День памяти апостола от 70-ти Амплия
АМПЛИЙ
[Амплиат; греч. ̓Αμπλιᾶτος, ̓Αμπλιᾶς, ̓Αμπλίας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав. ], ап. от 70 (см. Апостолы), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла (см. Павел, апостол): «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В
Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)
апостольских списках, приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому, имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям, А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II, повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли. Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками.
В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe).
Иконография
А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. № 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».
Ист.: Hippolytus S. De LXX apostolis // PG. 10. Col. 956; Ps.-Dorotheus. De septuaginta Domini discipulis // PG. 92. Col. 1061; Chronicon paschale // PG. 92. Col. 521; SynCP. Col. 177; MenolBas. 1727. T. 1. P. 156; MenolSirl. P. 483; ActaSS. Oct. T. 13. P. 684-698.
Лит.: Assemani. Kalendaria. T. 5. P. 326-327; Le Quien. OC. T. 1. Col. 1225; Солярский П., прот. Опыт библейского словаря. СПб., 1878. Т. 1. С. 98; De Rossi J. B. Il cubiculo nel cimitero di Domitilla // BACr. Ser. II. 1880. P. 170-171; Малышевский И. Спутники и ученики Св. Ап. Андрея // ТКДА. 1889. Т. 3. С. 558; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор святых 70-ти апостолов. Тверь, 1900. Т. 1. С. 30-34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 450; Большаков. Подлинник иконописный. С. 44 (1-я пол.), 32 (2-я пол.); Собор свв. Апостолов // ПС. 1906. Т. 2. С. 385-387; Palmieri A. Ampliatus // DHGE. T. 2. Col. 1353-1355; Leclercq H. Ampliatus (cubiculum d') // DACL. T. 1. Col. 1712-1721; Миjовић. Менолог. С. 324; Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jh. Tüb., 1987. S. 20-21, 144, 152-153. (WUNT; 2/18); Маркелов. Святые Древней Руси. С. 284; Евсеева. Афонская книга. С. 247.
О . В . Титова, Э . В . Ш .