Бог проявил Себя в устройстве и порядке мира
«Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20)
I. Бог проявил Себя не только в создании мира, но и в устройстве его.
Если всмотреться и вдуматься во всё нас окружающее, то мир поразит нас своей стройностью, порядком, красотой. Он подобен огромному зданию – дворцу, в котором каждая часть, каждый камушек и винтик находятся на своём месте. Порядок, красота и целесообразность видны в великом и в малом, во всём мире и в его частях.
1) Природа, находящаяся выше нас, представляет из себя чудо по царящему в ней порядку. Солнце, Луна, звёзды – всё это огромнейшие небесные светила, которые движутся с огромнейшей скоростью, каждое по своему пути, не сталкиваясь с другими. В их движениях замечательная точность, так, например, Солнце восходит и заходит в ту же минуту и секунду каждый год в один и тот же день. В появлении комет – математическая точность. Недаром учёный А. Ф. Гумбольд говорит, что «небесные светила, вследствие своего правильного течения, образуют, как бы, часы, показывающие жителям Земли не только часы дня, но и месяцы, годы и времена года. И часы эти никогда не портятся, не отстают и не спешат, а поражают своей точностью».
2) Точно также и в природе, окружающей нас, видны те же стройность, красота и соответствие средств целям.
Нас окружают три царства: минеральное, растительное и животное. Все эти царства так связаны между собою, что одно служит другому и нуждается в нём. Как в здании фундамент необходим для стен, крыша покрывает стены, а стены держат крышу, так и в окружающей нас природе минералы, растения и животные тесно связаны между собою. Но в то же самое время каждое из них в отдельности представляет собой вполне законченное, прекрасное и богатейшее сооружение.
3) Тот же порядок мы видим и в собственной своей природе. Человеческое тело по своему устройству представляет удивительнейшее создание. Дарвин пишет: «Человек – чудо и слава мира». Посмотрите, как расположена в человеке нервная система, или как движется (циркулирует) в нём кровь, как премудро устроен глаз и что за удивительный орган – ухо.
4) Учёные и простые наблюдатели всех народов и веков всегда поражались целесообразностью, красотою и порядком в природе, почему и давали ей такие названия:
а) греки – космос, т.е. благоустроенное целое;
б) латиняне – мундус, т.е. украшение;
в) наши предки – мир, т.е. согласие, гармония, красота, ибо в природе всё подчинено законам, которых она не нарушает. Проф. Хвольсон в своём сочинении, недавно изданном, пишет, что «мир не есть хаос, но организм, развивающийся в определённом направлении», что «существует мировой порядок» и что «удивительные закономерности связывают свойства различных физических величин».
II. Откуда же во всём мире порядок?
1) Атеисты говорят, что весь порядок бытия, мир со всеми его законами произошёл от случайного соединения мельчайших материальных частиц. Но:
а) Случай не создаёт порядок, а наоборот, нарушает его. Например, случайно можно сломать ногу, но у безногого случайно не вырастет нога; случайно сбросив чашку, можно её разбить, но разбитая чашка случайно не склеится. Древний мудрец говорит: «Представьте себе, что вы занесены на пустой и до сих пор никому неизвестный остров и что вы нашли там прекрасную мраморную статую. Вы, конечно, тотчас сказали бы: «Без сомнения, здесь когда-то жили люди, – я узнаю руку искусного скульптора». Но что вы ответили бы, если бы вам возразили: «Нет, никакой скульптор этой статуи не делал. Правда, она сделана изящно и по всем правилам искусства, но это ничего не значит, – всё это дело случая: нашёлся кусок мрамора, ветры и бури оторвали его от горы, дожди округлили его и дали ему именно эту форму, сильный ураган бросил его на этот пьедестал, который здесь также образовался сам собой». Поверили бы вы этому?
2) Атеисты, утверждая, что мир произошёл сам собой, а не создан Премудрым Богом, указывают на его несовершенства, например: грозы, ураганы, войны, моровые поветрия, на борьбу между живыми существами из-за средств к жизни, на некоторые, как бы ненужные члены в организме человека и т.д.
Отвечаем: Да, мир несовершенен, ибо совершен один только Бог, но, тем не менее, в мире преимуществует порядок и красота, и даже те явления, которые, как будто нарушают этот порядок, и те полезны миру. Как после страшной грозы наступает свежий, ясный день, так полезны и многие иные природные явления. Кроме того, люди ещё так мало знают о себе и о всём мире, что не могут правильно и безошибочно решать, что лишне и вредно. Как часто бывает, что та кишка, которая вчера ещё докторами признавалась вредной и ненужной для человека, сегодня признаётся необходимой.
Дарвин писал: «Невозможно представить себе, чтобы вся эта величественная и чудесная вселенная с нами, сознательными существами, возникла лишь благодаря случаю, и эта невозможность является для меня главным доказательством в пользу существования Бога».
Русский знаменитый хирург Н. И. Пирогов в своём дневнике пишет: «Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намёка об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
III. Заключение.
Итак, нормальный человек, по словам Пирогова – не сошедший с ума, знакомясь с природой, не может быть атеистом, ибо во всём он видит проявление Высочайшего Разума, неизмеримого Могущества и беспредельной Благости Господа и Творца.