День памяти мч. Арефы и с ним 4299 мучеников

АРЕФА

[араб.      , сир.     ( )  , эфиоп.  , греч. ̓Αρέθας] († 523), мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.), глава христиан Награна, пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн. После кончины награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец А., не имевший духовного сана. Согласно ряду источников, он был светским правителем города и его округи (этнархом и филархом), причем прежде эту должность занимал его отец. Когда началась война с Аксумом, царь Йосеф Асар Ясар потребовал от А. прислать к нему всех боеспособных жителей Награна. Ополчение было собрано и отправлено, но вернулось с полдороги, узнав о предпринятом по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Йосеф расценил это как мятеж. После осады и взятия города в кон. окт. (или нояб.) 523 г. тяжелобольной А. был схвачен и предстал перед царем. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих сограждан. По приказу царя А. вместе с др. награнцами был отведен в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом.

О мученичестве А. повествуется в письме царя Йосефа Асара Ясара к царю Мунзиру III, а также в письме еп. Симеона Бет-Aршамского к авве Мар-Симеону (VI в.).

Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Пространное греч. житие создано на основе актов А., написанных в VI в. В кон. Х в. житие было переработано Симеоном Метафрастом. Краткие жития содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 123-126) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161). Стихи А. содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 340) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 99). Память А. 24 окт. отмечается во всех греч. календарях. Согласно памятникам к-польского происхождения: Типикону Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76) и Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161),- синаксис А. совершался в храме Богородицы в Протасиевых.

Древние календари Иерусалимской Церкви, ориентированные на Святогробский Типикон, и восходящие к данной традиции груз. и арм. литургические памятники (VII-XI вв.) отмечают память А. 20 апр., 1 и 4 окт. (Кекелидзе. Канонарь. С. 135, 276; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 61, 94-95; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. P. 42).

О почитании А. на Руси свидетельствуют упоминания о нем в рукописях XI в.: память А. отмечена в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 234об.), служба А. с каноном Феофана содержится в Минее 1096 г. (РГАДА. Тип. 89 - Ягич. Служебные Минеи. С. 168-174). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 163)). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Пространное житие А. было переведено на слав. язык не позднее XII в., сохранилось в версиях, восходящих к одному переводу. Старшие южнослав. (серб.) списки - Загреб. Архив ХАЗУ. IIIа 47; София. НБКМ. № 1039 (оба посл. четв. XIV в.), один из старших русских - РГБ. Вол. № 591, посл. четв. XV в. Существует и древнегруз. перевод памятника. В ВМЧ помещены пространное житие (BHG, N 166) и оба кратких проложных жития А. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 113-114 (1-я паг.)).

Часть мощей А. перевезли из К-поля в Киево-Печерский мон-рь в 1073 г. (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). Согласно надписи на иконе-мощевике кн. Константина Дмитриевича (нач. XV в.), в ней содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 56-57).

Гимнография. Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 291), Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 43-44), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 299-300) - указывают в день памяти А. пение его последования с чтением жития на утрене. Среди памятников Иерусалимского устава память А. содержится уже в ранних его редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 224-225), предписывает совершение А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова).

Последование А., помещенное в печатных греч. и рус. Минеях и состоящее из канона Феофана 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρτυρικὴν σύνοδον θεοτερπέα μέλψωμεν ὕμνοις» (греч.- Мученический собор богокрасно воспоем песньми), стихир на Господи воззвах 1-го гласа со славником 4-го гласа «̓Ασματικῶς τὸν ποιμενάρχην σήμερον πιστοί» (    ), седальна 4-го гласа «Τοῦ σταυροῦ τῇ δυνάμει» (  ), кондака с икосом 4-го гласа, известно по рукописным Минеям как студийской (РНБ. Греч. 227-1. Л. 96-96об., XII в.; ГИМ. Син. № 160. Л. 179-185об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.; Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 77об.- 78, XIV в.).

Кроме текстов печатных Миней в рукописях сохранились и др. тексты А.: анонимный канон 4-го гласа со 2-й песнью без акростиха (Ταμεῖον. Ν 137. Σ. 67), иной цикл стихир на Господи воззвах 4-го гласа, сохранившийся в Минеях как студийского (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 90-90об., XII в.), так и иерусалимского (БАН. РАИК. 98. Л. 5об., XIV в.) типов, а также 2 седальна, 4-го и 4-го плагального, т. е. 8-го, гласов, сохранившиеся только в рукописях студийского типа.

Ист.: BHG, N 166-167; BHО, N 99-106; ActaSS. Oct. T. 10. P. 721-759; Записки о мученичестве св. Арефы / Пер. еп. Арсения (Иващенко) // Странник. 1873. № 6. С. 217-262; La lettera di Simeone vescovo di Beth-Ars am sopra i martiri omeriti / Publ. e trad. dal socio I. Guidi // Atti della Reale Accad. dei Lincei; ser. 3a: 1881. Vol. 7. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст); Historia dos martyres de Nagran: Vers. ethiopica / Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboã, 1899. P. 79-122, 169-185 (эфиоп. текст), 123-165, 175-189 (португ. пер.) (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223-226); ЖСв. Окт. С. 528-553; The Book of the Himyarites / Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 4b, 5a, 8a (сир. текст), CII-CIII, CV-CVI (англ. пер.) (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 211-212); Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum // CSCO. Syr. Ser. 3. P., 1927. T. 1. P. 63-65 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 621-630); Shahîd I. The Martyrs of Najrân: New Doc. Brux., 1971. (SH; N 49). P. XI-XIV (сир. текст), 49-51 (англ. пер.).

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 256, 258; она же. Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского о Южной Аравии // она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 117-130; Périer J. Arethas (1) // DHGE. T. 3. Col. 1650-1653; Esbroek M. van. L'Éthiopie à l'époque de Justinien: S. Arethas de Negra n et S. Athanase de Clysma // IV Congresso Intern. di Studi Etiopici (Roma, 10-15 aprile 1972). R., 1974. T. 1 (ser. storica). P. 117-139; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 134. N 171; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 54.

С. А. Французов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова

Иконография. Обычно А. изображается старцем с седой остроконечной бородой средней длины, разделенной на неск. завитков, с седыми волосами или с залысинами на голове, в традиц. для мучеников одеянии - хитоне и плаще, с крестом в правой руке. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 10. № 16), описан как «старец с остроконечною бородою», в др. месте сказано: «Святой Арефа с бывшими с ним был усечен мечом. Он стар, а прочие различны видом» (Ч. 3. § 22. Октябрь. № 24); в Большаковском подлиннике, XVIII в., указано: «Арефа сед, власы аки Андрея апостола, брада доле Николины, в доспехе пернатом, рукава испод киноварь, нагавицы черны, на левом плече риза багор лазорь пробелен, в левой руке меч в ножнах, а в правой руке держит со крестом свиток против сердца, а в нем писано: Господи Иисусе Христе, сотвори милость поминающим мучение наше и оставление грехов подаждь» (Большаков. С. 41-42).

Изображения А. сохранились на триптихе слоновой кости, X в. (Палаццо Венеция. Рим); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 135, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; на фреске в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; Арбавильском триптихе слоновой кости, сер. XI в. (Лувр); триптихе слоновой кости, XI-XII вв. (Ватикан); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, кон. XII в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в.; в ц. свт. Афанасия Великого (Мусакос) в Кастории (Греция), 1384-1385 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 83, XV в.) и др.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 164, 202; Большаков. Подлинник иконописный. С. 41-42; Евсеева. Афонская книга. С. 245; The Glory of Byzantium / ed. H. C. Evans and W. D. Wixom. N. Y., 1997. cat. 80. Р. 133-134.

Н. В. Герасименко

Наверх