗ 1-й пол. XVI в., на к-рой изображены единоборство Н. с Лием, победа над ним и казнь святого. Иногда представлена сцена благословения вмч. Димитрием Н., как на иконе из Калужского музея (КХМ). Н. в произведениях древнерус. искусства всегда изображается как молодой и безбородый в сонме св. воинов, напр. в произведениях монументальной живописи - в Успенском соборе Московского Кремля (поновления 1642-1643 гг.), в ряде ростовских церквей (в Успенском соборе, 1659, 1670/71; в ц. Иоанна Богослова, 1683; в Троицком (Зачатия прав. Анны) соборе Спасо-Яковлевского монастыря, 1689), в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (1684), в ярославской ц. во имя вмч. Димитрия (1686), в Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря (1689).
В рус. иконописных подлинниках описание Н. встречается уже в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.; под 26 окт.), где его предписывают изображать таким же молодым, как вмч. Георгий Победоносец, с отличиями в прическе («власы растрепалися»); в доспехах светло-желтого цвета, с препоясанием в виде ширинки под правым плечом, с копьем в правой руке и со щитом в левой, в красной тунике под доспехом: «Приволока багор с белилы, рукав испод риза киноварь», в черных «ногавицах» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 35). В подлинниках сводной редакции XVIII в. уточняется, что лик Н. должен быть с едва заметной бородкой - «браду имеяй едва сущу», указано другое положение ширинки-препоясания: перекидывается с правого плеча под левую руку, атрибут мученика: «а в руке - крест» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 42; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 179). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 26 окт.) святой не имеет усов и бороды, держит копье в правой поднятой руке прямо, без наклона, а в левой, прижатой к груди,- небольшой кривой меч; за его правым плечом виден небольшой щит (Большаков. Подлинник иконописный. Табл. 30 (Лицевые святцы)). В руководстве В. Д. Фартусова святой описан как представитель «типа греческого», отмечены его молодость, невысокий рост, пробивающиеся усы и борода, «плечист и очень сильный» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 58).
Лит.: RBK. Bd. 2. Sp. 1050; BiblSS. Vol. 9. P. 830-831; LCI. Bd. 8. Sp. 35-38; Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же, ред.-сост. Визант. древности: Произведения искусства IV-XV вв. в собр. Музеев Моск. Кремля: Кат. М., 2013; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261: Cat. of exb. / Ed. by H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Walter C. The Warrior Saints in the Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 227-230; Ο ´Αγιος Δημήτριος στην τέχνη του Αγίου ´Ορους. Θεσ., 2005.
Е. М. Саенкова, Э. П. И.