Борьба со штундой (из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иустина Ольшевского). Беседа 2. Сущность заблуждений штундистов
...Невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают... Писания. (2Пет.3:16).
Штундизм не имеет своего определенного и точно выраженного положительного вероучения. Произведенные разными вожаками его и графом Львом Толстым попытки к катехизическому выражению и объединению ереси оказались безуспешными. На вопрос «како веруеши?» каждый штундист обыкновенно отвечает: «Я верую по Писанию», но это Писание он разумеет по-своему. Разнообразие в разумении Священного Писания и основных догматических истин вызвало разнообразие в разрешении практических вопросов, а все это по необходимости вызвало разные течения в развитии штундистской мысли. Мало того, разнообразие в понимании предметов веры замечается у отдельных общин и даже у лиц одного и того же склада или толка. Возьмем пример: одни штундисты признают все неканонические ветхозаветные книги, другие признают только часть их, третьи отвергают их; одни признают три Таинства, другие – два Таинства, третьи – ни одного и даже смеются над самым названием Таинства, замечая, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк. 4:22), и т. д. Таким образом, штундизм по преимуществу есть религиозно-нравственное брожение, отрицательное по настроению и по плодам. Однако в разнообразии есть и единство. В штундистском брожении везде заметны общие всем течениям три основные струи: а) дерзкое, злобное и нелепо-наивное отрицание Святой Церкви и ее установлений; б) признание в разной степени достоинства Священного Писания как источника истины; в) право истолкования и осуществления смысла Священного Писания для нравственной и религиозной жизни признается за каждым сектантом по его личному разумению. Бывает, конечно, и искреннее искание истины сбитым с пути человеком. Штундизм втягивает в себя и засасывает собой другие родственные ему секты. При своих молитвенных собраниях штундисты руководствуются обыкновенно баптистским сборником гимнов «Голос веры».
Так произвол произвел много вредных мнимоистин на место единой действительной и спасительной истины. Главнейшие основные направления в веропонимании штундистов суть следующие:
Штунда плотская, штундо-баптисты, штундо-пашковцы-перекрещенцы и штундо-молокане – они допускают у себя водное крещение и причащение хлебом и вином, заботятся о буквальном выполнении требований Священного Писания.
Штунда духовная и штундо-пашковцы-неперекрещенцы объясняют слова Евангелия о крещении и причащении и все внешние установления религиозные в смысле переносном, сосредотачивают свое внимание на учении об оправдании верой.
Штундо-субботники и штундо-жидовствующие признают достоинство Ветхого Завета в усиленной степени и празднуют субботу вместо воскресенья, а также совершают даже ветхозаветные обряды до обрезания включительно.
Штундо-малеванцы признают штундиста Кондрата Малеванного христом-богом, утверждают, что исполнение новозаветных времен окончилось и что кончина мира наступила. При своих молитвенных собраниях они обнаруживают нервные припадки подобно радениям у хлыстов.
Штундо-толстовцы и штундо-духоборы – они обнаруживают равнодушие к Священному Писанию, прямо отрицают государственные учреждения, стоят на пути безбожия.
Шалопутство и иоаннитство, являющиеся несовершенным и подготовительным видом хлыстовства, признают весьма полезным церковное благочестие, но они признают это благочестие за низшую стадию на пути к высшему откровению у сектантов. В сем разумении Церкви шалопуты открывают у себя почву для штундизма. Шалопутство и иоаннитство, при всей своей кажущейся невинности, требуют от пастыря зоркого присмотра. При своей проповеди штундист не излагает положительного учения, которого нет у него, но излагает свои отрицательные суждения о православии, которые и составляют душу штундизма. Отрицательная мысль штундиста в сем случае обыкновенно принимает в основных чертах своих следующее течение. «Христианскую веру, – утверждает штундист, – каждый человек может узнать из Священного Писания, стоит только приняться за чтение, и все само собой объясняется от Духа Божия. Называемое Священное Предание есть предание старцев и фарисеев, и оно во всем идет вопреки Писанию. Церковью православные называют здание, но Церковь там, где два или три человека, верующих по Писанию. Православная Церковь ведет свое начало от Вселенских Соборов. Православные пастыри суть наемники, книжники и фарисеи и ведут свой род от тех священников и первосвященников, которые распяли Господа; они – саранча апокалипсическая. Крестить водой не нужно, ибо вода живая есть слово Божье. Если совершать крещение, то нужно в реке над возрастными, а не над младенцами, которые не могут веровать. Причащаться также можно посредством чтения и слушания слова Божия. Если причащаться хлебом и вином, то нужно по Писанию – без ложечки. Исповедовать свои грехи нужно пред всеми людьми. Поклоняться святым лицам нельзя, – они и сами не принимают сего. Святые о нас не молятся. Умершие получают воздание по делам своим, и для них наша молитва не нужна. Богу можно молиться на всяком месте, а православные храмы суть капища. Крест есть позорная шибеница, а крестное знамение, совершаемое рукой, есть распинание в себе Сына Божия. Поскольку Бога никто не видел, то изобразить Его невозможно, и это воспрещено второй заповедью. Все иконы суть кумиры и идолы. Поклоняться Богу нужно духом, и обряды не нужны. Слово Божье осуждает православное богослужение, славянский непонятный язык и проч. Пост не нужен. Присяга воспрещена. Все верующие по Писанию суть священники и цари; Бог упразднит всякую власть и силу. Петербург есть Пергам, где престол сатаны (Откр. 2:12‒16). Все православные живут худо, потому что у них вера худа, от них нужно отделиться. Все богатые должны разделиться своим имуществом с бедными, ибо горе богатым. Верующие по Писанию (то есть штундисты) суть святые, суть немощные младенцы, посрамляющие мудрых и крепких. Их гонят за слово Божье, ибо Христос принес на землю не мир, а меч».
Нами сейчас изложены мысли штундиста в выражениях много более приличных, чем какие употребляют сами штундисты. Все суждения штундиста обязательно подкрепляются изречениями Священного Писания посредством внешнего сближения сектантской мысли со священным текстом. В этом заключается главная сила обаяния сектантской проповеди. По меткому замечанию святителя Димитрия Ростовского, не разумеет простота, что из одного цветка пчелой извлекается мед, а пауком яд, – что для подтверждения своих мыслей приводил тексты Священного Писания даже сам дьявол (Мф.4:5‒6).
Нравственное обновление, замечаемое в разной степени у штундистов, выражается исключительно отрицательными добродетелями, каковы главным образом: не кури, не пей, не бранись. Этим они производят впечатление на окружающее их население. На новичков производит впечатление также их восторженная и показная общая молитва. Особенное положение штундистов среди населения, ставшего им чуждым, вызывает тесную сплоченность членов штундистских кружков, оно же нудит их к проповеди для увеличения числа приверженцев ереси. При распространении нового и небезопасного учения применяется смиреннолукавство, лесть и обман. Лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2Кор.11:13‒15). Ненависть к православию, хула и издевательство, фарисейское самопревозношение везде присущи штундистам. У окружающего штундистов православного населения обыкновенно нарушается духовная цельность. Дело веры из народного сердца переходит в мужицкую голову и разрешается нелепым критиканством, резонерством и теплохладностью. Здесь сказывается действие математического закона: при многих положительных сомножителях один отрицательный множитель делает все произведение отрицательным. Малая закваска квасит все тесто (1Кор.5:6).