Бог поругаем не бывает. 1913 г.
Велико долготерпение Божие, велика и любовь Его к согрешающему человеку! Ради этой любви Он с неба сошёл на землю, жил, страдал и принял самую постыдную смерть. Единственно только любовь Божия держит наш погрязший во грехах мир. Стань на смену этой любви одно только правосудие Божие – и тогда от земли с живущими на ней ничего бы не осталось; всё бы погибло в той бездне, в которую всё ниже и ниже опускается преступный мир. Величием и неизмеримостью любви Божией, желающей не смерти грешника, а возрождения его и покаяния, и объясняется то, что на свете, наряду с добрыми христианами, наряду с доброй пшеницей вырастает и живёт гнилая пшеница и плевелы-неверы, сектанты и многое множество богохульников. Наслаждаясь земными благами, данными им Богом, эти слепцы вместо благодарности своему Творцу и Промыслителю, вместо постоянного благоговейного о Нём памятования – на всяком месте бесчестят Его, поносят и оскорбляют. Эти невежды не боятся осмеивать и ругаться над тем даже, что освятил Сам Бог.
У них пост, – этот подвиг, без которого не мог обойтись даже Сам Сын Божий (постясь сорок дней), считается ненужным, излишним и даже вредным. Святые иконы – эти портреты нашего Владыки Господа или Его избранников – они считают идолами, кумирами; храмы – капищами; законных пастырей – наёмниками, фарисеями и т.п.
Но до поры до времени милосердие Творца щадит этих безумцев, до поры до времени сдерживает Он Свою правосудную карательную десницу. Но всему бывает предел. Бывает, что и Бог, видя, что долготерпение Его не вразумляет нечестивцев, прибегает к иным мерам вразумления их. Эти меры на нашем языке называются Божиим наказанием. Собственно, это не есть наказание Божие, но страшная мера вразумления грешника. В данном случае Бог действует как доктор, который, дабы спасти больного от неминуемой ему смерти, решается на болезненную для него операцию и тем спасает своего пациента. Желая заставить людей если не любовью и милостью, то, по крайней мере, строгостью и бедствиями оглянуться на себя, Бог и насылает на них кары. Быть может, теперь они покаются?
Так, недавно кара Божия постигла одно штундовское семейство.
В деревне Сергиевке (Рябушинской волости Саратовской губернии) во главе штундистов стоит некий Бесчастнов. Как и все штундисты-проповедники, он чуть ли не каждый Божий день ругает православную веру и её установления и этому же учит и своих детей. Долго терпел милосердный Господь поругание Своих заветов Сергиевскими штундистами, но наконец их решил образумить небесною карою.
Однажды Бесчастнов послал своего сына Тихона к тестю своему Бугаеву пригласить его к себе. Вошёл Тихон в дом деда, и первое, что он увидел, была икона Святителя Николая. Слыхавший от своего отца-богохульника, что иконы – «мерзость» и «идолы», и привыкший уже и сам кощунствовать над ними, Тихон и здесь не выдержал и разразился на образ Святителя Божия руганью. Забыл он и Бога, от Которого не утаится всякое наше слово; не побоялся он оскорбить и своих родных старичков; не посовестился он и Святителя Николая – и изрыгнул страшную хулу на угодника Божия.
Бугаевы, конечно, были очень огорчены и обижены поступком внука-кощунника, и от приглашения отказались.
Выходя из избы, Тихон почувствовал резь в глазах, а спустя минуту-две из глаз его полились слёзы, и он перестал видеть. Призвали лекарей – ничего не вышло; повезли его к докторам, но те объявили болезнь его неизлечимой.
Вот как, православные христиане, Бог учит людей! Не хотели сектанты в радости да довольстве вспомнить Бога, не хотели они исполнять Его установлений, не хотели они подчиняться Его единственно-святой Православной Церкви – и послал за это на них Бог горе, послал Свою кару: быть может, теперь образумятся?
Памятуй же, православный христианин, этот случай, и не только сам никогда не дерзай идти против установлений Православной Церкви, но и встречающихся тебе невер и сектантов отговаривай от их погибельного пути, за который, если не в этой жизни, то неизбежно в будущей, они понесут страшное наказание.
Бог поругаем не бывает!