Бог проявляет Себя в душе человека и в религии
I. Проявления Бога в душе человека и в религии.
1) Каждый верующий человек знает это по личному опыту: у него бывают минуты, когда близко чувствуется Бог. Это бывает:
а) или при чтении Свящ. Писания и других религиозных книг,
б) или во время молитвы,
в) или во время принятия св. таинств; особенно же во время причащения Тела и Крови Христовых.
2) Неверующий, т.е. не имеющий личного религиозного опыта, может убедиться в том, что Бог действительно проявляется в религии, когда будет изучать историю религий (или вернее сказать, историю религиозного опыта), а в особенности – религии христианской. Эта история религиозного опыта находится, главным образом, в сочинениях, беседах, записках и дневниках подвижников.
а) Апостол Павел в Афинском ареопаге говорил, что назначение каждого человека состоит в том, чтобы искать своего Творца-Бога, находить Его и ощущать в своём сердце (Деян.17:26–28).
б) Св. мученики так сильно ощущали бытие Бога, что видели Его, беседовали с Ним. И это не было самообманом (самовнушением), ибо многие из них получали от являвшегося Господа исцеление от смертельных ран, изведение из темницы и даже спасение от смерти, что поражало самих язычников и приводило их к вере в истинного Бога.
в) А почитайте творения пустынников христианских. Большинство из них так чувствовали Бога, как мы – воздух. Они так же не сомневались в бытии Бога, как и в своём собственном. Отец Иоанн Кронштадтский пишет: «Душе благочестивой бытие Бога так же очевидно, как своё собственное бытие... Бог духов и всякия плоти отражается в благочестивой душе, как Солнце в капле воды».
г) Даже Л. Толстой, этот непримиримый враг Церкви, делает следующее признание: «Бога знаешь не столько разумом, даже не сердцем, но по чувствуемой полной зависимости от Него, вроде того чувства, которое испытывает грудной ребёнок у груди матери. Ребёнок не знает, кто его держит, кто греет, кормит, но знает, что есть этот кто-то, мало того, знает, любит его... Это живое чувство Бога».
д) А вот и свидетельство известного американского психолога В. Джемса. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он пишет: «Существование Бога и сверхчувственного мира так же засвидетельствовано религиозным опытом, как чувственным опытом засвидетельствовано существование эмпирического (внешнего) мира. Этот опыт обнаруживает переживающим его людям реальность (действительное существование) Божества и притом не как абстрактной (отвлечённой) сущности, но как живой силы, оказывающей ощутимое воздействие на наше существование. И науке ничего не остаётся, как признать эти данные сверхчувственного опыта».
Итак, Бог проявляет Себя в душах людей; следовательно – Бог существует.
II. Возражения атеистов и ответы на возражения:
1) Атеисты говорят, что «все вышеприведённые чувствования Бога не могут считаться доказательствами. Люди, – продолжают они, – могут убедить себя в чём угодно, могут верить и даже видеть Бога, Которого на самом деле нет, – могут галлюцинировать. Поэтому чувствам и ощущениям верить нельзя».
Отвечаем: Если мы не будем доверять своим чувствам, то придётся всё отвергнуть. Ведь всё – и свет, и звук человек воспринимает посредством чувства. Наука говорит, что в природе нет ни света, ни звука, а существует более или менее быстрые колебания воздушных волн. Но, тем не менее, несмотря на все доказательства науки, мы, основываясь на своих личных ощущениях и чувствах, уверены, что существует свет, звук и т.п. Мы своим чувствам доверяем больше, чем науке с её аппаратами. Также должно верить и чувствованию ощущения Бога.
2) Атеисты говорят, что «человек, испытывающий чувство Бога, обманывается». Но это можно только говорить, – доказать же этого нельзя, как нельзя доказать того, что испытывающий чувство голода, в самом деле не голодает, а только обманывает самого себя.
Вера в Бога, ощущение Его, или, что то же – религия – не может быть самообманом потому, что она представляет факт всемирно-исторический. История (наука о прошлом) и этнография (наука о народах земли) свидетельствуют, что не существовало и не существует ни одного народа, который бы не верил в Бога (об этом пишут учёные: А. Ф. Гумбольдт, Картфаж, Тиле, М. Мюллер, Тайлер и др.). Дюрквейм говорит: «Это чувство слишком всеобще в человечестве и слишком постоянно, чтобы мы могли считать его иллюзорным... Иллюзии не переживают тысячелетий».
Итак, всеобщность веры в Бога и есть доказательство бытия Бога.
3) Атеисты возражают: «не все люди верят в Бога и не все Бога чувствуют, – значит, Бога и нет».
Но оттого, что слепые не видят солнца, а глухие не слышат звуков, мы, зрячие, не станем утверждать, что света и звуков не существует. Мы только скажем одно: есть слепые, которые не видят, и есть глухие, которые не слышат. Также и в духовной природе: и здесь есть слепые и глухие.
Религиозное чувство, жажда общения с Богом, тяготение к Нему – присущи каждому человеку. «Душа по природе христианка», – писал Тертуллиан. «Религия, – пишет американский историк Мензис, – есть психическая необходимость», т.е. неотъемлемое свойство человеческого духа. Но всякие способности и свойства могут развиваться или притупляться. Как одни развивают память, а другие притупляют её, как одни развивают своё здоровье, а другие губят его, так поступают и с религиозным чувством: одни его развивают и посему чувствуют Бога, а другие его заглушают и становятся неспособными ощущать Бога.
Представьте себе, что в это время, когда мы здесь говорим, над нами несутся радиоволны, которые сообщают миру о каких-либо важнейших событиях, но мы их не слышим, ибо не имеем радиоприёмника. То же бывает и с атеистами, вокруг которых всё полно звуками о Боге, а они ничего этого не слышат.
4) Бог проявляет Себя не только в душе верующих, часто и в сердце атеиста стучится Он. Только не все слышат этот голос, ибо его заглушают волны греха и страстей. Но и у людей, отрекшихся от Бога, бывают минуты, когда неудовлетворённость, беспричинная непонятная тоска почему-то наполняет сердце. Толстой в своей «Исповеди» заявляет, что у него порой периоды Богоискательства, тоски и отчаяния доходили до того, что он начинал прятать от себя шёлковый шнур, дабы не повеситься.
Итак, ощущение Бога бывает не только сладостным в Нём успокоением, счастливым и блаженным в Нём пребыванием, но и тоской, душевной мукой, неудовлетворённостью и отчаянием.
III. Заключение:
«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Очищайся же от грехов и страстей, – и ты Бога ощутишь всем своим существом.