Икона Божией Матери Чирская
Сщмч. Афиногена (икона) епископа и десяти учеников...undefined

Проповеди на праздники:


Борьба со штундой (из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иустина Ольшевского). Беседа 3. Средства борьбы со штундизмом

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (2Тим.4:2)

Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы (2Пет.2:1‒3). При появлении ереси христианин и пастырь не опасается за истину и Церковь, которой, по непреложному обетованию Спасителя (Мф.16:18), не одолеют врата адова; он скорбит и опасается за отпадающих от истины и Церкви людей. Миссионерство, как охранение православных от ереси и как вразумление заблудившихся, есть прямой долг местного приходского пастыря. Всякий миссионер совне есть сотрудник или помощник приходского пастыря. Ближайшие помощники миссионерствующего пастыря суть: диакон, псаломщик, учитель церковной школы, избранные прихожане. Сплотить прихожан вокруг пастыря для миссионерских целей удобно могут следующие учреждения: церковно-приходские братства, общества ревнителей православия, сестричные братства, общества трезвости; уставы для них могут быть вырабатываемы самими приходскими священниками. Для пастыря весьма ценна помощь прихожан. Прихожане благовременно могут дать пастырю все нужные сведенья об отступниках, могут помочь ему охранением православных, даже могут помочь личным воздействием на отступников. Братства и общества могут дать и материальную помощь делу в нужных случаях. В обращении православных прихожан с отступниками требуется, однако, осторожность, дабы они «не повредили своего ума». Весьма полезна пастырю помощь женщин, как твердый оплот родной истины; они в своем усердии могут сильно воздействовать на мужей и на детей.

Общий характер пастырско-миссионерских средств отрицательно выражен в знаменитом изречении митрополита Григория (Постникова): «Полицейские меры – не наши меры». Церковь располагает одними нравственными средствами; что касается внешних и гражданских мер, то они суть дело государства. Государство, дорожащее своим союзом с Церковью, по долгу принимает свои меры для ослабления разрушительной деятельности исповедуемой ереси. Миссионерствующему пастырю, разумеется, подобает знать государственные узаконения, предусматривающие вредные действия сектантов; полезно сделать их известными и прихожанам, чтобы предупредить преступления. Таковые узаконения изложены в Основных законах Российской империи и в приложениях к ним: в Уставе иностранных исповеданий и в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений. По нынешним нашим Основным законам, православная вера и Церковь признается государственной (Основные законы, изд. 1906 года, ст. 63‒66), и потому ей одной принадлежит право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения и веры (Устав иностранных исповеданий. Ст. 4; Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Ст. 70). Евангелическо-лютеранской и другим инославным церквам повелевается воздерживаться от прозелитизма (Устав иностранных исповеданий. Ст. 256, 779, 1102 и 1110), им воспрещается прикасаться в делах веры к убеждениям совести последователей Православной Церкви и других вер и отвлекать их от своих вер (Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Ст. 70, 77, 45 и 53). При нарушении названных узаконений сектантами приходской пастырь может начинать дело, но только через епархиальное начальство, и то с полной осмотрительностью.

Указание пастырско-миссионерских средств можно найти, после Священного Писания, в следующих изданиях Святейшего Синода: «Наставление священнику относительно заблуждающих от истины веры» (5-е изд. 1856 года); Постановления преосвященных Юго-Западного края, собиравшихся в г. Киеве 6 сентября 1884 г.; Правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам (Определение Святейшего Синода от 25 мая 1888 года); Определение Святейшего Синода по поводу заключений Второго Всероссийского Миссионерского съезда, бывшего в г. Казани в 1897 году (Миссионерское обозрение. 1900. № 7‒8); Определения Святейшего Синода по поводу заключений Четвертого Всероссийского Миссионерского съезда, бывшего в 1908 году в Киеве (Церковные ведомости. 1908 и 1909 гг.); наконец, Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви, утвержденные Святейшим Синодом 22‒28 мая 1908 года (Церковные ведомости. 1908. № 22). Правила 1908 года являются последними по времени и имеют ныне главное руководящее значение при организации миссионерского дела в епархиях. Соответственно всем этим синодальным распоряжениям на миссионерствующем приходском пастыре лежит долг применения в его приходе совокупности следующих средств, способных создать сильное миссионерское воздействие на верных Церкви прихожан и на отступников.

1) Необходима для пастыря постоянная осведомленность о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения. Должна быть точная запись лиц, рожденных в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений епархиальному начальству.

2) Следует вести увещательные, изъяснительные и обличительные беседы с отступниками (см. Беседу 4).

3) Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением пререкаемых отступниками истин веры; разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях (см. Беседу 4).

4) Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц, колеблющихся в вере, можно допускать к Святому Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди.

5) Настоятельно необходимо неопустительное посещение пастырем домов прихожан при требах и с предпраздничной молитвой, ознакомление с их духовными нуждами и благоприличная беседа при сем. Удобно при этом осведомиться у бывших школьников и школьниц о том, насколько помнят они выученное по Закону Божию и как применяют его дома. Начинать посещение Домов нужно заблаговременно до праздника.

6) Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляться от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом.

7) Одни избранные в начитанности и твердости в истинах веры прихожане могут быть направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начетчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкой их.

8) Миссионерствование путем школы – школы церковно-приходские смешанные и женские (см. Беседы 5 и 6).

9) Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или при школах; раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеймоновских и других, раздача миссионерских брошюр.

10) Испытание восприемников при крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях.

11) Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, например: на вечерне «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», на утрене «Слава в вышних Богу», на литургии «Верую», «Достойно есть», «Отче наш».

12) Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удаленных от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа.

13) Необходимо наблюсти за тем, чтобы существующие и вновь сооружаемые для церковного и домашнего употребления кресты и иконы были благоприличного вида и письма. Освящение новосооружаемых крестов и икон подобает совершать в храме всенародно и торжественно, при выразительном чтении положенных молитв, которые исполнены глубокого миссионерского содержания.

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы.

15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе.

16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме.

17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года).

18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля.

19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино (Ин.17:11)!

Проповеди на праздники:

Наверх